Работа посвящена рассмотрению нынешнего состояния межкорпоративного делового туризма в Российской федерации. Исследуются важнейшие проблемы и предложены возможные пути их решения.
Ключевые слова:межкорпоративный деловой туризм, Россия, проблемы туризма.
Деловой туризм сегодня — это одна из самых высокодоходных отраслей не только российской, а так же и мировой туристической индустрии. Некоторые эксперты считают, что эту отрасль, по своим доходам, можно будет скоро сопоставить с нефтегазовым бизнесом. Считается, что на деловой туризм приходится не менее 30 % от всех туристических поездок в мире. Ежегодно количество таких поездок составляет примерно 100 миллионов.
В России, как и в любой динамично развивающейся стране, рынок делового туризма с каждым годом набирает обороты роста. Этот бизнес уже вошел в первую двадцатку самых крупных отраслей Российской Федерации. За 2014 год в нашу страну посетило 28 миллионов человек, а это 9 место в мире. Доходы от делового туризма в 2014 году составили примерно 11 миллиардов долларов США.
Деловой туризм — это совокупность двух видов туризма. Это в свою очередь корпоративный деловой туризм и межкорпоративный деловой туризм. Их особенности и различия будут представлены в Таблице-1.
Таблица 1
Отличительные особенности корпоративного имежкорпоративного туризма
В российской Федерации основой делового туризма является корпоративный сектор. Межкорпоративный сектор у нас только начинает появляться. Это можно наглядно объяснить на примере 2004 года — по статистическим данным Международной Ассоциации конгрессов и съездов ICAA (Таблица-2)
Таблица 2
Количество проведенных межкорпоративных мероприятий вразличных городах
Межкорпоративный туризм это в основном «Конгрессная деятельность». Эксперты оценивают его долю на Европейском рынке в 50 %, когда в России это оценка существенно ниже — 5 %.
Есть много причин того, почему мы слабо развиты в этом направлении. Чтобы лучше их понять разберем понятие и сущность «Конгрессно-выставочной деятельности».
Конгрессно-выставочная деятельность — это та часть межкорпоративного делового туризма в которой принимают участие предприниматели, исследователи, врачи, преподаватели и представители других профессий. Такие мероприятия в основном проводят в формате: конгресс, выставка, ярмарка, конференция, семинар или форум. Участники приезжают на эти мероприятия с разными целями — кто то приехал услышать выступление ученого, кто то приехал на встречу и поиск новых партнеров, кто то приехал провести переговоры в большом формате.
На Западе деловой туризм принято называть словами «Бизнес путешествие» (business travel). Чаще всего европейцы называют деловой туризм аббревиатурой из английских слов — MICE. Она расшифровывается как — Meetings, Conferences, Incentives, Exibitions (Встречи, Конференции, Инвестиции, Выставки)
Кто же является заказчиком и организатором таких мероприятий? Конргессные мероприятия направленны на массовый сбор нужных людей. Они обычно организуются государством, большими фирмами или некоммерческими организациями. Участники таких мероприятия обычно люди науки или бизнеса, поэтому и требования к организации мероприятий очень высоки. Для хорошей организации требуются высококвалифицированные кадры, а поскольку такие мероприятия чаще всего бывают международными, обслуживающему мероприятие персоналу желательно владение несколькими языками.
Зачем же проводят такие мероприятия? Конгрессно-выставочная деятельность хоть и является хорошим ударом по карману, но она приносит существенную пользу заказчикам.
Таблица 3
Преимущества иминусы Конгрессно-выставочых мероприятий
Основной причиной такого слабого развития в этом направлении делового туризма в Российской Федерации можно назвать отсутствие целенаправленной государственной программы развития делового туризма. Глобальность таких мероприятий, их экномо-политическое значение должно подразумевать подготовку и организацию на государственном уровне. Так же желательно и участие государственных органов (министры, депутаты и т. д.)
Решение этой проблемы можно опять же увидеть у зарубежных коллег. Там мероприятия такого уровня организовывают обычно органы, которые называются конгрессные бюро. В Европе они существуют на всех уровнях — начиная с государственного и заканчивая городским. Эти органы созданы с целью развивать конгрессную деятельность и продвигать свой регион, к которому они закреплены, на рынках делового туризма.
