В статье дается сравнительный анализ экологического законодательства России и КНР.
Ключевые слова: экологическая ситуация, экологическая безопасность,загрязнение окружающей среды, природоресурсное законодательство, право на благоприятную окружающую природную среду.
При формировании правовой системы, государства заимствуют опыт друг друга. На основании опыта развития любого государства, включая Китай и Россию, использование природных ресурсов, промышленное производство, экономический рост неизбежно связаны с антропогенным воздействием на окружающую среду [1, с. 2].
Проводя анализ законодательства Российской Федерации и КНР хотелось отметить, что в России существует две подсистемы экологического законодательства.
Природоохранное законодательство представляется Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими законодательными актами комплексного правового регулирования.
К природоресурсному законодательству относятся: Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395–1 «О недрах», Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты.
Основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка в Российской Федерации отражаются в Конституции, принятой всенародным голосованием в 1993 году. Она закрепила и провозгласила право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Так же в Конституции определяются организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств [2].
Право на благоприятную окружающую природную среду является базовым конституционным правом, которое развивается в праве: а) на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; б) на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; в) на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера; г) на возмещение вреда окружающей среде; д) на создание общественных объединений, фондов и иных некоммерческих организации, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды; е) направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; ж) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды; з) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; и) оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; к) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; л) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде [3, с.164].
В Китае экологическое законодательство проходит путь интенсивного развития. На сегодняшний день действуют 16 законов, 30 нормативных актов и более 90 административных инструкций, которые непосредственно связаны с защитой окружающей среды. По сравнению с другими развивающимися странами мира законодательная база Китая в экологической сфере является наиболее передовой. В этом государстве очень серьезная база научных институтов и лабораторий, которые обеспечивают сбор данных, нельзя не отметить высокий потенциал исследований экологической обстановки в стране.
Конституция КНР провозглашает: «Государство принимает меры по охране и оздоровлению окружающей среды и экологической среды, ведёт борьбу с загрязнением и другим общественным злом». «Государство гарантирует рациональное использование природных ресурсов, берет под свою охрану ценные виды животных и растений. Никаким организациям или отдельным лицам не разрешается какими бы то ни было способами присваивать или разрушать природные ресурсы» [4, с. 114].
На базе Конституции КНР сформирована нормативная система во главе с «Законом КНР об охране окружающей среды», принятый 26 декабря 1989 г. на одиннадцатом заседании Постоянного комитета ВСНП седьмого созыва. В нем провозглашен основной курс на социальный прогресс и охрану окружающей среды.
Разработаны также специальные законы, регламентирующие охрану среды по разным направлениям. В их числе Лесной кодекс, Водный кодекс, Закон КНР об управлении землей, Закон КНР об охране окружающей среды, Закон КНР о предотвращении загрязнения вод, Закон КНР о предотвращении загрязнения атмосферы, Закон КНР о предотвращении шумового загрязнения окружающей среды, Закон КНР о предотвращении загрязнения окружающей среды твердыми отходами, Закон КНР об оценке влияния на окружающую среду, Закон КНР о рыболовстве, Закон КНР о степях, Закон КНР о полезных ископаемых, Закон КНР об охране диких животных, Закон КНР о сохранении природных ландшафтов.
Формально экологическое (природоохранное) законодательство имеется, но оно малоэффективно. Самыми крупными загрязнителями являются промышленность и сельское хозяйство. Сельское хозяйство применяет огромное количество современных химических препаратов, которые небезопасные для людей.
Литература:
- Развитие экологического права Китая и России. Автореферат дис… канд. юрид. наук Лу Хун Янь. Москва.– 2005.– С. 2–3.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
- Глушко О. А. Принцип права человека на безопасную окружающую среду и эколого-безопасный правопорядок. Сборник: Будущее науки — 2014. Сборник научных статей 2-ой Международной молодежной научной конференции, в 3-х томах. Отв. ред. Горохов А. А. Курск, 2014. С. 163–166.
- Е. Кранина Проблемы охраны окружающей среды и природных ресурсов КНР // Проблемы Дальнего Востока. — 2003. — № 4. — С. 114.