В данной статье проводится анализ основных проблем и путей решения малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Рассматриваются задачи развития предпринимательства, способствующие его эффективному функционированию. Отдельно выделяются мероприятия для развития предпринимательства в отраслях промышленности.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, Республика Татарстан, предпринимательство.
При современном положении дел в сложившийся ситуации в экономике России малое и среднее предпринимательство находится в затруднительном положении. В условиях введенных санкций и повышения курса мировых валют предпринимателям приходится искать новые пути развития для поддержания текущего уровня и дальнейшего повышения эффективности деятельности. В данной статье рассматриваются возможные пути решения возникших проблем на примере малого и среднего предпринимательства в экономике Республики Татарстан.
Основные задачи дальнейшего развития предпринимательства в реформируемой экономике представлены в таблице 1.
Таблица 1
Задачи развития предпринимательства вРеспублике Татарстан
№п/п |
Задачи |
1 |
Вовлечение экономически активного населения в предпринимательскую деятельность |
2 |
Повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП |
3 |
Развитие кадрового потенциала предпринимательства |
4 |
Содействие технологическому перевооружению производства и повышению производительности труда субъектов МСП в промышленности |
5 |
Создание условий для устойчивого развития малых форм хозяйствования в сельской местности |
6 |
Содействие внедрению технологий, необходимых для производства инновационной и конкурентоспособной продукции |
7 |
Создание новых форм и развитие имеющейся инфраструктуры поддержки МСП |
8 |
Повышение качества оказания государственных услуг субъектам МСП, научно-методическое, нормативно-правовое и консультационное обеспечение |
9 |
Развитие внешнеэкономических связей, создание условий для продвижения продукции, производимой субъектами МСП на региональные и зарубежные рынки |
В связи со сложившейся ситуацией в мировой и российской экономике существует необходимость предпринять особые меры по поддержке предпринимательства. В первую очередь, требуется обозначить пути решения наиболее острых проблем предпринимательства в Республике Татарстан:
‒ рассмотреть возможность предоставления коммерческими банками отсрочек для субъектов малого и среднего предпринимательства по уплате части процентов, превышающей ключевую ставку Центрального Банка РФ, по ранее выданным кредитам;
‒ ограничить повышение цен со стороны предприятий-монополистов, выпускающих импортозамещающую продукцию для отечественной промышленности;
‒ субсидировать затраты на уплату процентов по банковским кредитам, ориентируясь на ключевую ставку, от которой зависит стоимость заемных ресурсов;
‒ субсидировать кредиты в иностранной валюте, затраты на подключение к сетям и уплату арендных платежей резидентами технопарковых структур.
‒ установление налоговых каникул и освобождение от проверок.
Рассмотрим возможные пути решения проблем предпринимательства в экономике на примере Республики Татарстан.
1. Нестабильность законодательства в сфере налогового и финансового регулирования сектора малого и среднего предпринимательства (МСП).
По оценке Росстата, в 2015 году в неформальном секторе было занято свыше 19 % общей численности экономически активного населения.
Для снижения негативного влияния данного фактора целесообразным является активное участие региональных органов исполнительной власти и институтов поддержки МСП, ответственных за развитие предпринимательства, в оценке регулирующего воздействия нормативных актов в данной сфере на федеральном уровне.
2. Проблемы доступа к источникам финансирования деятельности.
В этих условиях финансовая поддержка МСП должны быть ориентирована на меры, способные дать мультипликативный эффект. Одновременно меры поддержки целесообразно скорректировать для обеспечения снижения стоимости финансовых ресурсов, сокращения сроков рассмотрения заявок и требований к заёмщику.
3. Сохранение высокого уровня административных барьеров.
Для повышения инвестиционной привлекательности и улучшения условий для предпринимателей, важно сократить административные барьеры, которые препятствуют развитию предпринимательства в Республике. В частности, речь идет о сокращении сроков получения и количестве необходимого числа разрешений.
Меры для снижения негативного влияния высоких административных барьеров должны концентрироваться на сокращении неоправданных административных барьеров. На республиканском уровне необходимо обеспечить участие предприятий и органов исполнительной власти в актуализации технических норм и стандартов. Например, по использованию нефтехимической продукции в жилищном и дорожном строительстве.
4. Проблемы в нахождении рынков сбыта продукции.
Для преодоления данного фактора целесообразно стимулировать эффективность государственных закупок, закупок субъектов естественных монополий и компаний с государственным участием с обеспечением доступа к ним субъектов МСП. Другое направление — продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренний и внешний рынки.
Продвижению продукции на внешние рынки способствует проведение точечных, целевых визитов делегаций для проработки конкретных предложений о сотрудничестве с партнёрами за рубежом и в регионах России, а также активизация работы представительств и торговых домов республики. При организации данных направлений Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан предполагает учитывать интересы производственных средних и малых предприятий.
Следует отметить, что в России в целом потенциал роста МСП в промышленности в значительной степени исчерпан. Следует ожидать опережающего роста лишь для отдельных сегментов отрасли (радиоэлектроника), связанного с расширением спроса со стороны государства в специфической продукции. Это незначительно повлияет на общий рост показателей промышленных предприятий сектора МСП. Предполагается очень незначительный рост данного сегмента в среднесрочной перспективе.
В долгосрочной перспективе рост промышленности в общей структуре сектора МСП в России, в том числе и в Республике Татарстан, будет в значительной степени связан с эффективностью мер, направленных на:
‒ внедрение новых технологий;
‒ упрощение административных процедур;
‒ подготовку кадров различной квалификации.
В связи с изложенным, учитывая, что Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан не является уполномоченным органом исполнительной власти по реализации программ поддержки предпринимательства, целесообразно осуществлять развитие промышленного бизнеса в рамках текущей деятельности последующим направлениям (таблица 3.2).
Таблица 2
Направления развития предпринимательства вотраслях промышленности
№п/п |
Мероприятие |
1 |
содействие реализации совместных проектов крупных, средних и малых промышленных предприятий |
2 |
отстаивание интересов промышленного предпринимательства смежных отраслей |
3 |
участие в реализации мероприятий по продвижению продукции промышленного предпринимательства |
4 |
содействие повышению качества подготовки специалистов для промышленных предприятий, в том числе малых и средних путем развития системы наставничества, обеспечения участия работодателя в формировании программ обучения и т. д. |
На сегодняшний день с целью увеличения в Республике Татарстан удельного веса промышленного производства в обороте малого и среднего предпринимательства ведётся работа по оповещению и консультированию республиканских предприятий о возможности субсидирования части затрат за счет средств бюджета Российской Федерации в рамках ФЦП, реализуемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Подводя итог, хочется отметить, что решение проблем малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан возможно при содействии Правительства республики в рамках создания специализированных программ. В дополнение к этому необходимо взаимодействие с субъектами крупного предпринимательства, как в рамках одной отрасли, так и в смежных отраслях в виде проектов и специальных заказов.
Решение данных проблем имеет огромное значение для развития экономики Республики Татарстан в целом, а также способствует повышению благосостояния граждан и повышению социально-экономического уровня республики.
Литература:
- Кузьмина Е. Е., Кузьмина Л. П. Организация предпринимательской деятельности. Теория и практика. Учеб.пособие. 2-е изд. — М.: Юрайт, 2014. — 508 с.
- Полозков М., Чванов Р. Малому и среднему предпринимательству необходима налоговая поддержка // Государственная служба. — 2015. — № 4 (96). — С.52–55.
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/
- Министерство экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/
- Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fpprt.ru/