Таблица 4
Функции конгрессных бюро
Функции |
Продвижение своего региона на международном рынке |
Учет статистики проведенных международных мероприятий в своем регионе |
Представление своего региона на зарубежных международных выставках |
Реклама своего региона, маркетинг |
Конгрессные бюро в Европе — это не коммерческие организации. Они финансируются со стороны государства и направлены на развитие региона, города. Очень часто конгрессные бюро — это связующий элемент государства и малого бизнеса, который так же вовлечен в конгрессно-выставочную деятельность. Это способствует финансированию не только со стороны государства, но и со стороны малого бизнеса.
В Российской Федерации есть подобные организации и их достаточно много. Но их минус в том, что они все являются частными и поэтому их интересует только коммерческая выгода.
Хотелось бы еще обратить внимание на то, что инвестиции со стороны государства в эту отрасль приносили бы значительны деньги и самому государству. В пример можно привести конгрессное бюро Гётеборга, Швеция. При ежегодном бюджете в 900 тысяч евро эта организация приносит доход городу в 50 000 000 в год.
Конечно же очевидно, что развитие этой отрасли в Российской Федерации просто необходимо. Это позволит поднять наши позиции на мировом туристическом рынке и развивать перспективные регионы нашей страны. Для создания конкурентно-способного и успешного рынка делового туризма потребуется:
- Открытие Государственного конгрессного бюро. Основной его функций должно стать координирование и объединение деятельностью субъектов и объектов делового туризма в создании и улучшения общих норм и принципов регулирования делового туризма.
- Создание конгрессных бюро в регионах Российской Федерации. Если посмотреть на опыт зарубежных коллег, то можно заметить их успехи в этом направлении. Проведения выставок или других любых мероприятий за пределами столицы способствует развитию региона, в котором оно проводится. Сейчас в этом направлении делаются какие-то шаги. В пример можно привести город Владивосток. Каждый год в сентябре на площадке Дальневосточного Федерального университета проводят «Восточный экономический форум». В свою очередь сам Дальневосточный Федеральный университет и еще много объектов инфраструктуры были построены к саммиту АТЭС-2012. Это способствовало к резкому толчку развития в этом регионе и сам город серьезно преобразился.
- Создание российских представительств за границей. Они способствуют продвижению туризма в нашей стране за рубежом. Они бы занимались рекламой, представлением нашей страны на международных туристических выставках. Все таки Россия имеет огромный потенциал для проведения таких мероприятий на ее территорий и поэтому следует продвигать нас и за рубежом.
- Развитие инфраструктуры на территории РФ. Чтобы проводить мероприятия в регионах страны, а не в столицы, требуется, чтобы инфраструктура городов соответствовала уровню мероприятия. Гостиницы, дорого, выставочные комплексы — мало-того что они должны быть, так они должны выглядеть презентабельно и соответствовать уровню гостей. Все это требует вложений и инвестиций со стороны государства.
- Подготовка высококвалифицированных кадров для проведения таких мероприятий. На данный момент не все города могут похвастаться человеческими ресурсами, способными организовывать и проводить мероприятия на международном уровне. В регионах требуется повышать уровень образования, поскольку когда придет время понадобится больше количество образованных людей.
В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день рынок делового туризма в Российской Федерации еще слишком слабо развит. Причинами скорее всего являются отсутствие финансовой и правовой поддержки со стороны государства, плохая инфраструктура в регионах страны, отсутствие нужного количества высококвалифицированных кадров для проведение таких мероприятий за пределами столицы. Решение всех этих проблем должно дать свободу для динамического развития межкорпоративного делового туризма в России.
Литература:
- Ленкова М. И., Марченко Е. Г. Конгрессно-выставочный туризм — динамично развивающийся сектор делового туризма//Курорты. Сервис. Туризм. 2014. № 3–4 (24–25). С. 63–69.
- Морозова Н. Н. Деловой туризм как социально-экономический инструмент инновационного развития региона//Вестник Донского государственного технического университета. 2012. Т. 12. № 3 (64). С. 94–101.
- Клименко Т. И. Деловой туризм в Казани: реалии и перспективы//Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 2. С. 65–69.
- Кравченко Е. В. Тенденции развития российского туризма: деловой туризм//Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 9–2. С. 12–15.
- Логвиненко М. И. Развитие туризма в Приморье и его влияние на экономику края//Взгляды креативного общества. 2016. Т. 5. № 2. С. 18–23.