Условия реализации подготовки детей к обучению в системе «семья — школа» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 18.05.2016

Статья просмотрена: 321 раз

Библиографическое описание:

Стригунова, А. Г. Условия реализации подготовки детей к обучению в системе «семья — школа» / А. Г. Стригунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1299-1302. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30162/ (дата обращения: 19.12.2024).



В отношении младшего школьного возраста, то в большинстве стран мира воспитания детей до их вступления в школу является личным делом семьи, а содержание и способы воспитания передаются по традиции. Конечно, в отдельных странах ведется большая работа по просвещению родителей, но она главным образом сосредотачивается на вопросах питания и гигиенического ухода. Проблемы педагогики семейного воспитания по отношению к детям дошкольного возраста разработаны еще недостаточно, и трудно превратить всех родителей в педагогов, сознательно управляют процессами развития детей в эти наиболее ответственные периоды детства.

В условиях господства семейного воспитания является лишь два вида деятельности, которые имеют влияние на процессы развития ребенка. Это, во-первых, различные формы труда в семье, во-вторых, игра в ее самых разнообразных формах [4]. Работа все более и более вытесняется из жизни современной семьи, остаются лишь некоторые формы бытового труда по самообслуживанию. Игра, как все, что не является трудом, становится основной формой жизни ребенка, общей формой воспитания детей. Замкнутая в круг семья и семейные отношения, живя в пределах своей детской комнаты, ребенок отражает в игре, главным образом, эти отношения и те функции, которые осуществляют отдельные члены семьи по отношению к ней и друг к другу. Возможно, именно поэтому создается впечатление существования особого детского мира игры, как деятельности, имеет своим содержанием различные компенсации, за которыми лежит тенденция ребенка вырваться из этого замкнутого круга в мир широких социальных отношений.

Шестилетние первоклассники требуют повышенного внимания со стороны педагога и родителей. Именно на них ложится основная ответственность за сохранение психического и социального здоровья каждого ребенка, обеспечение по-настоящему индивидуальный подход к ней, учета личностных различий в учебно-воспитательном процессе.

Работа педагога с первоклассниками и их родителями должно начинаться еще на этапе записи ребенка в первый класс. Отсюда вытекает специфика дошкольной подготовки будущих первоклассников в сотрудничестве с семьей. Именно осведомленность родителей первоклассников и их готовность выполнять требования учителя в работе с детьми дома является залогом обеспечения готовности ребенка к обучению в школе. Поэтому обеспечение родителями основных педагогических условий он должен играть основную роль во время предыдущей диагностической беседы с ребенком, когда выявляется уровень и особенности подготовленности ребенка к школьному обучению. Этот предварительный (чисто ориентирующий) этап предшествует деятельности педагогического коллектива.

Организационно вся работа по подготовке будущих первоклассников к школе в сотрудничестве родителей и учителя может проходить в несколько этапов:

− Ознакомление родителей с особенностями детей 6-летнего возраста.

− Работа с родителями по обеспечению подготовки ребенка к школе в домашних условиях.

− Проведение до образовательного знакомства с детьми [6].

Задача учителя — разъяснить родителям, какие аспекты по социальной и учебной деятельности шестилеток обусловливают коррекцию привычных для родителей методов воспитания. Лучше всего такую работу осуществлять через сочетание теоретических лекций, подготовленных педагогом, с посещением детского сада и совместного семинара учителей и воспитателей дошкольного учреждения.

После изучения детей следует провести специальное занятие методического объединения учителей начальной школы с родителями первоклассников, в ходе, которого рассмотреть результаты тестирования, проанализировать сложные случаи и разработать индивидуальные программы работы с «особыми» детьми.

В содержание работы с родителями входит предварительное информирование, которое лучше всего проводить на общем собрании родителей будущих первоклассников, индивидуальное собеседование с родителями по результатам собеседования, консультации и оказания методической помощи тем родителям, чьи дети оказались недостаточно готовыми к школьному обучению, родительский всеобуч в течение первого года обучение.

Предварительное информирование должна содержать следующие сведения:

− Особенности развития детей шестилетнего возраста, требования школы к будущему первоклассника.

− Цель собеседования и параметры, изучаться.

− Зависимость готовности к школьному обучению от общеразвивающей работы с ребенком в предыдущие годы жизни. Возможность быстрого исправления недостаточной готовности.

− Суть вопросов, относящихся ко ребенку, их оценки.

− Психологическая подготовка ребенка к беседе с психологом и учителем.

− Организация собеседования. Обязанности и права родителей во время собеседования [6].

