Особенности ценообразования в холдинговых структурах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Просвирина, И. И. Особенности ценообразования в холдинговых структурах / И. И. Просвирина, С. А. Вязников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.5 (114.5). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30374/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются особенности бизнес-моделей холдинга, приводящие к возникновению трансфертного ценообразования. Отражено понятие трансфертной цены, способа её расчета и выполняемые задачи. Описываются варианты использования трансфертных цен для целей налоговой оптимизации.

Ключевые слова: холдинг, головная компания, трансфертная цена, трансфертное ценообразование, методы ценообразования, налоговое законодательство.

В настоящее время организация бизнеса все чаще принимает форму холдинга. Холдинг — система юридических лиц, находящихся под управлением одного из участников головной компании. Головная компания на основе права определяет решения, принимаемые другими представителями холдинга.

Основные принципы деятельности и виды холдингов определены в проекте ФЗ «О холдингах» [7]. В практике встречаются разные виды холдингов. По варианту контроля выделяют имущественный холдинг, когда холдинговая компания является владельцем контрольного пакета акций дочерней компании, и договорной холдинг, когда холдинговая компания не обладает контрольным пакетом акций, а контроль дочерней компании осуществляется на основе договора между холдинговой компанией и дочерним предприятием.

По взаимосвязи компаний в производственной последовательности выделяют интегрированный холдинг, когда предприятия в холдинге связаны между собой производственной цепочкой, и конгломератный холдинг, когда деятельность дочерних компаний ведется в различных направлениях, не связанных единым технологическим процессом.

По величине взаимного влияния компаний внутри холдинга встречаются классические холдинги, если головная компания управляет дочерними, а дочерние, в свою очередь, обладают лишь малыми долями общего пакета акций холдинговой компании, и перекрестные, если предприятия, входящие в состав холдинга, владеют контрольными пакетами акций друг друга, а дочерняя фирма контролирует деятельность головной.

Когда в холдинге на внутригрупповые обороты приходится большая часть затрат и реализации, возникает система трансфертного ценообразования, Трансфертная цена — это цена, по которой товары и услуги поставляются между подразделениями компании. Трансфертное ценообразование является важным объектом управленческого учета доходов и расходов в холдингах [3].

Трансфертное ценообразование должно разрешать следующие задачи:

— предоставлять руководству предприятий для обоснования управленческих решений;

— обеспечивать согласованность целей предприятий и группы в целом;

— давать предприятиям независимость в принятии решений;

— проводить объективную оценку деятельности предприятий;

— перераспределять прибыль между предприятиями (для этого организуются центры прибыли, в одном из которых концентрируются финансовые ресурсы для их дальнейшего перераспределения в зависимости от задач холдинга в целом) [4];

— налоговая оптимизация.

В практике используют следующие способы расчета трансфертных цен:

— на базе рыночных цен;

— на базе расходов производства;

— на базе договорных трансфертных цен, сформированных под воздействием обстановки на рынке и затрат на изготовление продукции.

Метод, базирующийся на рыночной цене продукции, рассматривает продукцию, поставляемую между подразделениями, аналогом полуфабриката. Товар поставляющего подразделения получающему называют полуфабрикатом, в отличии от продукции, поставляемой предприятиям вне холдинга, которая называется конечной. Полуфабрикат подвергают обработке, и он образует часть затрат получающего подразделения. Если имеется рыночная цена на полуфабрикаты, формирование трансфертных цен происходит по подобным товарам на внешнем рынке.

Метод трансфертного ценообразования, ориентированный на расходах производства, используется при отсутствии рыночных цен. Трансфертные цены на базе расходов производства могут определяться на основе:

– полных фактических затрат;

– нормативных затрат;

– переменных затрат.

Налоговое положение холдингов также имеет отличия от отдельных юридических лиц. Первоначальный подход, применявшийся в России до внедрения Налогового кодекса, не содержал норм, регулирующих механизм признания предприятий зависимыми для целей налогообложения. Второй подход, реализованный в НК РФ, признает присутствие связи между участниками консолидированной группы. В пределах подхода, как указывает Л. П. Грундел, можно выделить такие аспекты, как негативный и позитивный [1]. Позитивный аспект включает в себя предоставление права членам холдинга на полное или частичное избавление от налогообложения некоторых финансовых операций между взаимозависимыми лицами. Негативный аспект представляет из себя выработку налоговым законодательством мер, противодействующих различным формам сокращения налоговых гарантий (в том числе трансфертное ценообразование), применяемым в рамках холдинга. Третий аспект состоит в привнесении холдингу статуса обобщенного налогоплательщика и в формировании порядка обобщенного налогообложения.

