Зарубежный опыт организации эффективного финансового контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 17.05.2016

Статья просмотрена: 1033 раза

Библиографическое описание:

Кеворкова, Ж. А. Зарубежный опыт организации эффективного финансового контроля / Ж. А. Кеворкова, В. А. Нелидов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 727-730. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30231/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данная статья представляет обзор мировой практики организации эффективной национальной системы финансового контроля за корпоративными структурами, которые используют государственные средства или собственность.

Ключевые слова: государственная корпорация, корпоративное управление, финансовый контроль, аудит, отчётность, планирование.

Процесс глобализации, ставший характерной чертой нашего времени, неизбежно ведет к возникновению более тесного сотрудничества между государствами во всех значимых сферах деятельности. Безусловно, обмен опытом в такой важной области, как движение финансовых средств, трудно переоценить. Взаимодействие соответствующих структур разных стран в рамках организации финансового контроля, бесспорно, является одним из самых действенных инструментов повышения качества аудита, проводимого этими структурами.

Мировой опыт показывает, что как правило, корпорации с государственным участием возникают при активизации кризисных явлений, когда в той или иной отрасли возникают системные проблемы и необходимо развить её экономический потенциал. Корпорации становятся одним из управленческих решений этих проблем. Система финансового контроля является залогом результативной работы и эффективного управления, обеспечивая регулирование деятельности корпораций со стороны государства и проведение оценки результатов этой деятельности [1].

Значимость эффективных моделей корпоративного управления государственных корпораций диктуется объективными обстоятельствами:

– во многих странах госкомпании представляют значительную часть экономики. Таким образом, они существенно влияют на эффективность экономики страны в целом;

– Чем совершеннее корпоративное управление госкомпаний, тем существеннее рост их производительности и эффективности, а это, в свою очередь, ведет к развитию конкурентной среды и высоких стандартов ведения бизнеса в целом.

Эффективный финансовый контроль включает такие элементы, как отчетность и порядок раскрытия информации, создание служб внутреннего контроля и аудита госкорпораций, и деятельность внешних аудиторов по оценке и контролю за госкорпорацией.

Существует три основных типа отчетности:

– отчетность о планируемых/прогнозируемых результатах. Она является, дополнительной по отношению к финансовой отчетности и касается согласования целей и основных индикаторов деятельности госкомпании на планируемый период в будущем. Система прогнозных показателей часто подвергается изменениям и корректировкам, и имеет существенные различия в разных странах.

– отчетность о достигнутых результатах включает в себя финансовую отчетность, отчеты исполнительных органов корпораций и дополнительные отчеты для государственных ведомств;

– агрегированная/консолидированная отчетность — это сводная отчетность по всем компаниям, в которых обозначено присутствие государства. Цель данной отчетности — информирование парламента и общественности страны о результатах государственного участия в экономике. Содержание этого типа отчетности также весьма отлично от страны к стране [2].

Рассмотрим более подробно требования различных стран к формированию и содержанию отчётности государственных компаний. В первую очередь рассмотрим формы отчетности о планируемых результатах.

В таких странах, как Франция, Великобритания и Швеция основные цели госкомпаний четко определены местным законодательством. В Швеции законодательно закреплено, что главной целью управления собственностью государством является увеличение стоимости активов госкорпорации для собственника [3].

Также в зависимости от страны выделяют следующие формы отчетности о планируемых результатах: положение о намерениях (statement of corporate intent), контракты на управление (management contracts), корпоративные планы и пр. Сначала госкомпания должна представить годовой бизнес-план и получить одобрение от профильного министерства или Министерства финансов, после этого госпредприятие отчитывается перед уполномоченным госведомством и\или Министерством финансов, Казначейством о достигнутых количественных и качественных показателях своей деятельности.

В основном, госкомпании отчитываются так же, как и предприятия частного сектора, сообщая такие финансовые показатели, как EBIT (Earnings before interests and taxes — прибыль, до вычета из нее налогов и процентов по заемным средствам) или ROE (Return on equity — рентабельность собственного капитала). Некоторые госкорпорации используют более сложные показатели отчетности, например, EVA (Economic value added — экономическая добавленная стоимость).

