Конфликтные ситуации ворганизации
Гребенюк Таисия Алексеевна, студент;
Бусоедов Иван Александрович, студент
Дальневосточный федеральный университет
Статья посвящена такой актуальной теме как конфликтные ситуации в организации. Каждый человек имеет право на свое личное мнение, и часто бывает что мнения людей различаются, и это становится причиной возникновения конфликтных ситуаций между данными людьми. В статье рассмотрены виды конфликтных ситуаций, классифицированных разными способами, а также причины возникновения конфликтных ситуаций.
Ключевые слова: конфликты, конфликтные ситуации, организации, индивид, группа.
Современный человек проводит всю свою жизнь в общении с ему подобными. Каждый индивид имеет свое личное мнение, свою точку зрения на мир. И нередко между людьми возникают разногласия. Не становятся и исключение разногласия в организации. Само понятие организации можно представить в трех аспектах. Определения понятия приведены в таблице, представленной ниже.
Таблица 1
Определение понятия «организация»
Какой бы идеальной не была система взаимодействия сотрудников в организации, конфликтные ситуации все равно будут иметь место быть. И поэтому ставится вопрос не как полностью избежать конфликтов, а как прийти к их рациональному разрешению. Под конфликтом в организации следует понимать иерархию межличностных связей, стремящихся рационально разрешать возникшие противоречия, появившиеся на фоне различающихся мнений и взглядов, а также при недостатке ресурсов, которые являлись в данной ситуации необходимыми потребностями.
Конфликты классифицируются согласно различным параметрам. Но более распространенным является классификация конфликтов исходя из лиц, между которыми он возник. Так выделяются следующие виды конфликтных ситуаций:
– Внутриличностные;
– Межличностные;
– Между личностью и группой;
– Межгрупповые;
Внутриличностные конфликтные ситуации в свою очередь делятся на следующие виды, представленные на схеме.
Рис.1. Виды внутриличностных конфликтов
Следует уточнить, что внутриличностный конфликт не всегда осознается самим индивидом. Такой конфликт может возникать и на горизонтальном, и на вертикальном уровнях. Причины же могут колебаться от расхождения в личностных взглядах до соперничества в занимаемых должностях.
Конфликты между индивидом и группой возникают в двух случаях:
– Индивид не воспринимает установки группы;
– Группа не воспринимает индивида как важного для их общества;
Чаще всего такие конфликты возникают на горизонтальном уровне. И в таком случае группа имеет больше воздействия на индивида. Она может благосклонно к нему относиться в случае, когда он принимает установки общества, а может устроить ему неблагоприятную моральную обстановку на рабочем месте. На вертикальном уровне такой конфликт будет у индивида с его начальством.
Межгрупповые конфликты в организации возникают между ее различными системами. На следующей схеме представлены причины возникновения межгрупповых конфликтов.
Рис. 2. Причины возникновения межгрупповых конфликтов
Также можно выделить еще одну немаловажную классификацию конфликтов возникающих в зависимости от уровня деловых коммуникаций индивида. Данная классификация представлена в таблице 2.
Помимо непосредственно организационных конфликтов в организации существуют еще несколько видов конфликтов.
Производственные конфликты возникают по причинам разногласий относительно процессов производства. Могут возникать между сотрудниками разных квалификаций, или разных социальных категорий. А связаны они в первую очередь с человеческими ресурсами, а также с производственным оборудованием и сырьем, рабочими установками и другим.
Трудовые конфликты чаще всего возникают на материальной почве. Тогда, когда работники оценивают необходимую оплату пропорционально сделанной работе. При данном виде конфликта происходит стыкование интересов сотрудников по поводу трудовых взаимоотношений.
Таблица 2
Классификация конфликтов по уровням
Корпоративные конфликты подразумевают собой расхождение мнений между акционерами и органами управления общества, между иерархическими системами, между начальником и рабочим. В данных конфликтах причинами становятся вопросы касающиеся плана развития организации, состава управляющих компании.
Литература:
- Лысенко Ю. Н. Конфликты в системе управления производственной организацией // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2012. № 12 (92). С. 176–182.
- Козлов С. А. Конфликт в организациях // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2007. № 113. С. 129–134.
- Хофманн К. М. Причины конфликтов в организациях и их урегулирование // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1). С. 132–133.
- Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю., Семенова Н. К. Проблемы понятия «лидерство» // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 745–747.
- Евсеенкова Л. И., Целых Л. А. К вопросу выбора методов управления конфликтами в организации // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2015. № 27. С. 190–194.