В России компании чаще всего используют трансфертные цены следующими способами [5]. Первый способ подразумевает продажу продукции посреднику, который является дочерней компанией головной компании, при этом дочерняя компания зарегистрирована в области, где действует льготное налогообложение. Дочерняя компания является посредником, который занимается перепродажей товара по цене выше закупочной, в итоге получая прибыль. Так как по месту регистрации дочерней компании действует льготное налогообложение, то выгода получается двойная, в итоге прибыль дочерней компании от продажи товара превышает прибыль если бы головная компания продавала этот товар. Выгода применения трансфертных цен видна сразу.

Второй способ ориентирован на то, что производителем товара является зарубежная фирма, которая продает товар оптовому покупателя в России, и которая, в свою очередь, является дочерней компанией. Дочерняя компания приобретает продукцию по сниженной цене, существенно уменьшая таможенные пошлина при ввозе товара.

Такие способы приводят к снижению налогов на прибыль и НДС, вызывая повышенное внимание проверяющих органов к деятельности крупных компаний и холдингов при применении трансфертного ценообразования.

Сделки между компаниями, входящими в один холдинга, отличаются от соглашений между партнерами только тем, что контролеры могут применить к ним ст. 40 НК, а именно: компании сочтут взаимозависимыми, оспорят цену сделки и доначислят налоги и пени [6].

Система управленческого учета должна предоставить гарантию раздельного учета и контроля внутригрупповых операций, в частности неизбежно формирование специальных аналитик для регистрации внутригрупповых операций, регистрации финансовых результатов по контрагентам и цепочкам поставок продукции [2].

Соответственно, применение трансфертных цен помогает воздействовать на такие важные показатели функционирования предприятия, как издержки, цена, прибыль. Предприятие, применяющие в своем производстве продукцию, приобретаемую по трансфертным ценам, получает дополнительные конкурентные привилегии.

Литература:

  1. Грундел Л. П. Регулирование трансфертных цен как эффективный инструмент налогового контроля // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 4. — С. 156–160.
  2. Друри К. Управленческий и производственный учёт / пер. с англ. В. Н. Егорова. — 6-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 1423 с.
  3. Завьялова Ю. Н., Хаменушко И. В. Трансфертное ценообразование: объект уничтожения или насущная потребность? // Налоговед. — 2012. № 4.
  4. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов. — М.: Экономистъ, 2004. С. 183.
  5. Кузнецова, Е. Применение трансфертного ценообразования в компаниях, осуществляющих проектную деятельность // Финансовая газета. — 2011. — № 44 (1036).
  6. Налоговый кодекс РФ.
  7. О холдингах. Проект N 99049555–2 ФЗ РФ.
Основные термины (генерируются автоматически): дочерняя компания, трансфертное ценообразование, головная компания, цена, холдинг, холдинговая компания, контрольный пакет акций, Трансфертная цена, льготное налогообложение, налоговая оптимизация.


Ключевые слова

налоговое законодательство, трансфертное ценообразование, холдинг, головная компания, трансфертная цена, мето-ды ценообразования

Похожие статьи

Методы ценообразования и их использование на высоко конкурентном рынке

В статье раскрывается содержание понятия «цена». Описаны и проанализированы существующие методы ценообразования в условиях конкурентного рынка. Показано, что, цена товара не всегда совпадает с его стоимостью, так как кроме затрат на производство, на ...

Политика ценообразования и расчета цены на предприятиях сервиса и туризма

Цена является очень важной экономической категорией для любой сферы деятельности, так как она сильно влияет на потребительскую мотивацию. В связи с тем, что сфера сервиса и туризма активно развивается и приносит высокий доход, все чаще встает вопрос ...

Ценообразование в условиях монопсонического рынка

Статья посвящена исследованию проблемы ценообразования в условиях монопсонического рынка. Предмет исследования — процесс обоснования и согласования цен в условиях монопсонии. Методы исследования: системный анализ, методы финансовой математики и оценк...

Оптимизация механизма управления затратами на примере лесозаготовительного комплекса

Данная статья посвящена исследованию особенностей построения системы бюджетирования по центрам финансовой ответственности на лесозаготовительном комплексе. С учетом специфики отрасли предлагается вариант построения финансовой структуры, осуществляетс...

