Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной политики России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лавров, И. В. Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной политики России / И. В. Лавров, П. В. Карымова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.5 (114.5). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30357/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье проанализированы некоторые проблемы международной миграциив рамках СНГ и организация миграционной политики РФ.

Ключевые слова: миграционная политика, международная миграция, СНГ, Главное Управление по вопросам миграции Министерства Внутренних Дел Российской Федерации.

В странах СНГ (Содружество Независимых Государств) основной проблемой является внешняя миграция [6]. Это касается всех государств СНГ кроме Казахстана, в котором доминирует проблема внутренней миграции. Для стран СНГ на постсоветском пространстве существенное значение имеет также и проблема незаконной миграции, но пока только Киргизия выделяет ее в качестве первоочередной. Армения гарантирует возвращение беженцев из Абхазии и Чечни. Азербайджан, Таджикистан, Беларусь, Узбекистан, Киргизия, Молдова обращают внимание на социальные права мигрантов в сфере миграционной политики. Таджикистан, Киргизия, Азербайджан, Молдова в миграционной политике раскрывают основные права мигрантов, отдельно выявляют некоторые проблемы связей мигрантов с диаспорой [7]. Только Россия стремится фактически обеспечивать защиту прав мигрантов, которая до последнего времени была одной из приоритетных задач ее миграционной политики (таблица 1).

Таблица 1

Данные миграционной системы по странам СНГ на начало 2015 г.

Страна

Вид местности

Количество прибывших

Количество выбывших

Миграционный прирост

1

Азербайджан

городская

22 126

11 982

10 144

сельская

4 197

1 991

2 206

2

Армения

городская

33 619

16 267

17 352

сельская

12 896

6 295

6 601

3

Беларусь

городская

13 787

9 503

4 284

сельская

4 091

1 653

2 438

4

Казахстан

городская

46 114

14 259

31 855

сельская

12 982

4 069

8 913

5

Кыргызстан

городская

22 163

11 466

10 697

сельская

6 376

1 818

4 558

6

Молдова

городская

24 298

11 437

12 861

сельская

7 732

3 095

4 637

7

Таджикистан

городская

43 926

29 535

14 391

сельская

10 710

5 761

4 949

8

Туркменистан

городская

5 388

3 145

2 243

сельская

645

290

355

9

Узбекистан

городская

104 408

76 167

28 241

сельская

26 498

18 006

8 492

10

Украина

городская

87 864

24 654

63 210

сельская

27 660

5 931

21 729

На начало 2015 года всего в Российскую Федерацию из стран СНГ прибыло 517 480 человек, из них 257 324 выбыли из страны. Разность между числом прибывших и числом выбывших составляет 260 156 человек [1]. Анализ международной миграции населения стран СНГ основан на материалах Федеральной службы государственной статистики России за период 2014 года и включает в себя информацию о численности населения, общих итогах международной миграции населения, об иностранных гражданах и лиц без гражданства, включая сведения о Государственной программесодействия добровольному переселению россиян, не находящихся на территории страны, и статистики прибывших и выбывших граждан по данным Главного Управления по вопросам миграции МВД России (далее ГУВМ МВД РФ).

Большое число мигрантов наблюдается из таких стран, как Узбекистан, Казахстан и Украина. Однако только жители Туркменистана остаются на родной земле, несмотря на различные мотивы миграции (рис.1) [5].

Рис.1 Изменение численности прибывших и выбывших на начало 2015 года по странам СНГ

Существенные изменения происходят и в миграционной системе, и составе населения, особенно среди наиболее мобильных возрастных групп. Многие потенциальные мигранты не могут покинуть свою страну по политическим, экономическим или другим причинам, но в чрезвычайных обстоятельствах (вооруженный конфликт, война, погром) настоящие потоки мигрантов могут превысить расчетный миграционный потенциал (иными словами, численность постоянных мигрантов). Численность постоянных мигрантов стран Содружества Независимых Государств составляют граждане России, проживающие за пределами территории Российской Федерации. Но демографическая емкость миграционного потенциала постоянно снижается по причине сокращения численности россиян, проживающих за рубежом.

ГУВМ МВД РФ – это подразделение при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, созданное в апреле 2016 года в результате реорганизации ФМС России и ряда силовых структур, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своих полномочий функции министерства по разработке и формированию миграционной политики, нормативному и правовому регулированию в сфере миграционного законодательства. Главное управление возглавляет начальник, осуществляющий свою деятельность в пределах своих полномочий и который, в свою очередь, имеет несколько заместителей [4].

ГУВМ МВД РФ осуществляет функции головного подразделения Министерства и обеспечивает производительность по делам о гражданстве: оформление, выдачу и замену паспортов России, регистрацию граждан России в пределах России, контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами порядка регистрационного учета и снятия с него российских жителей, регистрационный учет по месту жительства и месту пребывания, оформление, выдача специальных свидетельств беженцам и вынужденным переселенцам, и иным иностранным гражданам, въезжающим на территорию Российской Федерации, федеральный государственный надзор и контроль в области миграции, формирование надзора и контроля в области внешней трудовой миграции, привлечение мигрантов в Российскую Федерацию, трудоустройство граждан Российской Федерации за пределами ее территории согласно российскому законодательству.

