Особое место в экономическом развитии любой страны занимает налогово-бюджетная политика, основной составляющей которой является действующая система налогообложения. Налоги занимают важное место в решении социально-экономических программ, оказывая многостороннее воздействии на хозяйствующие субъекты. Развитие налоговых отношений требует особого внимания, так как налоги обеспечивают взаимосвязь государственных, общенародных интересов с интересами коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.
Одним из современных направлений, реализуемых в рамках налогово-бюджетной политики, является повышение качества налогового администрирования, включающего в себя разработку методов урегулирования налоговой задолженности. Данное направление становится особенно актуальным как по качественным показателям, так и по количественным, вследствие роста налоговой задолженности, влекущей значительные негативные социально-экономические последствия, как для региона, так и страны в целом [6, с. 34].
Нормативно — правовое обеспечение урегулирования налоговой задолженности включает, помимо норм Налогового кодекса Российской Федерации, значительное количество подзаконных ведомственных, распорядительных актов, приказов, писем, принятых в основном ФНС России.
Применение налоговых норм по вопросам урегулирования налоговой задолженности осложняется тем, что понятие указанной задолженности четко не определено ни в Кодексе, ни в иных нормативных актах. Систематическое толкование норм налогового законодательства и сложившейся практики налоговых правоотношений позволяет прийти к выводу, что налоговой задолженностью считается объект налогового правоотношения, возникший вследствие неуплаты обязанным лицом в предусмотренные законом сроки налога, пеней, налоговых санкций.
Рассмотрев мнения различных авторов, можно прийти к выводу, что налоговая задолженность — это общий объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, и присужденных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, который выражается в денежной форме. В аналитическом учете налоговых органов налоговая задолженность выступает как сумма задолженности по налоговым платежам в бюджет и задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям.
Совокупная налоговая задолженность подразделяется на два вида: урегулированная и неурегулированная налоговая задолженность. Такое деление зависит от применения в отношении задолженности, тех или иных методов урегулирования, а также от наличия результатов применения таких методов. Урегулированная налоговая задолженность представляет собой часть совокупной налоговой задолженности, в отношении которой уже использованы методы урегулирования. Неурегулированная задолженность — это задолженность, в отношении которой не применялись методы урегулирования, либо применение данных методов является не целесообразным, в силу упущения сроков урегулирования. Неурегулированная задолженность состоит из задолженности безнадежной к взысканию в силу определенных обстоятельств, а также сумм недоимки, задолженности по пеням и штрафам, по которым налоговый орган еще не предпринял никаких действий по урегулированию [2, с. 6].
Возникновения налоговой задолженности является следствием такого явления как «уклонение от уплаты налога». Возникновения такого явления объясняется наличием множества причин, основные из которых можно сгруппировать в следующие группы: моральные причины (нравственно-психологические); экономические причины; технико-юридические причины; политические причины. Рассмотрим поподробнее каждые их них.
Так моральные (нравственно-психологические) причины являются причинами субъективного характера, поскольку неуплата налога или уменьшение суммы налога налогоплательщиком часто обусловливаются субъективным (негативным) отношением налогоплательщика к налогам, налоговой системе, государственным институтам в целом.
Экономические причины, напротив являются причинами объективного характера, которые также достаточно часто подталкивают индивидов к уклонению от уплаты налога. Экономические причины в свою очередь подразделяются еще на два вида причин: причины, вызванные финансовым состоянием налогоплательщика (внутренние) и причины, порожденные общей экономической конъюнктурой (внешние).
Технико-юридические причины объясняются несовершенством юридической техники налогового законодательства. Несовершенства налогового законодательства можно сгруппировать по двум направлениям, первое из которых связанно с наличием противоречий в налоговом законодательстве, малоизученными вопросами и неоднозначными трактовками налоговых норм, а второе вызвано сложностью и запутанностью норм налогового законодательства.
Политические причины возникают в том случае, если государство использует налоги как инструмент социальной или экономической политики, а также для обеспечения функционирования государства, за счет покрытия своих расходов. Класс, стоящий у власти, использует механизм налогообложения, для подавления другого не властвующего класса. Следовательно, в процессе сопротивления такому давлению возникает явление неуплаты налогов [1, с. 86].
Механизм урегулирования налоговой задолженности — это процесс взаимодействия методов и инструментов приводящий к конструированию тех или иных форм организации и функционирования конкретной системы. Взаимодействие методов и инструментов урегулирования налоговой задолженности для достижения определенных целей осуществляется с помощью институтов.
Преимущественно в работах большинства экономистов методы урегулирования налоговой задолженности объединены в три формы: добровольно-заявительные, уведомительно-предупредительные и принудительные. На мой взгляд, будет целесообразно отдельно из принудительной формы выделить обеспечительную форму урегулирования совокупной налоговой задолженности и дополнить механизм урегулирования дополнительной ликвидированной формой урегулирования налоговой задолженности.