История зарождения трансфертного ценообразования. Проблемы. Риски. Возможные решения

В данной статье рассмотрены актуальные на сегодняшний день проблемы и трудности, с которыми сталкиваются налогоплательщики при подготовки документации для налоговых органов и обосновании рыночности цен, применяемых в сделках, попадающих под контроль ...

Управление денежными потоками предприятия

В статье проведено исследование теоретических и прикладных аспектов управления денежными потоками предприятия. Определены основные проблемные аспекты в управлении денежными потоками российских предприятий, которые условно разделены на внутренние и вн...

Статистический анализ налогообложения коммерческой организации

В настоящее время в Российской Федерации не существует единого термина, характеризующего влияние налоговой системы на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовое состояние. Вместо него применяется понятие — «налоговая нагрузка». В данной ...

Особенности управленческого учёта в строительных организациях

В данной статье рассматриваются особенности управленческого учёта в строительных организациях, его цели и особенности, бухгалтерский учёт и формирование себестоимости продукции строительных предприятий, анализируются факторы, влияющие на объёмы строи...

Налоговые риски при риск-ориентированном подходе в налоговом контроле

В статье автор пытается определить специфику налоговых рисков, выявленных в процессе налогового контроля в рамках риск-ориентированного подхода. При этом рассматривается правовой статус налоговых органов и их роль в системе администрирования налоговы...

Механизм управления выставочной деятельностью

В статье рассматриваются актуальные механизмы управления выставочной деятельностью. Уточнено понятие «выставка» и ее предназначение для компаний. Исследовано управление выставочной деятельностью в ракурсе маркетинга и планирования продвижения бизнеса...

Похожие статьи

Методы ценообразования и их использование на высоко конкурентном рынке

В статье раскрывается содержание понятия «цена». Описаны и проанализированы существующие методы ценообразования в условиях конкурентного рынка. Показано, что, цена товара не всегда совпадает с его стоимостью, так как кроме затрат на производство, на ...

Политика ценообразования и расчета цены на предприятиях сервиса и туризма

Цена является очень важной экономической категорией для любой сферы деятельности, так как она сильно влияет на потребительскую мотивацию. В связи с тем, что сфера сервиса и туризма активно развивается и приносит высокий доход, все чаще встает вопрос ...

Ценообразование в условиях монопсонического рынка

Статья посвящена исследованию проблемы ценообразования в условиях монопсонического рынка. Предмет исследования — процесс обоснования и согласования цен в условиях монопсонии. Методы исследования: системный анализ, методы финансовой математики и оценк...

Оптимизация механизма управления затратами на примере лесозаготовительного комплекса

Данная статья посвящена исследованию особенностей построения системы бюджетирования по центрам финансовой ответственности на лесозаготовительном комплексе. С учетом специфики отрасли предлагается вариант построения финансовой структуры, осуществляетс...

История зарождения трансфертного ценообразования. Проблемы. Риски. Возможные решения

В данной статье рассмотрены актуальные на сегодняшний день проблемы и трудности, с которыми сталкиваются налогоплательщики при подготовки документации для налоговых органов и обосновании рыночности цен, применяемых в сделках, попадающих под контроль ...

Управление денежными потоками предприятия

В статье проведено исследование теоретических и прикладных аспектов управления денежными потоками предприятия. Определены основные проблемные аспекты в управлении денежными потоками российских предприятий, которые условно разделены на внутренние и вн...

Статистический анализ налогообложения коммерческой организации

В настоящее время в Российской Федерации не существует единого термина, характеризующего влияние налоговой системы на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовое состояние. Вместо него применяется понятие — «налоговая нагрузка». В данной ...

Особенности управленческого учёта в строительных организациях

В данной статье рассматриваются особенности управленческого учёта в строительных организациях, его цели и особенности, бухгалтерский учёт и формирование себестоимости продукции строительных предприятий, анализируются факторы, влияющие на объёмы строи...

Налоговые риски при риск-ориентированном подходе в налоговом контроле

В статье автор пытается определить специфику налоговых рисков, выявленных в процессе налогового контроля в рамках риск-ориентированного подхода. При этом рассматривается правовой статус налоговых органов и их роль в системе администрирования налоговы...

Механизм управления выставочной деятельностью

В статье рассматриваются актуальные механизмы управления выставочной деятельностью. Уточнено понятие «выставка» и ее предназначение для компаний. Исследовано управление выставочной деятельностью в ракурсе маркетинга и планирования продвижения бизнеса...

Задать вопрос