Главное управление организует и исполняет способы по предостережению и прекращению незаконной миграции с другими структурными подразделениями МВД РФ, территориальными органами МВД и другими государственными органами, осуществляет законы по делам беженцев и вынужденных переселенцев, участвует в оказании политического убежища им, формирует оперативную координацию выполнения обязанностей ГУВМ МВД РФ, подведомственных подразделений, служб, администраций, департаментов, комитетов, которые участвуют в осуществлении Государственной программы по оказанию помощи добровольному переселению Российских граждан, проживающих за границей, включая контроль за осуществлением данной Государственной программы с Межведомственной комиссией [2].

В основу деятельности ГУВМ МВД РФ лежит координация и организация вопросов в области миграции с взаимодействием с другими подразделениями МВД, а также иных государственных органов, осуществляющих свои функции и задачи в соответствии с Положением о Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ, Конституцией РФ, и другими нормативно-правовыми актами МВД России. Данные вопросы коллегиально обсуждаются, на каждого сотрудника управления лежит персональная ответственность [3]. Главное управление во взаимодействии с другими подразделениями МВД, а также других государственных органов гарантирует эффективность своей деятельности, по вопросам в области миграции.

Литература:

  1. Статистический Бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2014 году» // Федеральная служба государственной статистики.URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096034906 (дата обращения: 29.04.2016).
  2. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_11376/ (дата обращения: 29.04.2016).
  3. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 05.04.2016) «О структуре федеральных исполнительных органов власти» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_129954/ (дата обращения: 29.04.2016).
  4. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196285/#dst100007 (дата обращения 29.04.2016).
  5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации // Официальная статистика. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 29.04.2016).
  6. Содружество Независимых Государств // СНГ: Страны и состав организации. URL:http://www.syl.ru/article/176852/new_sng-stranyi-i-sostav-organizatsii(дата обращения: 29.04.2016).
  7. Мукомель, В. Миграционная политика в России: Постсоветские контексты. / В. Мукомель – М.: Институт социологии РАН. Диполь – Т, 2005. – 351 с.
Основные термины (генерируются автоматически): главное управление, миграционная политика, страна СНГ, Российская Федерация, азербайджан, Казахстан, Киргизия, МВД РФ, молдова, таджикистан, Узбекистан.


Ключевые слова

миграционная политика, СНГ, международная миграция, Главное Управление по вопросам миграции Министерства Внутренних Дел Российской Федерации

Похожие статьи

Этапы развития политики России в области трудовой миграции

В статье рассматриваются основные этапы развития трудовой миграции России, процесс формирования нормативной базы миграционной политики.

Административно-правовое регулирование миграции в России

В статье автор проводит анализ административно-правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию.

Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

Рассматривается современное состояние и проблемы миграционного законодательства, предлагается вариант устранения имеющихся недостатков правового регулирования.

Государственное регулирование и мониторинг иммиграционных потоков как фактор обеспечения экономической безопасности России

В статье проанализировано влияние иммиграции на показатели экономической безопасности государства. Сделан вывод о необходимости включения в индикативную систему экономической безопасности еще одного показателя — индикатора «уровень иммиграционного по...

Основные методы регулирования миграции в России

В статье говорится о миграционной ситуации в России, причинах, вызывающих миграцию, и проблемах, возникающих в связи с этим процессом. Рассматриваются методы и механизмы регулирования миграции, уровни регулирования миграции. Определяются условия успе...

Влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране

В статье рассматривается влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране, обосновывается необходимость в совершенствовании государственной миграционной политики

Стратегические направления совершенствования миграционной политики в России

В статье автор пытается определить стратегические направления совершенствования миграционной политики в России.

Применение инновационных технологий в управлении миграцией в Российской Федерации

Современная миграционная политика и её влияние на положение иностранных мигрантов в Российской Федерации

Похожие статьи

Этапы развития политики России в области трудовой миграции

В статье рассматриваются основные этапы развития трудовой миграции России, процесс формирования нормативной базы миграционной политики.

Административно-правовое регулирование миграции в России

В статье автор проводит анализ административно-правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию.

Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

Рассматривается современное состояние и проблемы миграционного законодательства, предлагается вариант устранения имеющихся недостатков правового регулирования.

Государственное регулирование и мониторинг иммиграционных потоков как фактор обеспечения экономической безопасности России

В статье проанализировано влияние иммиграции на показатели экономической безопасности государства. Сделан вывод о необходимости включения в индикативную систему экономической безопасности еще одного показателя — индикатора «уровень иммиграционного по...

Основные методы регулирования миграции в России

В статье говорится о миграционной ситуации в России, причинах, вызывающих миграцию, и проблемах, возникающих в связи с этим процессом. Рассматриваются методы и механизмы регулирования миграции, уровни регулирования миграции. Определяются условия успе...

Влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране

В статье рассматривается влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране, обосновывается необходимость в совершенствовании государственной миграционной политики

Стратегические направления совершенствования миграционной политики в России

В статье автор пытается определить стратегические направления совершенствования миграционной политики в России.

Применение инновационных технологий в управлении миграцией в Российской Федерации

Современная миграционная политика и её влияние на положение иностранных мигрантов в Российской Федерации

Задать вопрос