Рассмотрены особенности и отмечены наиболее существенные проблемы в части приобретения, ограничения и прекращения прав на земельные участки из состава земель промышленности. Предлагается упростить процесс получения гражданами и юридическими лицами земельных участков из состава земель промышленности на определенных условиях, подготовить соответствующие госпрограммы и нормативно-правовые акты.
Ключевые слова: приобретение, ограничение и прекращение прав на земельные участки, земельный участок, земли производства, земли промышленности и иного специального назначения.
Одна из причин медленного совершенствования производящих секторов экономики — опережающее развитие жилищно-строительного сектора (за счет скорого выделения земель под многоэтажное строительство) при отсутствии государственного (правового) внимания на трудность частных лиц — начинающих производственников — с получением дорогостоящих земель для производства. Во многом по этой причине существует проблема нехватки мест трудоустройства, что вынуждает граждан из небольших городов и сел перебираться в крупные города. Увеличение числа жителей растущих городов создает угрозу состояния здоровья жителей этих городов и будущих поколений, увеличение плотности населения в городах при одновременном медленном вымирании, инфраструктурной и иной деградации небольших городов и поселений, угрозу возможных социальных последствий в случае нехватки по каким бы то ни было причинам продовольствия.
Данная проблема во многом является следствием отсутствия четкого выделения земель промышленности в отдельную самостоятельную категорию и подразделение ее на субкатегории, некодифицированность земельного законодательства, защита современной редакцией Земельного кодекса России [3] (далее — ЗК РФ) интересов крупных частных собственников земельных участков, отсутствие в ЗК РФ специальных вещных прав, упрощающих получение земли для производственных целей. Все это порождает трудности земельных правоотношений в части приобретения, ограничения и прекращения прав на земельные участки производственного назначения.
Наиболее полным и основополагающим видом прав является право собственности. Право собственности на земельный участок из состава земель промышленности характеризуется совокупностью гражданско-правовых норм, которые регулируют приобретение, ограничение и прекращение прав на земельные участки из состава земель промышленности [9]. Право собственности состоит из права владения, пользования и распоряжения земельным участком из состава земель промышленности в пределах, дозволенных законодательством.
Кроме права собственности, для лиц, не являющихся собственниками земельных участков, существует право аренды земельных участков; право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут); безвозмездное пользование земельными участками [3].
В каждом из выделенных видов прав имеются свои особенности. Например, в процессе установления арендной платы за земли промышленности, находящихся в публичной собственности, необходимо, с одной стороны, учитывать интересы публичного собственника, которые состоят в максимально эффективном распоряжении землями промышленности, находящимися в публичной собственности, а с другой стороны, интересы арендатора, заключающиеся в том, чтобы размер арендной платы по причине регулярного повышения не стал для него разорительным [9]. В связи с этим, как считает А. С. Трифонов, размер и порядок изменения арендной платы за земли промышленности, находящиеся в частной собственности, должны устанавливаться и изменяться только по соглашению сторон в договоре аренды.
Согласно п. 2 ст. 9 Конституции РФ [1] и ст. 209–217 Гражданского кодекса России [2] (далее — ГК РФ) в России установлены следующе формы собственности: государственная (федеральная и собственность субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности, частная собственность (собственность граждан и юридических лиц).
Выделяют несколько способов приобретения права собственности на земельный участок: переоформление ранее принадлежавших прав на земельные участки гражданами и юридическими лицами; административное признание права на земельные участки; гражданско-правовой способ признания права собственности на земельный участок [8].
По мнению Э. А. Гряда, приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, связано с решением вопроса о наличии или отсутствии права на приобретение земельных участков, которое зависит от вида субъекта, правового режима земельного участка (включая правила об ограничении оборотоспособности), а также наличия ранее возникших прав [6].
Исходя из анализа современного состояния земельного законодательства в части приобретения, ограничения и прекращения прав на земельные участки из состава земель промышленности, можно отметить следующие наиболее существенные проблемы:
а) неурегулированность процесса государственного выделения земельных участков из состава земель промышленности. Здесь же важно отметить длительный процесс перевода земель из федеральной собственности в собственность субъектов РФ [4, с.106];
б) отсутствие реальной помощи государства в получении земель промышленного назначения для реального производства. Следует особо подчеркнуть отсутствие законодательно закрепленной аренды и безвозмездного пользования землями промышленности для целей производства. При этом вопрос аренды и предоставления земельных участков для целей производства в безвозмездное пользование представляет собой не менее серьезную проблему, что требует учета всех особенностей и накопленного опыта регулирования земельного законодательства;
в) слабо урегулированный процесс перевода земельных участков из других категорий в категорию земель промышленности.
Для решения выше перечисленных проблем предлагается следующее.
1. Упростить процесс получения гражданами и юридическими лицами земельных участков из состава земель промышленности в виде аренды и безвозмездного пользования для реального производства, на определенных условиях (связанных с процессом изготовления товаров), при невыполнении которых, орган, выдавший землю для промышленных целей имел бы юридическое право наложить определенные санкции на должностных и иных лиц, либо вернуть выделенный земельный участок в государственную собственность. Для этой цели необходима межотраслевая юридическая подготовка нормативных документов; особенно важен процесс, связанный с постановкой таких земельных участков на учет [5] и регистрацией соответствующих прав [7].
2. Подготовить нормативно-правовые акты, которые упрощали бы процесс перевода земельных участков из других категорий в категорию земель промышленности. Здесь необходимо учитывать расположение земель поселений; однако согласование данного процесса с местными властями может создать серьезные преграды. В очередной раз следует отметить необходимость разделения земель промышленности на субкатегории в зависимости от специфики производства и ее влияния на окружающую среду; это должно согласоваться с современными и перспективными нормами экологического права.
3. Согласовать государственную политику развития частного бизнеса (госпрограммы), с процессом получения гражданами и юридическими лицами земель под производство. Для развития здоровой конкуренции и совершенствования промышленности необходимо поддерживать как среднее, так и малое производство.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ с изм. и доп. от 13 июля 2015 года // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4384.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».
- Гряда Э. А. Возникновение прав на земельные участки и реализация принципа платности использования земли: проблемы применения законодательства // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа.2011. № 4 (6). С.106–113.
- Гряда Э. А. Государственный земельный кадастр Российской Федерации: правовой аспект. — Дисс. на соиск.... к.ю.н. — Краснодар, 2001. — 198 с.
- Гряда Э. А. Особенности приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, под объектами незавершенного строительства // Цивилист. 2013. № 2. С. 51–55.
- Гряда Э. А. Сущность и значение государственной регистрации вещного права как юридического факта // Закон и право. 2014. № 6. С.70–75.
- Захарова И. Ю. Особенности приобретения права собственности на землю в Российской Федерации // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования/ 2014. № 1. С. 111–115.
- Трифонов А. С. Гражданско-правовой режим земель промышленности. — Автореф. дисс.... к.ю.н. — Волгоград, 2006. — 24 с.