В некоторых странах государственные компании обязаны предоставлять дополнительные отчеты, как правило, о нефинансовых показателях своей деятельности. Так, например, госкомпании предоставляют:

– в Новой Зеландии — информацию об изменении стоимости компании, основываясь на методологии ценностно-ориентированного управления (Value-Based Management), а также сравнительный анализ своих результатов с результатами частных компаний (benchmark);

– в Великобритании — обзор развития бизнеса и стратегию деятельности на будущее;

– в Швеции — всесторонний анализ внешней бизнес-среды компании, информацию о схемах вознаграждения, выплаченных дивидендах, воздействии на экологию,

– в Испании госкомпании предоставляют полугодовые отчеты об исполнении принципов конкуренции в подписании контрактов.

В Турции и Южной Корее, странах со все еще доминирующим государственным сектором экономики, существуют комплексные системы целепланирования и мониторинга деятельности госпредприятий. Так, в этих странах, государственные ведомства по экономическому планированию подготавливают программы деятельности предприятий госсектора, в которых прописываются основные финансовые и нефинансовые цели и задачи, индикаторы их достижения, соответствие интересам государства и общества. Затем эти программы проходят процедуры согласования в министерстве финансов, утверждаются парламентом и публикуются в средствах массовой информации.

В ряде стран (Бельгия, Греция, Франция, Новая Зеландия, Австралия и др.) выработка механизмов и целей контроля деятельности госпредприятий реализуется через использование контрактов на управление. Формализация постановки целей и мониторинг исполнения задач для госпредприятий, четкое определение менеджмента на управление компанией и интересов акционеров является основной задачей системы контрактов на управление. Такие контракты заключаются с корпорацией как независимым юридическим лицом и позволяют согласовать интересы государственных ведомств между собой и так и с частными инвесторами, разграничить взаимные обязательства государства и компаний с государственным участием, выстроить систему стратегических приоритетов, зафиксировать ориентиры предприятия, определить основные задачи и условия их выполнения.

В таких странах, как Бельгия, Канада и Австралия, госкорпорации обязаны проводить среднесрочное планирование на период от 3 до 5 лет, в рамках которого разрабатываются и представляются корпоративные планы с определенным набор целей и задач.

Корпоративные планы являются основой контроля и подотчетности в отношениях между советами директоров госпредприятий и государственными организациями, исполняющими функции собственника. С одной стороны данные планы закрепляют ориентиры для менеджмента госкорпораций и представителей государства, с другой стороны, задают определенные рамки для их инициативы.

Как показывает практика, эффективность использования указанных механизмов целеполагания и планирования деятельности госпредприятий в основном зависит от трех факторов:

– независимость менеджмента госкорпораций от политического вмешательства;

– качество целевых индикаторов деятельности;

– качество подготовки документов (программ деятельности, контрактов на управление, корпоративных планов);

Информация, предоставленная в отчетности о достигнутых результатах является одним из центральных индикаторов функционирования государственной корпорации.

Требования к финансовой отчётности госкорпораций, как правило, совпадают с требованиями к общественным компаниям. Так например, в Великобритании ко всем государственным компаниям применяются требования предоставления и ведения отчетности такие же, как и к коммерческим организациям, требования отчетности госкомпаний в Швеции включают стандарты компаний, торгующихся на бирже [4].

В соответствии с мировой практикой госкомпаниями предоставляется следующая отчетность: ежеквартальные отчеты (Новая Зеландия, Швеция, Турция), полугодовые отчеты (Норвегия, Франция), годовые отчеты (все страны).

В основном отличия в отчетности госкорпораций разных стран заключаются в полноте, качестве и прозрачности предоставляемых данных, а также своевременности и широте их обнародования.

Основной тенденцией последних десяти лет во многих странах является развитие систем консолидированной отчетности о предприятиях госсектора, что позволяет проводить анализ и оценку государственного участия в экономике в целом, сравнивать результаты деятельности отдельных госпредприятий как между собой, так и с публичными компаниями, формировать стратегию развития госсектора. В Финляндии, Норвегии, Австралии, Дании, Германии сводная отчетность формируется на основе докладов парламенту. В таких странах, как например, Чехия, Южная Корея, Италия не существует агрегированных отчетов о результатах деятельности госкомпаний в целом и их влиянии на экономику.

Важным элементом эффективного финансового контроля является разработка и системы бухгалтерских и финансовых показателей.

