Понятие «нововведение» определяется как прогрессивное новшество, которое задействовано в динамике и которое является новым для организационной системы, использующей и принимающей ее. Слово «инновация» (от английского слова innovation) является по своему смыслу синонимом слова «нововведение».
Слово «нововведение» рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новизны, которая способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности.
В многих научных трудах и различных исследованиях встречается понятие «инноватика».
Инноватику можно охарактеризовать, как процесс перехода от инновации к предпринимательству. Внутри самой инноватики появились понятий новые направления: сопротивление нововведениям, формирование новшеств, диффузия, адаптация к новшествам, инновационные организации, выработка инновационных решений и т. д.
Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а объект который успешно внедрен, то есть приносящий прибыль.
Совокупность организационных, научно-технических и технологических изменений, происходящих в процессе реализации инноваций определяют как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом.
Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, то есть это процесс, который направлен на разработку и реализацию результатов научных исследований и научно-технических достижений в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и разработок. Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.
Диффузия инновации — это процесс, посредством которого нововведение с течением времени распространяется по коммуникационным каналам между членами социальной системы. Диффузия — это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или сферах применения.
Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Первая форма инновационного процесса предполагает создание и использование новшества внутри одной организации. Оно в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. Во второй форме новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный же инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя, что способствует развитию конкуренции и обусловленному ею совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:
- создание новшества и его распространение;
- диффузия нововведения.
Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. В ходе второй фазы общественно полезный эффект перераспределяется между субъектами нововведения, производителями и потребителями.
Распространение инновации — это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации
Инновационные процессы рассматриваются как процессы, которые пронизывают всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и в конечном счете ориентированные на удовлетворение потребностей рынка.
Детальную типологию инноваций дал А. И. Пригожин.
Он разделил инновации следующим образом:
- По типу новшества: материально-технические и социальные, организационно-управленческие и экономические, педагогические и правовые;
- По механизму осуществления: единичные, диффузионные, завершенные и незавершенные, правовые и педагогические;
- По инновационному потенциалу: радикальные, комбинированные, модифицирующие;
- По особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные и межорганизационные;
- По эффективности: эффективность производства и управления, улучшение условий и т. д.
Инновационный менеджмент-это особый вид профессиональной деятельности, который направлен на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, применение различных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента
Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи и товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.
Литература:
- Масленникова Н. П., Желтенков А. В.Менеджмент в инновационной сфере: учебное пособие. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. — 536 с.
- Фатхутдинов Р. А.Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2005–448 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
- Переходов В. Н.Основы управления инновационной деятельностью. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 222 с.
- Медынский В. Г.Инновационный менеджмент: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 295 с. — (Высшее образование).
- Коноплев С. П.Инновационный менеджмент: учеб. Пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 128 с.