В данной статье рассматривается социальная проблема свободы труда, анализируется формальное закрепление в международном трудовом праве. В статье отмечается, что для искоренения нарушения данного принципа требуется комплексный подход, так как эту проблему можно решить только совместными усилиями мирового сообщества.
Ключевые слова: свобода труда, занятость трудоспособного населения, принцип свободы трудового договора, право на труд, международно-правовые акты.
Одна из наиболее актуальных социальных проблем в современных условиях в России и мире – проблема свободы труда. Она занимает наиболее видное место в общественной жизни и мировоззрении многих поколений людей. Возможное решение данной проблемы можно связать с попыткой обеспечить общественно полезным трудом население полной эффективной занятостью, свободой от безработицы, от чрезмерной эксплуатации чужого (наемного) труда. Опыт социального развития указывает на то, что эксплуатация наемных работников и многочисленные безработные граждане все еще являются неизбежным и постоянным фактором общественного производства. Тем не менее, следует полагать, что социально-эффективный способ производства и подлинно демократическое государство в состоянии на деле гарантировать полную и продуктивную занятость трудоспособного населения, решить проблему безработицы и тем самым воплотить в жизнь принцип свободы труда[1].
Принцип свободы труда – это, во-первых, возможность каждого трудоспособного гражданина свободно распоряжаться своей способностью к труду (рабочей силой), а, во-вторых, выбирать род деятельности. Этот принцип отражает природные свойства правовых норм, которые регулируют привлечение трудоспособных граждан к труду в качестве наемных работников, предпринимателей, членов кооперативов, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Помимо статьи 37 Конституции РФ этот принцип выражен в международно-правовых актах. Принцип свободы труда находит свое отражение, прежде всего в статье 23 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы[2].
Статья 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что участвующие в Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и примут надлежащие меры к обеспечению этого права. Пакт акцентирует внимание на обязанности государств содействовать обеспечению права на труд, и именно государства должны создавать возможности для его реализации[2].
Как следует из статьи 4 Европейской хартии об основных социальных правах трудящихся, каждый человек свободен выбирать и трудиться по своей специальности в соответствии с правилами, регулирующими труд в каждой профессии [2].
Следует отметить, что в настоящее время свобода труда и право на труд необходимо рассматривать как объективно необходимые категории, которые взаимно дополняют друг друга и определяют фундаментальные правовые основы жизни и деятельности трудоспособных граждан.
Диалектическая взаимосвязь принципа свободы труда и права граждан на труд наглядно выражены в том, что государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории РФ: свободу выбора занятости, в том числе работы с различными режимами труда; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны федеральной службы занятости; предоставление организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам образовательных организаций; бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по её направлению в иных образовательных организациях с выплатой стипендии; обучение профессии, специальности по ученическому договору с последующим трудоустройством у данного работодателя; компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением в другую местность по предложению службы занятости; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан; правовую защиту необоснованных увольнений [1].
Особенностью принципа свободы труда является то, что он является выражением определенных отношений между гражданином и государством, которые возникают по поводу труда, при которых обеспечение работой выступает как объект права и обязанности. Однако обязанности государства по обеспечению занятости дополняют принцип свободы труда необходимыми гарантийными свойствами. Социальное значение принципа свободы труда означает направленность трудового права на освобождение людей от чрезмерной эксплуатации их труда. Подлинная социальная справедливость может иметь место лишь там, где все трудоспособные граждане имеют равный доступ к общественно полезному труду.
Принцип свободы труда предполагает обеспечение эффективной занятости, выражает и аккумулирует такие нормы трудового права, которые, во-первых, предоставляют гражданам право на труд, во-вторых, гарантируют им реальное трудоустройство и, в-третьих, устанавливают социальную привлекательность и стимулы труда для граждан.
Свобода труда предполагает наличие принципа свободы трудового договора. Этот принцип выражает сущность большого количества норм, которые регулируют прием граждан на работу, их переводы и увольнения (раздел III ТК РФ). С помощью свободного заключения трудового договора гражданин, который достиг трудоспособного возраста, имеет право поступить на работу, реализовать свое право на труд. Изменить трудовые правоотношения можно, как правило, только на основании договора, заключаемого между работником и работодателем. Прекращение трудовых правоотношений работника с работодателем возможно по инициативе каждой из сторон трудового договора (с учетом оснований и условий, предусмотренных законом).
Принцип свободы труда является межотраслевым принципом, который распространяется не только на трудовое, но и на административное право и гражданское право. Действительно, под принцип свободы труда попадают различные сферы общественных отношений, в том числе работу по трудовому договору с работодателем, государственную службу по служебному контракту в качестве государственного служащего, военную службу по контракту, работу, выполняемую по гражданско-правовым договорам с юридическими и физическими лицами, занятие индивидуально-трудовой деятельностью. Соответственно, содержание принципа свободы труда выражается в принадлежности лицу исключительной возможности распоряжаться своими способностями к труду посредством вступления в самые различные общественные отношения по участию в труде, а также право на отказ от таких действий[2].
Подводя итог, следует сказать, что в настоящее время это является глобальной проблемой, для ее требуется комплексный подход, который сочетает активную правоприменительную практику с обеспечением правопорядка с мерами в области занятости и другими социальными действиями. Принцип свободы труда касается каждое государство, эту проблему можно решить лишь совместными усилиями мирового сообщества, международным сотрудничеством. В современных экономических условиях, можно сказать о том, что требуется совершенствования и дополнение законодательной базы не только нашей страны, но и других стран мира.
Литература:
- Бриллиантова Н.А. Трудовое право. — 5. — М.: РГ-Пресс, 2016. — 536 с.
- Иващенко В.Г. Свобода труда и запрет принудительного труда как основополагающий принцип международного трудового права // Вестник Башкирского университета. — 2012. — №2. — С. 1136-1140.