В статье автор подчёркивает, об эффективности использования ролевых и деловых игр проблемной направленности. Которые носят весьма продуктивный характер, что выражается в имитации, моделировании социально значимых отношений между участниками игры, в умении применять знания, творчество, практические умения выражать свои мысли на иностранном языке. А также этот метод влияет на развитие критического и творческого мышления студентов.
Ключевые слова: наглядности, ситуации, речь, язык, учебной, программа, направленность, метод, моделирование, сотрудник, мотивация, ролевая игра, персонаж.
Использование игр на уроках помогают созданию у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на занятии определённой ситуации, синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке. С их помощью можно не только хорошо отработать лексический материал, но и формировать воображение и языковое чутьё. Они позволяют разнообразить виды учебной деятельности и делают процесс изучения языка более динамичным и интересным.
Игры вообще и ролевые игры в частности представляют собой мощное образовательное средство. В гуманистической педагогике нас интересуют ролевые и деловые игры проблемной направленности. Однако дело изучить, например, по учебнику особенности течения той или иной программы, и совсем другое дело в процессе деловой игры «составить программу», участвовать на конференциях посвящённых программированию, на которых программисты докладывают специалистам разных профилей свои методы составление программ. Однако дело ознакомиться по литературе с регистрацией фирмы, правилами найма на работу; другое — представить себя бизнесменом, открывающим своё дело, сотрудником отдела регистрации или налоговым инспектором и имитировать их действия в определённой проблемной ситуации. Это деловые игры. Их задача — моделирование профессиональных ситуаций. И такая деятельность чрезвычайно важна. Мы считаем, что многие студенты технических вузов, подчас теряются, встречаясь с необходимостью решать профессиональные задачи в нестандартных ситуациях.
Большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно — межличностных связей. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. И успех в обучении — это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. Широкие возможности для активации учебного процесса дает использование ролевых. игр.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
Ролевая игра завоевывает всё большую популярность среди учителей иностранных языков. Идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории ролей. При овладении иностранным языком как средством общения необходимо воссоздать условия, подобные условиям, существующим при овладении родным языком. Мера условности может быть различной: перевоплощения в реальных людей, в литературных персонажей, в героев сказок и т. д. Элемент условности и перевоплощения присущ всем разновидностям ролевой игры.
Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:
1) Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в её наиболее существенных чертах. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнёров переплетается теснейшим образом.
2) Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно — побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива. Однако в учебных условиях не просто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующей опосредованности: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей.
В условиях иноязычного общения важно, однако, чтобы учащиеся смогли выразить то, что им хочется сказать. Языковое обеспечение (словарный и грамматический материал, навыки в пользовании ими) часто заслоняют саму цель — общение и от учащихся и от учителей. На уроках преобладают высказывания, вызванные к жизни директивно: «Расскажи о своём друге», «Расскажи о своей семье», «Расскажи о своей работе» так как преподаватель проверяет, как учащиеся умеют комбинировать соответствующий языковой материал. Мотив же, которым руководствуются при этом учащиеся, лежит за пределами речи: им важно ответить преподавателю. Положение меняется, если учащиеся вовлечены в ролевую игру. Точно обозначенные «предлагаемые обстоятельства» создают общий побудительный фон, а конкретная роль, которую получает студент, сужает его до субъективного мотива.
3) Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Студент входит в ситуацию, хотя и не через своё «Я», но через «Я» соответствующей роли.
4) Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала.
5) Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства. Исполнение ролей предполагает охват группы учащихся (ролевая игра строится не только на основе диалога, но и монолога), которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, помогать друг другу. При распределении ролей следует учитывать как языковые, так и «актерские» возможности учащихся, поручая одним более вербальные, другим — пантомимные роли, третьих же назначая на роли «суфлеров», давая им право подсказывать на основе текста.
6) Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Преподаватель должен побуждать их заботиться о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, ибо в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.
Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. В ролевых и деловых играх немаловажное значение приобретает сопровождающий фон — все виды наглядности: иллюстрации, фотографии, видеоклипы, слайды, схемы, диаграммы и так далее. В зависимости от сценария игры, её сюжета возникает необходимость показать, где будет происходить действие, кто в нём участвует. Можно использовать для этих целей фотографии: пейзажные, сюжетные, которые дают представление о месте действия, его целевой направленности, в том числе и профессиональной например, фотография офиса, пресс-конференции, аудитории и так далее — для деловых игр; фотографии различных достопримечательностей, представителей разных народов, с которыми встречаются участники «путешествия», семейные праздники. По ходу игры возникают необходимость разрабатывать какие-то документы например, маршрут экспедиции, предложения в законодательные органы, отчёты для налоговой инспекции. Возникает необходимость обсудить некоторые вопросы, для чего могут потребоваться убедительные доказательства, требующие не только вербального, но и графического выражения: таблицы, графики, чертежи, схемы, диаграммы.
Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести её с ситуацией, определить насколько она реально в ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка.
В заключение ещё раз подчёркиваем, что ролевые и деловые игры проблемной направленности носят весьма продуктивный характер, что выражается в имитации, моделировании социально значимых отношений между участниками игры, в умении применять знания, творчество, практические умения в различных областях в моделируемых ситуациях. Это действенное средство для развития критического и творческого мышления.
Литература:
- Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст]: пособие для учителей / Н. Д. Гальскова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003.
- Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению [Текст]: пособие для учителей иностранного языка / Е. И. Пассов. — М.: Просвещение, 1985.
- Полат, Е.С, Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. 2- издание.