В большинстве стран к государственным компаниям применяются те же стандарты бухгалтерского учета и аудита, что и к публичным компаниям. В целом, можно сказать, что не существует каких-либо особых условий или исключений в отношении применяемых нормативов бухгалтерского учета. Специфика касается только стран Европейского Союза, в которых государственные корпорации могут являться получателем государственной помощи или выступают участником государственных программ или проектов, во многих странах существуют определенные требования к ведению отдельных бухгалтерских счетов для контроля и учета такого рода деятельности [5].

С целью обеспечения независимой профессиональной оценки деятельности государственных корпораций во многих странах обращаются к услугам внешних аудиторов. Процедура выбора независимых аудиторов и их тип (государственная организация или частная аудиторская компания) разнятся от страны к стране, например:

– во Франции, Италии, Норвегии, Словакии и Польше аудиторским комитетом госкорпорации выбирается независимая сертифицированная аудиторская компания, в Бельгии аудит госкорпорации проводится четырьмя внешними аудиторами, двое из которых назначаются уполномоченной госорганизацией (Cours des Comptes);

– в Великобритании аудит проводится государственными ревизорами;

– в Австралии государственная телекоммуникационная компания Telstra C. L. может выбирать аудиторов из частного сектора, но в этом случае государственная организация по аудиту (Australian National Audit Office) обязана давать свое заключение относительно финансовой отчетности [2].

При выборе внешних аудиторов особое внимание уделяется, прежде всего, их качественным характеристикам, таким как: профессионализм, опыт, репутация, объективность и независимость. Как правило, внешний аудитор не может обслуживать компанию более 3 лет.

Отличительной особенностью, касающейся раскрытия информации государственными предприятиями, является то, что госкомпании также выступают объектом дополнительного контроля со стороны государства. Исполнение этого контроля осуществляют специальные государственные организации: Board of Audit в Японии, National Audit Office в Австралии, Финляндии, Новой Зеландии и Великобритании, Auditor General в Канаде, Corte dei Conti в Италии, Cours des Comptes в Бельгии и Франции, Supreme Chamber of Control в Польше, Board of Audit and Inspection в Южной Корее, Federal Court of Auditors в Германии, Court of Auditors в Австрии, Intervención General de la Administration del Estado в Испании, High Audit Committee в Турции, State Audit Office в Норвегии, Riksrevisionen в Швеции и т. д.

Государственные ревизионные организации обладают рядом преимуществ по сравнению с частными аудиторскими компаниями: независимостью в определении объемов, сроков, периодичности проверок; а также относительной свободой при обнародовании результатов проверок и инициировании их обсуждения в органах законодательной и исполнительной власти.

Среди тех инструментов, которые могут дополнить финансовые показатели и средства бухгалтерского контроля следует назвать популярные на Западе системы взаимной ответственности (systems of mutual accountability) и вознаграждения за достигнутые результаты (performance- related rewards), а также сбалансированную систему показателей (Balanced Scorecard — BSC). Все перечисленные выше инструменты помогают осуществлять контроль за достижением, эффективностью процессов и достижением желаемых результатов в разных направлениях.

За организацией финансового контроля в экономически развитых государствах и его повседневным применением за рубежом стоит колоссальный опыт, который можно было бы с успехом использовать в отечественной практике. Обмен практическим опытом по различным вопросам финансового контроля как методического, так и прикладного характера имеет огромное значение, поскольку опыт функционирования и развития финансовых органов других стран, несомненно, полезен для экономики России.

Литература:

  1. Шамхалов Ф. И. Советы директоров государственных корпораций в развитых странах мира // Вестник ИНЖЭКОНа. — 2009. — № 6. — С. 113–122;
  2. State-Owned Enterprise Governance Reform An Inventory of Recent Change //http://www.oecd.org/. URL: http://www.thepresidency.gov.za/electronicreport/downloads/volume_4/business_case_viability/BC1_Research_Material/OECD_Comparative_Analysis.pdf;
  3. Annual report state-owned companies // http://www.oecd.org/. URL: http://www.government.se/contentassets/0126b664c843479d8696d1be546fe4b6/annual-report-state-owned-companies-2014;
  4. State-Owned Enterprise Governance Reform An Inventory of Recent Change //http://www.oecd.org/. URL: http://www.oecd.org/daf/ca/corporategovernanceofstate-ownedenterprises/48455108.pdf;
  5. Воронин Ю. М., Мешалкина P. E. Стандартизация финансового контроля: Россия и мировой опыт. — М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2003. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый контроль, Швеция, Австралия, Великобритания, Бельгия, государственное участие, Зеландия, компания, Норвегия, Южная Корея.


