В статье рассматривается возможность регистрации актов гражданского состояния с целью формирования общей информационной базы для учета движения населения страны, что должно содействовать решению ряда государственных задач. Регистрацией актов гражданского состояния занимаются отделы ЗАГС, поэтому задачи функционирования органов ЗАГС в России поднимаются на общегосударственный уровень и так важен анализ их деятельности.
Ключевые слова: регистрация актов гражданского состояния, деятельность органов ЗАГС.
Актуальность проблемы регистрации актов гражданского состояния обусловлена практическими вопросами, связанными с деятельностью органов регистрации актов гражданского состояния необходимостью повышения качества оказываемых услуг, а также процессов, способствующих повышению эффективности их деятельности.
Актом гражданского состояния, в соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об актах гражданского состояния» (далее — ФЗ № 143), признаются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан [1].
В свою очередь, государственной регистрации подлежат акты: рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерть.
Порядок составления записи акта гражданского состояния регулируется статьей 7 ФЗ № 143. Из данного закона следует, что запись акта гражданского состояния фиксирует ряд действий и событий, влекущих к возникновению прав и обязанностей граждан, будь то: идентификация гражданина как субъекта гражданского права; характеристика его правового состояния; является основанием для возникновения права на наследство, получения материнского капитала, ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере.
Кроме того, запись акта гражданского состояния позволяет формировать полную информационную базу для учета движения населения страны, необходимую для использования в разных сферах (здравоохранение, демография, защита прав и интересов граждан, обеспечение благополучия детей и т. д.).
Вся система отношений, подлежащая государственной регистрации актов гражданского состояния, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, ФЗ № 143 и другими нормативно-правовыми актами. Тем не менее, многие вопросы законодательного характера и по сей день остаются нерешенными.
Несмотря на большое количество работ, затрагивающих проблематику современных правоотношений касающихся актов гражданского состояния, существует ряд важных правовых проблем [2]. Так, нет нормативно закрепленной дефиниции гражданского состояния, что порождает дискуссии в научном сообществе. По этому вопросу высказывались, такие авторы как Е. М. Белогорская, И. А. Михайлова, А. Е. Шерстобитов. С. Я. Пластинина в своей работе отмечает, что «гражданское состояние предполагает комплекс прав и обязанностей, т. е. правовой статус лица. Под гражданским состоянием понимаются правоспособность и дееспособность, гражданство, принадлежность гражданину определенного имени, отчества и фамилии, а также его семейное положение. Все это характеризует место человека в обществе и его связи с другими людьми» [2, С. 73]. Так же можно сказать, что «гражданское состояние — это юридические характеристики физического лица, отражающие его гражданско-правовое и семейно-правовое положение и позволяющие индивидуализировать правовое состояние гражданина вследствие наступления юридически значимых фактов, а также при реализации нормативно закрепленных прав и обязанностей» [3, С. 56].
Государственная регистрация актов гражданского состояния производится в соответствии с принципами, как конституционными, так и иными.
В своей работе органы ЗАГС обязаны проверять соблюдение всех установленных законом условий. Поэтому сотрудникам необходимо знать, какие обстоятельства должны быть установлены для регистрации каждого акта гражданского состояния. При соблюдении условий, можно выделить следующие принципы:
1. Принцип материальной истины, т. е. истинность указанных в записи акта сведений презюмируется и дальнейшего доказательства не требует (в том числе может представляться в качестве доказательств в суде).
2. Делопроизводство ведется на русском языке (ст.6 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
3. Сохранность семейной тайны: запрещено сотрудникам разглашать персональные данные граждан, которые стали им известны при выполнении служебных обязанностей (ст.12 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
4. Превалирование частных интересов над публичными. А также охрана и приоритет интересов ребёнка. Государство защищает в первую очередь самые уязвимые слои населения, коими являются дети.
5. Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.
6. Комплекс правовых начал, которые объединяются в единый принцип: беспрепятственное осуществление семейных прав, право на восстановление нарушенных прав, судебная защита нарушенных прав. Процедура обжалование отказа в государственной регистрации актов гражданского состояния содержится в нормах ФЗ «Об актах гражданского состояния» [1, С. 74].
