В статье раскрываются особенности рынка услуг мобильной связи в России, формы и методы конкурентной борьбы между участниками рынка, показаны трудности вхождения на рынок, с которыми столкнулась компания Теле2.
Ключевые слова: конкуренция, олигополия, концентрация рынка.
Телекоммуникационная отрасль в России в 2011 году отметила юбилей: 9 сентября 1991 г. в Петербурге был совершен первый звонок с сотового телефона в России, который положил начало развитию новой отрасти.
Период с 2004 г. по 2006 г. характеризовался динамичным ростом рынка, начиная с 2011 г. по модели жизненного цикла начался период его зрелости, проникновение сотовой связи достигло 170 %, что свидетельствует о высоком уровне насыщения рынка. Зрелые рынки отличаются замедлением темпов роста и обострением конкурентной борьбы, которая приводит к сокращению финансовых результатов участников. В таблице 1 приведены данные о динамике выручки основных операторов услуг мобильной связи в нашей стране.
Таблица 1
Темпы прироста выручки по отношению кпредыдущему году,% [2]
Операторы |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
МТС |
15 |
9 |
1 |
5 |
3 |
5,2 |
Вымпелком (Билайн) |
9 |
11 |
2 |
1 |
1 |
- 2,6 |
Мегафон |
18 |
13 |
12 |
9 |
6 |
- 0,004 |
Двухзначные темпы прироста выручки мобильных операторов, которые они имели до 2009 г., уходят в прошлое. Наглядно видно, что добиваться роста выручки на рынке услуг мобильной связи становится всё труднее. В 2015 г. только компания МТС объявила об увеличении показателя выручки. В отчёте Мегафона сказано, что выручка сохранилась на прежнем уровне. В кратком сообщении Вымпелкома об итогах 2015 г. сказано о сокращении сервисной выручки на 4 %.
Следует заметить, что сокращение темпов прироста выручки от реализации услуг происходило на фоне освоения нового сегмента рынка мобильного ШПД роста продаж смартфонов, планшетов и 3G модемов, которым необходимы высокие скорости и большие объёмы мобильного интернета.
Одной из причин снижения темпов прироста выручки является обострение конкуренции на рынке. В настоящий момент на российском рынке услуг мобильной связи доминируют три компании: «МТС» («Мобильные Телесистемы»), «БиЛайн» (ПАО «ВымпелКом») и «МегаФон». В таблице 2 представлено удельные веса каждого из участников «большой тройки» в общей численности абонентов.
Таблица 2
Доли рынка операторов мобильной связи вобщей численности абонентов [3],%
Операторы |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
МТС |
30,8 |
30,9 |
29,3 |
31,0 |
30,7 |
ВымпелКом |
25,1 |
24,4 |
23,9 |
23,8 |
23,7 |
Мегафон |
27,1 |
27,1 |
28,8 |
29,0 |
29,8 |
Прочие |
17,0 |
17,6 |
18,1 |
16,2 |
15,9 |
Структура рынка за пять лет изменилась незначительно: несколько укрепила свои позиции компания Мегафон за счёт снижения доли прочих операторов. Высокий уровень концентрации рынка мобильной связи подтверждается расчётами коэффициента Херфиндаля — Хиршмана, который за период 2011–2015 г. увеличилось с 2447 до 2603 [1].
Финансовые показатели деятельности компаний «большой тройки» позволяют увидеть их зависимость от позиции компании на рынке (табл. 3).
Таблица 3
Финансовые результаты деятельности компаний
Компании |
Выручка, млрд. руб. |
Чистая прибыль, млрд. руб. |
Рентабельность продаж по чистой прибыли,% |
|||
2014г. |
2015г. |
2014г. |
2015г. |
2014г. |
2015г. |
|
МТС |
319,7 |
336,5 |
51,3 |
49,5 |
16,0 |
14,7 |
Мегафон |
314,8 |
313,4 |
37,0 |
39,2 |
11,8 |
12,5 |
Вымпелком |
284,2 |
276,8 |
14,8 |
32,6 |
5,2 |
11,8 |
Сравнивая показатели, характеризующие финансовые результаты компаний, следует отметить, что их соотношение соответствует позициям компании на рынке. Компания МТС имеет наиболее высокие показатели выручки, чистой прибыли и рентабельности. При этом в 2015 г. при увеличении выручки на 5,2 % чистая прибыль компании сократилась на 3,5 %, что привело к снижению уровня рентабельности на 1,3 %. Снижение чистой прибыли в компании объясняют расходами на реализацию проекта по развитию сети. Компания Мегафон, наоборот, при незначительном снижении выручки смогла добиться увеличения чистой прибыли на 5,9 % и, соответственно, роста рентабельности. Динамика финансовых результатов Вымпелкома имеет свою специфику: снижение выручки на 2,6 % сопровождалось значительным ростом чистой прибыли (с 14,8 до 32,6 млрд. руб.) и рентабельности.
В целом динамику финансовых результатов российских операторов мобильной связи можно оценить положительно. Экономические трудности в стране, снижение доходов населения не помешали им увеличить результаты своей деятельности, что можно объяснить особой структурой рынка.
Рынки с ограниченным количеством крупных участников по типу являются олигополистическими. Олигополия как модель рынка несовершенной конкуренции характеризуется следующими особенностями: выход на подобные рынки предполагает наличие у потенциального участника значительного первоначального капитала; ограниченное количество участников создаёт предпосылки для сговора; участники рынка, принимая хозяйственные решения, должны учитывать реакцию конкурентов; конкурентная борьба ведётся с использованием как ценовых, так и неценовых методов; для защиты своих рыночных позиций компании создают разного рода барьеры.