Похожие статьи

Методология управления корпоративной собственностью

В статье исследуются схемы управления корпоративной собственностью, пути оценки эффективности управления и необходимые для этого целевые программы.

Зарубежный опыт организации и проведения государственного финансового контроля

В статье автор рассматривает мировую практику проведения государственного финансового контроля в развитых странах мира в сравнении с нормами, принятыми в Российской Федерации, приводится сравнительный анализ ключевых элементов проведения государствен...

Повышение эффективности управления фирмой путем внедрения корпоративной информационной системы

Рассматриваются корпоративные информационные систем (КИС), играющие значительную роль в финансовой деятельности предприятия, их виды, достоинства и недостатки, результаты использования КИС в управлении предприятием.

Оценка эффективности как механизм управления имуществом в компаниях с государственным участием

В статье авторы рассматривают оценку эффективности как один из наиболее важных механизмов управления имуществом в компаниях с государственным участием.

Корпоративное управление в системе стратегического менеджмента организации

В статье рассмотрены аспекты системы стратегического менеджмента организации. Обобщено понятие корпорации и корпоративного управления, даны рекомендации для обеспечения эффективной деятельности корпорации.

Управление рисками как элемент системы обеспечения экономической безопасности предприятия

Статья посвящена рассмотрению риск-менеджмента в качестве инструмента обеспечения экономической безопасности предприятия. С помощью управления рисками компания имеет возможность достичь желаемых показателей и обеспечить эффективность функционирования...

Некоторые вопросы совершенствования корпоративного управления в Узбекистане

В статья посвящена вопросам эффективного воздействия внешних и внутренних факторов на систему корпоративного управления, рассмотрены темпы улучшения корпоративного управления в Узбекистане.

Роль учетной политики в организации внутреннего финансового контроля в секторе государственного управления

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Организация финансового контроля в рамках цифрового бизнеса

В статье рассматриваются вопросы организации внутреннего финансового контроля цифрового предприятия.

Похожие статьи

Методология управления корпоративной собственностью

В статье исследуются схемы управления корпоративной собственностью, пути оценки эффективности управления и необходимые для этого целевые программы.

Зарубежный опыт организации и проведения государственного финансового контроля

В статье автор рассматривает мировую практику проведения государственного финансового контроля в развитых странах мира в сравнении с нормами, принятыми в Российской Федерации, приводится сравнительный анализ ключевых элементов проведения государствен...

Повышение эффективности управления фирмой путем внедрения корпоративной информационной системы

Рассматриваются корпоративные информационные систем (КИС), играющие значительную роль в финансовой деятельности предприятия, их виды, достоинства и недостатки, результаты использования КИС в управлении предприятием.

Оценка эффективности как механизм управления имуществом в компаниях с государственным участием

В статье авторы рассматривают оценку эффективности как один из наиболее важных механизмов управления имуществом в компаниях с государственным участием.

Корпоративное управление в системе стратегического менеджмента организации

В статье рассмотрены аспекты системы стратегического менеджмента организации. Обобщено понятие корпорации и корпоративного управления, даны рекомендации для обеспечения эффективной деятельности корпорации.

Управление рисками как элемент системы обеспечения экономической безопасности предприятия

Статья посвящена рассмотрению риск-менеджмента в качестве инструмента обеспечения экономической безопасности предприятия. С помощью управления рисками компания имеет возможность достичь желаемых показателей и обеспечить эффективность функционирования...

Некоторые вопросы совершенствования корпоративного управления в Узбекистане

В статья посвящена вопросам эффективного воздействия внешних и внутренних факторов на систему корпоративного управления, рассмотрены темпы улучшения корпоративного управления в Узбекистане.

Роль учетной политики в организации внутреннего финансового контроля в секторе государственного управления

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Организация финансового контроля в рамках цифрового бизнеса

В статье рассматриваются вопросы организации внутреннего финансового контроля цифрового предприятия.

Задать вопрос