Чтобы предотвратить возникновение у родителей необоснованных страхов по собеседованию, следует подробно рассказать, как она будет проходить, представить родителям «экзаменаторов». Следует подробно остановиться на разъяснении сути до образовательного знакомства с ребенком, еще раз подчеркнуть, что качества, которые будут проверяться, не является «знаниями», и ребенок вовсе не должен знать все то, о чем ее спрашивают, а оценка учитывает и возраст ребенка, и ее настрой на сотрудничество со взрослым [3].

Чтобы подтвердить хороший уровень готовности к обучению, в большинстве задач достаточно дать правильный ответ только на треть вопросов, а там, где используют новые для ребенка формы работы, достаточно справиться с четвертью задач. Гораздо большее количество работ, вопросов, задач, которые даются каждому ребенку, от количества необходимых для нормальной готовности к школе баллов, как раз и предусматривает предоставление возможности разным детям можно лучше проявить свои умения. Поэтому родителей не должно беспокоить то, поймет их ребенок все, о чем ее спрашивать.

Часто родителей беспокоит чисто этическая проблема — не станут учителя во время собеседования подбирать себе только «хороших» детей, ставя заниженные оценки тем, кто по каким-то личным соображениям им не понравится. Чтобы не допустить этого, в собеседовании с одним ребенком будут участвовать не менее двух человек, и педагоги, которые вступают в классы, к такой работе не привлекаются. В сложных случаях родители имеют право не согласиться с результатами. Тогда ребенок пройдет дополнительное тестирование и, по желанию родителей, с новыми «экзаменаторами» [4]. Следует отметить, что к предостережениям родителей следует очень внимательно прислушаться, поскольку ответы таких маленьких детей могут зависеть от многих вне учебных факторов — неблагоприятных домашних обстоятельств, раннего подъема или, наоборот, позднего засыпания, легкого, внешне незаметного недомогания ребенка, чрезмерной эмоциональной возбудимости и др.

Результаты собеседования сообщаются родителям каждого ребенка индивидуально. Недопустимо проводить общее собрание, публично разглашать результаты или вывешивать любые списки с указанием уровней готовности детей. В разговоре с родителями основные акценты должны ставиться на возможности быстрой коррекции выявленных проблем и на общей ответственности семьи и школы за дальнейшую судьбу ребенка.

Родителям недостаточно подготовленных детей обязательно должны предоставляться конкретные методические рекомендации, перечень необходимой для работы с ребенком литературы и коррекционные упражнения [7]. При этом следует помнить, что среди родителей недостаточно подготовленных детей будет значительная группа таких, которым просто инструктирование и даже представления методических материалов мало чем поможет, поскольку в них практически отсутствуют знания об основах правильного развития детей. Для таких родителей целесообразно организовать краткосрочные вечерние курсы, на которых подробно рассказать о формах и методах работы с детьми по преодолению недостаточной готовности к школьному обучению. Конечно, каждый педагог имеет собственное видение того, о чем и как следует говорить родителям на таких занятиях.

Обычно родители недостаточно ответственно относятся к занятиям с детьми. Чаще всего у них нет даже простейшей программы таких занятий, работа ведется хаотично, от случая к случаю. Занятия должны проходить систематически, примерно в одно и то же время, поскольку ребенок должен психологически настроиться на работу.

Успешное обучение учащихся 1–4 классов зависит не только от учителя, но и от внимания родителей к своим детям еще во время подготовки детей к школе. Не обладая учебными умениями и навыками, дети без помощи родителей не могут преодолеть тех или иных проблем. Но родительская помощь не всегда соответствует методическим требованиям. Одни родители готовят детей к школе путем выработки навыков чтения, письма и счета, другие обращают большее внимание на развитие личности ребенка, и т. д. Поэтому родителям в сфере подготовки детей к школе необходимо педагогическое руководство [6].

Практика показала, что родители могут быть близкими и надежными помощниками учителя в том случае, если они правильно помогать детям в учебной работе. Как правило, учителя проводят групповые и индивидуальные консультации, чтобы установить единые требования по контролю знаний учащихся, ознакомить родителей с приемами и методами проверки домашних заданий, чтобы они могли оказать помощь при закреплении учебного материала.

Учителю следует изучить индивидуальные особенности своих учеников, условия жизни каждого ребенка в семье. Принимая 1 класс, он должен ознакомиться не только с учениками, но и с их родителями: определить их общеобразовательный уровень, знание педагогической литературой, имеют ли они опыт воспитания детей младшего школьного возраста [3].

Большое внимание нужно предоставлять привлечению родителей к организации распорядка дня ученика в семье. Готовясь к наблюдению за учениками, которые не соблюдают правильного распорядка дня, необходимо продумать предложения и рекомендации. На конкретных примерах показать родителям, как негативно влияет на дальнейшую успеваемость детей отсутствие спланированного распорядка дня.

