Eventus docet. Событие учит.
Показаны результаты исследования челябинского опыта «эксплуатации» комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) на выборах в областное Законодательное Собрание пятого (10.10.2010 г.) и шестого (13.09.2015 г.) созывов. Приведены сравнительные данные по активности горожан в ходе голосования на районных избирательных участках без технических средств подсчета голосов и оснащенных КОИБ.
Ключевые слова:выборы, технические средства подсчета голосов (ТСПГ), комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ).
Представленный здесь текст является продолжением исследования, начатого авторами осенью прошлого года – вскоре после обнародования результатов выборов в областное Законодательное Собрание.
Зафиксированное тогда повторение решающих итогов предыдущего созыва (как и в 2010, в 2015 г. количество полученных представителями Челябинского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» депутатских мандатов составило 49, а показатели «ротации» в составе ЗСО оказались воспроизведены с минимальной разницей) послужило обоснованием нашего интереса [1] и к остальным исчисляемым «выводам» двух последних избирательных компаний в «постоянно действующий высший и единственный, однопалатный орган законодательной власти» области [2] (см. табл. 1).
Таблица 1
Избранные зарегистрированные итоги выборов в Законодательное Собрание Челябинской области пятого и шестого созывов (2010, 2015 гг.) в сравнении
2010 г. |
2015 г. |
|
Численность избирателей |
2 740 544чел. |
2 715 204чел. |
Явка избирателей |
46,53% |
41,32% |
Выдано открепительныхудостоверений |
Не менее 62 000 шт. |
Не менее 74 000 шт. |
Число недействительных (испорченных) бюллетеней |
42 717шт. |
46 792 шт. |
Ротация (обновление депутатского корпуса) |
«Остались» 28 из 60 чел. (46,66%) |
«Остались» 29 из 60 чел. (48,33%) |
Итоговое партийное представительство |
Единая Россия – 49 чел. КПРФ – 4 чел. ЛДПР – 3 чел. Справедливая Россия – 4 чел. |
Единая Россия – 49 чел. КПРФ – 3 чел. ЛДПР – 3 чел. Справедливая Россия – 5 чел. |
Вопрос же об опытах «употребления» в регионе так называемых современных «технических средств подсчета голосов» (ТСПГ), мы сразу сочли заслуживающим отдельного внимания из-за обстоятельства, спикером которого в 2010 г. выступил, пожалуй, один из самых реномированных членов ЦИК России – Г.И. Райков, объявивший именно Челябинск «первопроходцем» по использованию новых комплексов обработки избирательных бюллетеней [3], причем не только «с честью выдержавшим это испытание», но и давшим уверенность, что «в 2015 году 96% российских избирателей будут голосовать с применением техники» [4].
Конкретизируем далее некоторые полученные нами в этой связи результаты.
Как «элемент» Государственной автоматизированной системы «Выборы» (ГАС «Выборы»), комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) в обеих известных модификациях – 2003 и 2010 гг., представляет собой «целостный аппаратно-программный комплекс», в функции которого, помимо «автоматизированного подсчета бюллетеней при проведении выборов и референдумов всех уровней», включены прочие предусмотренные законодательством «стандартные процедуры» (как то: «составление и печать итогового протокола участковой избирательной комиссии», «прием исходных данных и передача итогового протокола по каналам телекоммуникаций в вышестоящую избирательную комиссию», т.д.).
Состоит КОИБ из «накопителя для бюллетеней» и «приёмного устройства», выполненного в виде «крышки избирательного ящика», в которой объединена вся его «электронная» часть (с микропроцессором, подключенным к нему сканером и постоянным запоминающим устройством).
Способный обеспечить одновременное проведение семи (!) видов выборов, «простой и удобный в эксплуатации», «надежный для применения в разных географических, температурных и иных условиях», в принципиальном плане КОИБ не только «формализует» саму процедуру голосования (которая по «длительности», как известно, «не может составлять менее десяти часов» [5]), но «снижает влияние человеческого фактора» на «объективность» его итоговых цифр [6].
Верно, что за относительно непродолжительное время,комплексы обработки избирательных бюллетеней, хотя и не утратили полностью своей «диковинности» в глазах некоторой части электората, в действительности стали вполне тривиальным атрибутом «убранства» соответствующих избирательных участков – как и «прозрачные (светопропускаемостью не менее 90%) либо полупрозрачные (светопропускаемостью не менее 25% и не более 40%) стационарные ящики для голосования» [7].