Поведение компаний на олигополистических рынках иногда сравнивают с поведением «могучих слонов», противостояние между которыми опасно не только для самих участников борьбы, но и для стабильности рынка в целом. Сговор по поводу раздела рынков сбыта, уровня цен типичен для олигополии. Антимонопольные службы выявляют такие картельные соглашения и наказывают его участников. Так, в январе 2016 г. Федеральная антимонопольная служба России (ФАС РФ) Федеральная антимонопольная служба РФ возбудила дело в отношении ПАО «Мегафон», ПАО «Мобильные Телесистемы» (МТС) и ПАО «Вымпелком» за введение поклиентского учета sms-трафика для sms-агрегаторов. Действия операторов, по мнению службы, привели к повышению тарифов для конечных заказчиков рассылок. Приведённый пример не является единичным. Операторов мобильной связи подозревали в сговоре при установлении тарифов на услуги роуминга.
На характер конкурентных отношений на данном рынке оказывает влияние специфика услуги мобильной связи, которая по своим свойствам относится к однородному товару, т. е. для потребителя нет большой разницы, какой оператор предоставляет ему эту услугу. Степень однородности услуги мобильной связи как товара повысилась после отмены в 2014 г., так называемого «мобильного рабства», т. е. необходимости смены номера при переходе к другому оператору. Рынки однородных товаров отличаются высоким накалом ценовой конкуренции, которая в условиях олигополии перерастает в ценовую войну, в которой, как известно, не может быть победителей.
Ценовые войны создали рынок услуг мобильной связи — считают некоторые эксперты, т. к. снижение тарифов на услуги приводило к увеличению спроса. На современном этапе развития рынка ценовые войны используются федеральными компаниями для вытеснения с рынка региональных операторов.
Умение эффективно вести конкурентную борьбу ценовыми методами принесло успех шведской компании Теле2. Начав работу на российском рынке в 2003 году с запуска сети GSM в нескольких регионах, Tele2 Россия прошла путь от небольшого регионального оператора до игрока федерального уровня.
В России Tele2 строила бизнес по уникальной для телекоммуникационного рынка модели: качественные услуги по низким ценам. Политика более низких тарифов достигалась, прежде всего, за счёт экономии на постоянных и операционных затратах. Осуществлялся жесткий контроль затрат, проводилась суровая тендерная политика. В компании существовало всего два простых тарифных плана, в которых потребителю было легко разбираться. Стратегия «дискаунтера» принесла компании десятки миллионов пользователей и вывела в число федеральных операторов на практически сложившемся рынке.
Компании «большой тройки» в этот период перешли к активной реализации стратегии дифференциации, предлагая различные тарифные планы и пакеты услуг, в которые, помимо телефонной связи, включались выход в интернет, передача «смс» и «ммс» сообщений. Теле 2 не могла конкурировать с «большой тройкой» в дифференциации услуг, т. к. не имела лицензии на право работать в формате 3G и 4G, что не позволяло предоставлять клиентам услугу выхода в интернет. Административные барьеры, характерные для высококонцентрированных рынков, компании не удалось преодолеть. Несмотря на то, что для шведской компании «Tele2», Россия была основным рынком, обеспечивавшим более 50 % всех абонентов и почти 35 % EBITDA, шведы продали компанию в марте 2013 г. сначала ВТБ, а затем она была выкуплена государственной компанией Ростелеком.
В настоящее время произошло объединение активов Теле2 и компании Ростелеком, в конце 2014 г. появился четвёртый федеральный оператор мобильной связи Т2 РТК Холдинг. В августе 2015 г. была закрыта сделка по созданию нового федерального оператора, а уже через три месяца запущены первые сети 3G и 4G в пяти регионах.
История компании Теле2 показала, что выход на рынок олигополистической структуры не гарантирует новому участнику успеха, для победы в жёсткой конкурентной борьбе на подобных рынках нужно быть готовым к смене своей стратегии. По результатам деятельности компании «Т2 РТК Холдинг» в 2014 г показатель средней стоимости минуты разговора (APPM) впервые оказался выше, чем у МТС, одного из операторов «большой тройки», что подтверждает сомнения некоторых аналитиков относительно сохранения Теле 2 позиции дискаунтера на рынке.
Литература:
- Бороздина Н. А. Тенденции развития российского рынка услуг мобильной связи //Экономические науки, № 39–1, 10.12.2015.
- Леонтьев А.Мобильный интернет не пошел: ряд наблюдений за цифрами отчетов сотовых операторов// http://nag.ru/articles
- http://www.content-review.com — Ежедневный онлайн-журнал
- http://corp.megafon.ru — сайт ПАО Мегафон
- http://www.acm-consulting.com/ — сайт консалтингового агенства AC&Mconsulting
- /mobile-review.com/new — сайт, посвящённый мобильным устройствам и технологиям
- http://fas.gov.ru/activity/tariffregulation/spheres/uslugi-svyazi.html — сайт ФАС РФ
- http://www.mtsgsm.com/resources/reports/ — финансовый отчёт за 2015 г. МТС
- http://corp.megafon.ru/ai/document/8644/file/MFON_Q4_2015_Final.xlsx — годовой отчёт Мегафона
- http://static.beeline.ru/upload/images/Financial %20statements_RAS_PJSC %20VC_2015.pdf — годовой отчёт Вымпелкома