В настоящее время в мире наблюдается тенденция к развитию взаимоотношений между государством и бизнесом, поскольку данные взаимоотношения благоприятны для обеих сторон. В основном такие взаимоотношения проявляются в сферах, имеющих стратегически важное для государства значения, как: инфраструктура, электроэнергетика, образование и здравоохранение. Для бизнеса такого рода взаимоотношения являются надежным способом получения финансовых средств на объектах, принадлежащих государству, а для государства — это отличный способ приобретения финансовых активов бизнеса и управления им на объектах государственной собственности частными лицами. Отрицательными моментами ГЧП являются невыполнение сторонами своих обязанностей, в основном ввиду некорректно составленного юридического договора, что влечёт за собой не только приостановку деятельности соглашения, но и серьёзные убытки с обеих сторон вплоть до банкротства частного бизнеса, однако данные конфликтные ситуации встречаются крайне редко, и в настоящее время зачастую соглашение о ГЧП может редактироваться юристами обеих сторон в течение очень короткого промежутка времени, что минимизирует конфликтные ситуации между сторонами. Преобладание положительных моментов, нежели отрицательных, как раз и способствует развитию ГЧП в мире.
Государственно-частное партнерство — юридически оформленное сотрудничество между государством и бизнесом, направленное, как и на развитие и продвижение данного бизнеса, так и на улучшение экономической ситуации в стране. Понятие ГЧП произошло из английского термина «Public-privatepartnership», который в сокращении — PPP. Государственно-частное партнерство применяется во множестве стран мира, таких как: США, Англия, Китай, Бельгия, Германия, Франция, Австрия и Канада. Это значит, что все экономически-развитые страны уже перешли на ГЧП, а это значит, что данный вид взаимоотношений доказал свою эффективность и поводов для его игнорирования нет.
Основные принципы ГЧП:
1) Сторонами юридически оформленного договора являются государство и частный бизнес;
2) Продолжительные сроки взаимоотношений (от 15–25 лет);
3) Участники соглашения ответственны перед друг другом;
4) Ресурсы сторон консолидируются;
5) Соглашение имеет публичную, общественную направленность;
6) Прибыль, риски и расходы делятся между сторонами в заранее обговоренных пропорциях.
Каждая из сторон соглашения вносит свой вклад в развитие ГЧП (рис. 1), также следует учесть, что в большинстве случаев главенствующем субъектом в данном виде соглашений, как ГЧП, является государство.
Частный бизнес в развитие ГЧП вносит такие вклады, как:
1) Денежные и другие материальные ресурсы предприятия;
2) Большой опыт работы в данной сфере у сотрудников;
3) Скорость и качество принятия управленческих решений;
4) Креативные и нестандартные способы разрешения проблем;
5) Наличие связей и уже заключенных на долгий период времени договоров с поставщиками и подрядчиками.
Государство в развитие ГЧП вносит следующие вклады:
1) Права собственности на объекты, а также освобождение от выплаты арендной платы частным бизнесом государственного имущества;
2) Налоговые и прочие льготы;
3) Финансовая поддержка;
4) Государственные гарантии;
5) Создание соответствующей законодательной базы и инфраструктуры функционирования партнерства;
6) Некие материальные вклады в рамках ГЧП в развитие частного бизнеса, которые после окончания срока действия соглашения не делятся между сторонами, а в полной мере права собственности передаются бизнесу.
Рис. 1. Цели и значимость государства и бизнеса при реализации проектов ГЧП
В России государственно-частное партнерство на сегодняшний день развито слабее, чем в других экономически-лидирующих странах. Для эффективного развития ГЧП в России необходимо выполнить 4 основных задачи (рис.2):
1) Разработать конкретный план ведения ГЧП;
2) Создать необходимую экономическую, организационную и правовую среду;
3) Создать специальный орган государственно-частного партнерства;
4) Подготовить специалистов в области ГЧП для работы в специальных ГЧП органах. Путь к достижению данной цели: внедрение в государственных университетах данное направление подготовки «государственно-частного партнерства» и создание большого количества бюджетных мест.
Данные задачи направлены на создание, развитие и масштабное внедрение государственно-частного партнерства в большинство видов деятельности предприятий РФ, что значительно повысит экономическое состояние страны. Для осуществления создания и качественного развития ГЧП во всех субъектах Российской Федерации может потребоваться порядка 8–10 лет, что не является долгим сроком для столь масштабного развития ГЧП в России.
Рис. 2. системный подход к развитию ГЧП в России
Примером отличного функционирования государственно-частного партнерства можно назвать Китай и описать его следующим примером со строгой последовательностью действий на примере постройки и открытия плавательного бассейна:
1) Государство выделяет землю и объявляет конкурс на постройку плавательного бассейна;
2) Подрядчики и застройщики расписывают бизнес-планы до мельчайших подробностей и передают их государству;
3) Государство отбирает лучший бизнес-план и выделяет внушительные средства на постройку бассейна, и, более того, к абсолютно каждой частной фирме, подписавшей соглашении о ГЧП, государство направляет государственного чиновника, который помогает решать частной организации все сопутствующие проблемы, возникающие по вине государства, тем самым значительно сокращается время выполнения проекта. Одной очень интересной особенностью является тот факт, что во время постройки объекта государство не осуществляет никакой контроль, а контроль над выполнением лежит только на руководящем составе бизнеса. Однако предприятие обязано сдать объект в срок, установленный соглашением;
4) Государство принимает построенный бассейн у застройщика, на этом соглашение с застройщиком о ЧГП прекращается;
5) Государство объявляет новый конкурс — на лучший план развития и функционирования плавательного бассейна;
6) На данном этапе не только частные организации, но и частные лица создают бизнес-проекты на лучший план развития плавательного бассейна;
7) Государство объявляет победителя. И тут государство делает такой шаг, на который до сих пор не решаются большинство стран — государство полностью передаёт права собственности на бассейн частному лицу. Обусловлен такой выбор стратегии ГЧП следующим психологическим для человека фактором: если бы государство осуществляло контроль за функционированием бассейна, то бассейн и принадлежал бы государству, а значит никакой менеджер не вкладывал бы максимальное количество усилий в развитие проекта, ведь проект не является его собственностью. При переписывании прав собственности на человека — данный бизнес становится его собственностью законным путем, а абсолютно каждый человек о своем заботится сильнее, чем о чужом, и, следовательно, и сил вкладывает больше. Тем самым развитие бассейна осуществляется более высокими темпами, а экономика Китая становится сильнее.
Государственно-частное партнерство — это будущее любой страны мира. Ведь именно при тесном функционировании государства с частными лицами возможно добиться максимально эффективного результата, что будет повышать экономику страны стремительными темпами.
Литература:
- Алпатов А. А. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / А. А. Алпатов, А. В. Пушкин, Р. М. Джапаридзе. — М.: Альпина Паблишерз, 2010;
- Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука РАН, 2005;
- Правовые формы государственно-частного партнерства в России и зарубежных странах / А. В. Белицкая // Предпринимательское право. — 2009. — N 2;
- Хатаева М. А Законодательство о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы / М. А. Хатаева, А. М. Цирин // Журн. рос. права. — 2008. — № 10.