Дошкольный возраст — период расцвета детской познавательной активности. Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день и играет важную роль в развитии личности в целом. Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-дошкольника еще и потому, что степень сформированности и развития этих процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности.
Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.), так и отечественные (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Е. И. Конради, А. А. Смирнов и др.). Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Наряду с вышеуказанной проблемой, на современном этапе развития педагогической теории и практики, особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н. Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Е. А. Стребелева, Г. В. Чиркина и др.).
Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи.
Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей, а также становлению их личностных качеств (И. Т. Власенко, Ю. А. Гаркуша, Н. А. Никашина, О. Н. Усанова, Л. С. Цветкова и др.). Для многих детей с речевыми нарушениями характерна недостаточная выраженность познавательных процессов, нарушение и замедление приема и переработки сенсорной и речевой информации. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети данной категории отстают в развитии наглядно — образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, И. Т. Власенко, Ю. А. Гаркуша, В. А. Ковшиков, Е. Ф. Соботович, Л. И. Тигранова, О. Н. Усанова и др.). Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно — волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Как показывают исследования Е. М. Мастюковой, клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи не редко выявляют у них характерные нарушения познавательной деятельности в целом, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью. В связи с этим детям данной категории следует обеспечивать максимально возможный уровень психического развития, выявление и учет индивидуально-психологических особенностей с целью использования всех их потенциальных возможностей, а также разработку и внедрение коррекционно-развивающих технологий, направленных на полноценное формирование и развитие всех видов деятельности (Н. Н. Малофеев, Е. А. Стребелева, Г. В. Чиркина, Е. Л. Черкасова).
В коррекционно-педагогической работе по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня главными задачами являются развитие понимания речи, развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний, развитие внимания, памяти, мышления и других познавательных психических процессов.
Учитывая возрастные, характерологические особенности детей с ОНР III уровня, выраженный речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, необходимо с первых же занятий создавать у них положительный настрой, желание активно контактировать с педагогами. Успех первых шагов во многом определяется тем, насколько педагог сможет заинтересовать ребенка, организовать увлекательную для него ситуацию, создать стимул для подражания.
В работе по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня важно учитывать специфическое отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
С целью развития познавательных процессов необходимо организовать познавательную деятельность так, чтобы сделать процесс познания эмоционально насыщенным, а также помнить, что показателями активной мыслительной деятельности являются способность относительно долго проявлять интерес к проблеме и наличие интереса к педагогической задаче и процессу её решения.
Также коррекционно-логопедический процесс должен быть тесно связан с развитием эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие. Таким образом, данная работа позволит не только развить познавательные процессы, но и обеспечить детям полноценное речевое общение и подготовить их к обучению в школе.
Литература:
- Брежнева, О. В. Формирование познавательной активности у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 2. — С. 12.
- Годовикова, Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. — 2004. — № 1. — С. 34.
- Васильева, М.А., Гербова, В.В., Комарова, Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова.- М., 2006. — 140 с.
- Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина. — М., 2005.- 239 с.
- Филичева, Т.В., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада [Текст] / Т. В. Филичева, Г. В. Чиркина.- М., 2007. — 100 с.
- Субботина, Л. Ю. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника [Текст] / Л. Ю. Субботина. — Ярославль, 2000. — 210 с.