Задачи деятельности органов ЗАГС в современной России поднимаются на общегосударственный уровень. Так, на примере деятельности Специализированного отдела ЗАГС Администрации города Челябинска рассмотрим актуальные проблемы регистрации актов гражданского состояния и предложим пути решения проблем.
Основной задачей Специализированного отдела ЗАГС Администрации города Челябинска является осуществление государственной регистрации актов гражданского состояния и других юридически значимых действий на территории города Челябинска. Одной из существенных проблем является проблема управления и планирования, развитием кадрового потенциала отдела ЗАГС, так как кадровая работа — одно из наиболее ответственных и неотъемлемых направлений в деятельности органов ЗАГС.
Наиболее актуальным вопросом остаётся кадровая нехватка компетентных и опытных специалистов, что ведет за собой невозможность реализации принципа «одного окна», так как существует меньше пунктов прима заявлений.
Характерной чертой развития отдела ЗАГС на современном этапе является широкое внедрение в практику деятельности компьютерных технологий, которое должно в дальнейшем повысить эффективность их функционирования.
Однако, на существующем Едином сайте государственных и муниципальных услуг можно лишь узнать общую информацию, например, о правилах регистрации того или иного акта гражданского состояния.
Так, наиболее важной проблемой является отсутствие единого государственного информационного ресурса, где можно было бы без проблем получать информацию о рождении, смерти или регистрации браков/разводов, а также существует проблема расхождение цифр в части государственной регистрации актов гражданского состояния (факт рождения/смерти и заключение/расторжение брака) у Росстата и Минюста.
В ходе проверки Счетной палатой РФ расходов и деятельности органов записи гражданского состояния (ЗАГС) за период с 2014–2015 годы выяснилось, что органы ЗАГС для регистрации и хранения актов в электронном виде используют разные программы. По мнению Счетной палаты РФ, это существенная недоработка Министерства юстиции, которое не разработало единые требования к форматам сведений, вносимых в акты гражданского состояния в электронном виде. Все это привело к тому, что регионы стали использовать разные программы для ведения таких реестров. Вся неслаженность вылилась в потраченные в пустую деньги на создание собственных программных средств — почти 1 млрд рублей за счет субвенций из федерального и региональных бюджетов. Только на их обслуживание за 2014–2015 годы было выделено свыше 200 млн рублей [4].
Решением данной проблемы является создания единой электронной сети на территории Российской Федерации для регистрации актов гражданского состояния. Единая база электронных актовых записей позволит в кратчайшие сроки найти необходимый акт, без запроса об истребовании. Данная сеть будет доступна только работникам органов ЗАГС, и регулироваться главным управлением записи актов гражданского состояния.
А также для населения города Челябинска возможно создание самостоятельного портала отделов ЗАГС. При создании портала заявитель мог бы, при введении личных данных, посмотреть все имеющиеся на него записи актов гражданского состояния самостоятельно. Портал давал бы возможность заказа справок и повторных свидетельств с указанием даты, когда заявитель обратиться лично за готовым документом.
Таким образом, совершенствование государственной регистрации актов гражданского состояния специализированного отдела загс администрации города Челябинска необходимо проводить в направлении кадровой политики и повышении информационной грамотности населения города, и устранении информационных барьеров. Результатом реализации всех указанных мероприятий должно стать устранение максимального количества административных барьеров и совершенствование механизмов управления в данной сфере.
Литература:
- Кичикова, И. В. Правовое регулирование записей актов гражданского состояния: проблемы теории и практики. // Праворуб. Профессиональное сообщество юристов и адвокатов. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravorub.ru/articles/66234.html.
- Горская, Е. Ю. Понятие и принципы государственной регистрации актов гражданского состояния // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 1–3 (32). С. 73–74.
- Маркин, А. В. К вопросу о роли актов гражданского состояния в динамике современных правоотношений // Общество и право. 2015. № 1 (51). С. 55–57.
- Новостная лента сайта GHHAUTO.RU. URL // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ghhauto.ru/novosti/rossiya/7547-amorqwdss.html.