Добровольно заявительная форма предполагала заявительный характер процесса, который основывался на Указах президента и Постановлениях Федерального правительства. Данная форма предполагала реализацию следующих методов: централизованный взаимозачет (двусторонний, многосторонний), предоставление отсрочки по уплате налоговой задолженности, реструктуризация налоговой задолженности. Данная форма в настоящий момент не применяется, а использовалась налогоплательщиками на добровольной основе в течение 1993–2002 гг.
Еще одной формой урегулирования налоговой задолженности является уведомительно-предупредительная форма. Она предусматривает возможность исполнения налоговых обязательств без применения мер принудительного взыскания согласно предъявленным требованиям об уплате налога, пени, штрафа с указание неисполненной суммы и срока исполнения требования. Эта форма характеризуется использованием метода проведения зачета переплаты по налогам, как излишне уплаченных или взысканных сумм, в счет исполнения налоговых обязательств по заявлению налогоплательщика.
Методы обеспечительной формы механизма урегулирования налоговой задолженности предполагают обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Обеспечительная форма включает в себя такие методы урегулирования налоговой задолженности как залог имущества налогоплательщика, поручительство, приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке, арест имущества налогоплательщика.
Реализация механизма урегулирования налоговой задолженности осуществляется налоговыми органами методами и инструментами принудительного взыскания в рамках четвертой формы — принудительной, которая включает следующие методы:
– принудительное взыскание налоговой задолженности с помощью денежных средств налогоплательщика путем выставления инкассовых поручений на акцептное списание денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджеты всех уровней;
– осуществление принудительного взыскания налоговой задолженности в счет имущества налогоплательщика с помощью Служб судебных приставов, путем направления постановлений налоговых органов, судебных приказов и исполнительных листов;
– принудительное инициирование в отношении должника процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство;
– погашение налоговой задолженности путем зачета возникшей ранее переплаты по решению налогового органа без добровольного заявления налогоплательщика [2].
При использовании ликвидированной формы производится списание задолженности безнадежной к взысканию. В России объем задолженности, в отношении которой невозможно принять мер по взысканию, на сегодняшний момент достаточно велик, несмотря на то, что отношение налоговой задолженности к ВВП в России соответствует показателям развитых стран мира. Невзысканная задолженность признается безнадежной к взысканию, но налогоплательщик в связи с истечением сроков давности не освобождается от исполнения им обязанности по уплате в бюджет законно установленных налогов [5, с. 401].
Налоговая задолженность представляет собой сложное социально — экономическое явление, имеющее множество существенных негативных последствий как для государства и общества в целом, так и для конкретного налогоплательщика. Наличие у налогоплательщика задолженности в бюджет по налогам и сборам может стать причиной следующих негативных последствий: появления сложностей с получением кредитных и заёмных средств на развитие бизнеса, потеря деловой репутации на рынке, появление проблем с привлечением инвестиционных ресурсов, невозможность участия в публичных конкурсах и торгах на оказание услуг государству или муниципальным образованиям.
Негативные последствия налоговой задолженности для социально-экономического развития государства заключаются в том, что неплатежи в бюджетную систему наносят материальный ущерб, ведь недополученные денежные средства сокращают объемы финансирования социальных программ, не позволяют вовремя профинансировать государственные и муниципальные заказы, раскручивая тем самым спираль «взаимных неплатежей» в экономике [4, с. 14].
Таким образом, возникновение налоговой задолженности является одним из проблемных участков современной экономической системы. Возрастание количества неплатежей в бюджет приводит к появлению множества негативных последствий как для государства, так и для общество в целом. Возникновение налоговой задолженности следует рассматривать не как отдельное экономическое явление, имеющее множество различных причин, а в тесной взаимосвязи с другими социально-экономическими процессами. Отрицательное воздействие налоговой задолженности на ход воспроизводственных процессов подчеркивает актуальность и обосновывает необходимость развития системы урегулирования налоговой задолженности в рамках налогово-бюджетной политики государства.
Литература:
- Бондарь, O. A. Экономические предпосылки возникновения налоговой задолженности по Забайкальскому краю/ Бондарь О. А. // Молодой ученый., 2010. — № 7. -с. 86–88.
- Бондарь, О. А. Принципы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности / Бондарь О. А. // Молодой ученый, 2010. — № 8–2. -c. 6–9.
- Гираев, В. К. Комплексный подход к урегулированию налоговой задолженности / Гираев В. К., Муталимова П. М. // Казанская наука, 2013. — № 3. — c. 44–46.
- Дубровская, В. П. Вопросы урегулирования задолженности физических лиц: выход есть / В. П. Дубровская // Налоговая политика и практика, 2015. — N 2 (86). - с. 14–17.
- Золотарева, А. Б. Некоторые проблемы законодательного регулирования взыскания налогов / А. Б. Золотарева // Налоги и налогообложение, 2014. — № 4. - с. 401–413
- Шевченко, И. В. Концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории / И. В. Шевченко, А. С. Алеников // Финансы и кредит,2012. - № 30. — с. 34–43.