Однако, олицетворяя «буквальное» совершенство «машинного» счета бюллетеней перед «ручным» (или «рукотворным»?), КОИБ именно в этом своем «качестве» практически повсеместно стали некой, «требующей преодоления», трудностью [8]– ведь стартовавшее в 2004 г. их «всероссийское продвижение» застопорилось уже в марте 2009 г., накануне «муниципальных» (в основном) выборов – после объявления В. Е. Чуровым «всяческих» электронных голосований «морально устаревшими» [9]. В конце концов, и депутатская инициатива М.С. Рохмистрова, И.В. Лебедева, С.В. Иванова [10] сделать «обязательным»применение КОИБ «на всех избирательных участках,участкахреферендума» ни профильным думским комитетом [11], ни Правительством Российской Федерации поддержана не была и, с сугубо отрицательным заключением от них, «просуществовала» только в первом чтении.
Так или иначе, из впервые «зашедших» в Челябинскую область к сентябрьским 2010 г. выборам в ЗСО двухсот комплексов обработки избирательных бюллетеней [12], по утвержденному тогда перечню облизбиркома, сто КОИБ-2003 и столько же «новинок» (КОИБ-2010) были «организованы» попарно на 45 избирательных участках Калининского и на 55 – Центрального района южноуральской столицы (что суммарно обошлось в 2,1 млн. руб., при стоимости аренды, доставки и обслуживания КОИБ на каждом участке до 21 тыс. руб.) [13].
В дальнейшем, город «пользовался» только КОИБ модификации 2010 г., выставлявшимися на ста одиннадцати участках в думских 2011 г. и в президентских 2012 г. выборах; а на выборах Губернатора Челябинской области 2014 г. и депутатов Законодательного Собрания 2015 г. количество оснащенных КОИБ участков увеличилось до 115 (5% в общем «участковом» объеме).
Характерно, что при росте региональной «популяции» комплексов обработки избирательных бюллетеней исключительно в границах Челябинска, год от года повышалась их «надежность» и «соответствие предусмотренным техническим требованиям» [14]. Хотя на «дебютных» выборах из строя вышли около 25% «испытываемых» КОИБ-2010, тогда же проведенный на десяти случайно названных избирательных участках («тяжелое для Челябинской области решение») ручной пересчет бюллетеней подтвердил «правильность» техники. В 2011 г. доля отказов работы сканеров не превысила двух процентов, в период же 2012-2014 гг. «сбои» составили менее процента [15].
Непосредственно 13 сентября прошлого года, КОИБ работали на шестидесяти избирательных участках в Металлургическом, на сорока трех – в Центральном и на двенадцати – в Тракторозаводском районах г. Челябинска.
Таблица 2
Итоги выборов в Законодательное Собрание Челябинской области шестого созыва, по районам г. Челябинска с неоснащенными КОИБ избирательными участками
Калинин- ский |
Курчатов- ский |
Ленинский |
Советский |
В среднем |
|
Единая Россия |
52,19% (17 932 чел.) |
48,84% (16 604 чел.) |
48,48% (14 594 чел.) |
50, 62% (15 624 чел.) |
50,03% (16 189 чел.) |
КПРФ |
13,92% (4 782 чел.) |
13,31% (4 525 чел.) |
12,50% (3 762 чел.) |
13,31% (4 107 чел.) |
13,26% (4 294 чел.) |
ЛДПР |
8,62% (2 961 чел.) |
10,44% (3 548 чел.) |
9,67% (2 911 чел.) |
8,80% (2 715 чел.) |
9,38% (3034 чел.) |
Справедливая Россия |
17,80% (6 115 чел.) |
19,70% (6 696 чел.) |
22,95% (6 908 чел.) |
20,02% (6 178 чел.) |
20,12% (6549 чел.) |
Яблоко |
4,47% (1 571 чел.) |
3,60% (1 223 чел.) |
3,05% (918 чел.) |
4,19% (1 292 чел.) |
3,83% (1251 чел.) |
Голосовало избирателей |
33 361 чел. |
32 596 чел. |
29 093 чел. |
29 916 чел. |
31242 чел. |
Явка избирателей |
38,33% |
38,82% |
32,08% |
33,76% |
35,75% |
Показанное нами в табл. 2 и 3 (см. столбец «в среднем», полужирное начертание) сопоставление подведенных итогов голосования челябинцев, демонстрирует отсутствие значительных отличий в результатах народного волеизъявления по мотивам «партийности» и «партийных» симпатий.