Организационно вся работа по повышению уровня адаптированности первоклассников к школе в сотрудничестве родителей, детского сада и школы может проходить с использованием такого комплекса мероприятий:

− Проведение педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостаточной готовности к школьному обучению.

− Мониторинг психического состояния шестилетних первоклассников и обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку.

− Остановимся подробнее на конкретных задачах этих этапов [1].

Повышение уровня адаптированности детей к обучению требует от учителей, как и от родителей, определенной внутренней перестройки, настроенности на работу с детьми, чей физиологический, когнитивный и психосоциальное развитие, несмотря на внешнее сходство с развитием ребенка семи лет отмечается рядом существенных отличий.

В течение первых месяцев обучения на еженедельных совещаниях учителей начальных классов следует проводить отслеживание учебных успехов или неуспехов детей «группы риска» и обсуждать эффективность использованных учителем коррекционных приемов и методов. Школьный психолог, который вместе с завучем отвечает за качество этой работы, непосредственно руководит учителями и помогает им в разработке индивидуальных программ коррекции.

На консультациях можно ознакомить родителей с распорядком дня первоклассника, который составляется с учетом особенностей каждой семьи. Вместе с родителями целесообразно организовать контроль над выполнением домашних заданий детьми, матери которых работают. Члены родительского комитета могут взять шефство над этими детьми, проверять выполнение ими домашних заданий, помогать организовывать досуг.

В дошкольный период закладываются основы грамотной устной и письменной речи, выразительного чтения, математического мышления. Поэтому важно еще перед началом школьного обучения определить единые требования к выработке у учащихся необходимых умений и навыков.

На групповых консультациях целесообразно ознакомить родителей с навыками, которыми овладевают первоклассники по чтению, письму, математике, объяснить, какие разделы учебной программы сложные для усвоения, на что необходимо обращать внимание при проверке домашних заданий. Напомнить, что домашние задания дети должны выполнять в указанное время по распорядку дня, сидеть прямо, не наклонять низко голову над тетрадью, правильно держать ручку.

Если ребенку не удастся четко и правильно писать буквы, следует порекомендовать ему внимательно, рассмотреть образцы письма в тетради, несколько раз обвести их сухим пером, только потом — написать. При чтении требовать четкого и правильного произношения звуков, слогов, слов. Дети должны понимать смысл слов, предложений, уметь коротко, ясно выражать мысли при переводе. Для наработки навыков чтения по слогам можно рекомендовать родителям разучивать с учениками ребенку песни, загадывать загадки, проводить беседы по картинкам и т. Д. [5].

Ознакомление с требованиями, которые ставит учитель ученикам при овладении начальной грамоты, помогает родителям правильно осуществлять контроль над выполнением детьми домашних заданий, что значительно повышает эффективность работы учителя с учениками на уроке. Однако только одного контроля над успеваемостью учащихся недостаточно, необходимо еще и систематическая помощь в закреплении учебного материала. С этой целью проводят консультацию для родителей по конкретным разделам программы, которые вызывают трудности у некоторых учащихся.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 456 с.
  2. Боно Э. Учите Вашего ребенка мыслить. — Минск, 1998. — 98 с.
  3. Венгер А. Л. Венгер Л. А. Готов ли Ваш ребенок к школе. — М.: Ваклер, 1994. — 112 с.
  4. Запорожец А. В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки детей к школе // Дошкольное воспитание. — 1977. — № 10. — С. 45.
  5. Лисина М. И, О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни // Вопр. психологии. — 1978. — № 5. — С. 45–49.
  6. Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольников. — К.: Знания, 1985. — 156 с.
  7. Семаго Н. Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста // Журнал практического психолога, 1999. — № 4. — С. 45–49.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, школьное обучение, работа, недостаточная готовность, учитель, школа, главный образ, детский сад, индивидуальный подход.


Похожие статьи

Организационно-педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к здоровому образу жизни в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа»

Система поиска и поддержки одаренных школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования

Интернет-технологии и дистанционный подход к обучению в системе дополнительного образования детей

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Педагогические условия развития общения детей раннего возраста в доме ребенка

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Организация обучения школьников в условиях инклюзивного образования

Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к здоровому образу жизни в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа»

Система поиска и поддержки одаренных школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования

Интернет-технологии и дистанционный подход к обучению в системе дополнительного образования детей

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Педагогические условия развития общения детей раннего возраста в доме ребенка

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Организация обучения школьников в условиях инклюзивного образования

Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Задать вопрос