В период перехода ребенка в социальный статус школьника в режиме его дня существенно сокращается двигательная активность. Исследования отечественных ученых свидетельствуют, что около 82–85 % дневного времени значительная часть современных школьников находится в статическом положении, сидя за партой, рабочим столом, компьютером, телевизором[1]. Недостаточная двигательная активность с ограничением темпа и объема движений (гипокинезия) и уменьшения мышечных усилий (гиподинамия) особенно неблагоприятно влияют на состояние и развитие растущего организма, функции которого дифференцируются. Мониторинг состояния здоровья свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей составляет небольшой процент, у значительной части обследованных имеются множественные функциональные нарушения. При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы, а также отмечены негативные тенденции роста распространенности нарушений нервно-психического здоровья. Младший школьный возраст (7–8 лет) приходится на один из кризисных периодов детства. В этот период на фоне гетерохронного физического развития происходит становление эмоциональной сферы ребенка, формируется психосоматический профиль. Для того чтобы эмоционально личностное состояние ребенка было успешным, необходимо, чтобы его внутреннее состояние, внешние условия, в которых он находится, и осуществляемые им практические действия соответствовали друг другу. На физиологическом уровне функцию объединения всех этих компонентов обеспечивает нервная система, а психомоторное развитие неразрывно обусловлено гармоничными психосоматическими взаимосвязями и является точным отражением психофизического состояния ребенка [2, 3].
В этой связи для улучшения физического и эмоционального состояния актуальны телесно-двигательные занятия с детьми, так как сформированность нейрофизиологических механизмов и качество движения неразрывно взаимосвязаны.
Целью данной работы явилось выявление возможности коррекции психомоторного статуса и уровня тревожности детей 7–8 лет с использованием телесно-двигательной волновой гимнастики.
Материалы иметоды.В исследовании принимали участие 20 детей 1 класса 7–8 лет среднеобразовательной школы г.Алушты.Ежедневно в течение месяца в условиях учебного класса в конце 3 урока исследуемые школьники выполняли комплекс движений, основываясь на авторский видеоурок.Психомоторные показатели до и после курса коррекции исследовали с использованием метрического подхода по методике «Оценка психомоторного развития» Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревича [4, 5], с помощью которой определяли особенности развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации, ловкости по бальной системе от 0 до 4. Ребенку предлагается выполнить задания (5 проб), которые оценивают: функции равновесия; координации тонкой моторики рук, моторики пальцев рук и механизмы автоматизации движений ведущей руки. С помощью оценочных критериев сформированности сферы активности по овладению основными структурными компонентами психомоторной деятельности по У. В. Ульенковой (1994) в условных баллах (5, 4, 3, 2) делали заключение в направлении от I (высшего) к IV (низшему). Уровень тревожности определяли с помощью теста школьной тревожности Филипса, который предлагался в письменном виде [6].
Для коррекции психомоторного состояния использовали волновую гимнастику [7] с использованием авторского видеоурока (рис.1).
Рис.1. Фрагмент видеоурока волновой гимнастики
На рисунке 2 отображены особенности использования данной методики в условиях учебного класса: необходимость видео- и аудиооборудования для воспроизведения методического занятия.
Рис. 2. Фрагмент занятия волновой гимнастикой с детьми 7–8 дет в условиях учебного класса
В основе волновой гимнастики лежит плавно-перетекающие волновые движения, которые позволяют работать с мышцами по всей их длине, способствуя, таким образом, хорошей проработке связок, мышц и суставов, задействуя их большее количество и совершенствуя процесс формирования произвольного движения [8]. Волновая гимнастика включает движения, которые выполняются с определенным темпом и амплитудой различными частями тела или корпусом, имитируя траекторию волны. Наглядное использование образного ряда волновой траектории, встречаемой в природных условиях (движения дельфинов, крыльев птиц, развивающихся на ветру листьев растений), позволяет ребёнку более эмоционально включаться в работу. Волновая гимнастика создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены — смогли расслабиться, а дыхание стало управляемым.Таким образом, данная методика обучению двигательным актам позволяет детям снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции.