Таблица 3
Итоги выборов в Законодательное Собрание Челябинской области шестого созыва, по районам г. Челябинска с оснащенными КОИБ избирательными участками
Металлургичес-кий |
Тракторозавод-ский |
Центральный |
В среднем |
|
Единая Россия |
53,97% (17 413 чел.) |
51,56% (15 691 чел.) |
45,30% (13 736 чел.) |
50,28% (15 613 чел.) |
КПРФ |
11,04% (3 563 чел.) |
14,39% (4 379 чел.) |
14,74% (4 469 чел.) |
13,39% (4 137 чел.) |
ЛДПР |
11,28% (3 640 чел.) |
9,07% (2 761 чел.) |
10,20% (3 094 чел.) |
10,18% (3165 чел.) |
Справедливая Россия |
16,20% (5 226 чел.) |
18,52% (5 636 чел.) |
20,24% (6 138 чел.) |
18,32% (5667 чел.) |
Яблоко |
3,30% (1 065 чел.) |
2,90% (881 чел.) |
5,94% (1 800 чел.) |
4,05% (1249 чел.) |
Голосовало избирателей |
30 907 чел. |
29 348 чел. |
29 237 чел. |
29831 чел. |
Явка избирателей |
34,23% |
32,19% |
30,21% |
32,21% |
Впрочем, обращает на себя внимание разница в показателях общей явочной активности, но удостоверяющая, скорее, лишь то, что возможности побыть в тот день «избирателем» (с перспективой – ни много ни мало! – «обзавестись» одним из разыгрывавшихся в городской лотерее автомобилей [16]) некоторые предпочли какие-то иные, личные формы «выходного» времяпрепровождения.
В целом же, учитывая независимую от времени актуальность сравнений итогов конкретных событий отечественной «электоральной реальности», избранная нами тема представляется заслуживающей продолжения осмысленных исследовательских усилий.
Литература:
- Бритова, В.Е. Сравнительные итоги выборов в Законодательное Собрание Челябинской области пятого и шестого созывов (2010, 2015 гг.) / В.Е. Бритова, П.А. Орлов // Экономика и бизнес. Взгляд молодых: сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции молодых ученых. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. – Т.1. – №1. – С.396-399.
- О Законодательном Собрании Челябинской области: Закон Челябинской области от 28 февраля 2006 г. № 1-ЗО. – Ст.1.
- Блиновских, С. Впервые в России новые КОИБы используют на выборах в Челябинской области / С. Блиновских. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://old.fedpress.ru/federal/polit/part/id_202856.html.
- Лукашевская, Д. Челябинский опыт распространят по стране: в 2015 году 96 процентов россиян будут голосовать с помощью техники / Д. Лукашевская. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://uralpress.ru/news/2010/10/11/chelyabinskiy-opyt-rasprostranyat-po-strane-v-2015-godu-96-procentov-rossiyan-budut.
- Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016 г.). – Ст.64.
- Хачатрян, Д. Автоматы против жуликов и воров. У комплекса обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) совесть зашита в чип. Эту железяку не подкупишь и не запугаешь / Д. Хачатрян // Новая газета. – 2012. – 12 сентября. – №103. – С.2-3.
- Готовцова, М. Прозрачные выборы: о мерах по обеспечению открытости голосования / М. Готовцова. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/article/491711/.
- Иванов, М. Электронные урны оставляют на складах. Регионы не хотят тратить деньги на КОИБы / М. Иванов, З. Фарниев // Коммерсантъ. – 2012. – 4 мая. – №80. – С.2.
- Орешкин, Д. Рукодельники. Перед муниципальными выборами 1 марта электронное голосование решено признать «морально устаревшим» / Д. Орешкин // Новая газета. – 2009. – 18 февраля. – №17.
- О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по вопросу использования аппаратно-программного комплекса (КОИБ) во время проведения выборов и референдумов»: Стенограммы обсуждения законопроекта № 532243-5. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://api.duma.gov.ru/api/transcript/532243-5.
- Хачатрян, Д. Чурова избавляют от комплексов / Д. Хачатрян // Новая газета. – 2013. – 18 февраля. – №18. – С.2-3.
- КОИБ: история создания и применения. Сборник материалов / под общ. ред. В.Е. Чурова, В.А. Крюкова. – М.:. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации & ООО «АРТИШОК продакшн», 2014. – С.82.
- Ирина Старостина: Мы первыми в России опробуем модернизированные КОИБы. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://news.mail.ru/politics/4224247/.
- Никулин, И. Учет, контроль и автоматизация учета голосов: рассказывает директор департамента информационных технологий «КРОК инкорпорейтед» (КРОК) / И. Никулин. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.iemag.ru/interview/detail.php?ID=21236.
- Презентация о применении КОИБ-2010 на избирательных участках на выборах 13 сентября 2015 г. Избирательная комиссия Челябинской области. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.iksrf74.uu.ru/koib/.
- Три автомобиля и бытовую технику разыграют в День города 13 сентября. – http://chelyabinsk.ru/text/newsline/71390187474944.html#comments/c71390187474944/last.