Анализ экспериментальных данных проводилась с помощью пакета STATISTICA-6.0. Оценки расхождения распределений признаков проводились с помощью критерия согласия Колмогорова-Смирнова. Анализ различий выраженности признаков проводили с помощью критерия Стьюдента.
Результаты иих обсуждение. При первичном обследовании детей 1 класса 7–8 лет было выявлено, что только 12,8 % детей имеют оптимальный уровень тревожности. Отметим, что развивающийся организм ребенка представляет собой сложную саморегулирующуюся систему. Для того чтобы эмоционально личностное состояние ребенка было успешным, необходимо, чтобы его внутреннее состояние, внешние условия, в которых он находится, и осуществляемые им практические действия соответствовали друг другу. [3]. При выполнении заданий психомоторного тестирования в начале исследования более чем у 50 % была выявлена моторная неловкость и быстрая утомляемость, невнимательность при исполнении условий заданий, гиперактивность и большое количество лишних движений, медленная переключаемость на разные виды движений, большое количество попыток, что соответствовало среднему уровню психомоторного развития и психомоторной активности.
На сегодняшний день сфера медицины, физической реабилитации и спорта предлагают множество направлений и услуг для коррекции, а также устранения обозначенных проблем со здоровьем. Однако если брать во внимание анатомо-физиологические особенности детей 7–8 лет и их психоэмоциональное состояние, можно сделать вывод, что не все техники могут одновременно совмещать в себе мягкость воздействия на здоровье и психику ребенка. В этой связи техника волновой гимнастики оказала оптимизирующее воздействие на психомоторные показатели и эмоциональный статус детей 7–8 лет (табл.1).
Таблица 1
Изменение психомоторного развития детей 7–8 лет до ипосле курса психомоторной коррекции
Условия |
Уровень ПМР, балл |
ПМА, балл |
Уровень тревожности,% |
До |
1,9±0,2 (низкий уровень) |
3,0±0,4 (средне-низкий уровень) |
85,5±12,4 (высокий) |
После |
3,4±0,5 (высокий уровень) |
4,3±0,2(высший, средний уровень) |
50,4±10,5 (удовлетворительная, повышенная) |
Достоверность |
р ˂ 0,05 |
р ˂ 0,05 |
р ˂ 0,05 |
Примечание: ПМР — психомоторное развитие; ПМА — психомоторная активность
Увеличение в среднем на 78,9 % р ˂ 0,05 уровня психомоторного развития и на 43,3 % р ˂ 0,05 уровня психомоторной активности на фоне снижения степени тревожности у детей 7–8 лет свидетельствовало о важном коррекционном влиянии выполняемых упражнений волновой гимнастики.
В процессе использования техники волновой гимнастики также были выявлены педагогические коррекционные компоненты и их результаты, изображённые на схеме (рис.3.), что станет предметом наших дальнейших исследований.
Анализ данных обследования позволяет сформировать приоритетные и конкретные задачи коррекционного и реабилитационного воздействия при занятиях адаптивной физической культурой с детьми начальной школы.
Выводы:
- Уровень психомоторного развития детей после коррекции увеличился в среднем на 78,9 % р ˂ 0,05;
- Уровень психомоторной активности после коррекции вырос в среднем на 43,3 % р ˂ 0,05;
- Уровень тревожности снизился более чем на 30,5 % р ˂ 0,05;
- В процессе использования техники волновой гимнастики были выявлены педагогические коррекционные компоненты и их результаты.
Литература:
- Виленская Т. Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. / Т. Е. Виленская — Ростов Н / Д.: Феникс, 2006. — 256с.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. / Г. С. Абрамова — Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624с.
- Безруких М. М. Возрастная физиология. Учебное пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416с.
- Афонькина Ю. А. «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой (вторая младшая группа, средняя группа). — Волгоград, «Учитель», 2013. — 54 с.
- Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников. / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман — М.: Владос — Пресс, 2005. — 159с.
- Малкина-Пых И. Г. Телесная терапия. — М.: Изд-во Эксмо, 2007. — 752 с.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия — М., 1962. — 504 с.