Структурные преобразования — приоритет для всех этапов реформирования экономики Узбекистана. В ходе последовательного совершенствования работы отдельных сфер и отраслей была создана такая структура национальной экономики, которая стала прочным фундаментом стабильного роста и отвечает задачам социально-экономического развития страны, углубления ее интеграции в мировые хозяйственные отношения.
В Узбекистане на всех этапах экономических реформ ведущую роль играет государство. И сегодня государственная поддержка, направленная на продолжение и углубление прогрессивных структурных преобразований, процессов обновления жизни нашего общества, дает мощный импульс для еще большего повышения потенциала, устойчивости и сбалансированности национальной экономики, реализации важнейших социальных проектов с целью дальнейшего улучшения качества жизни населения страны.
У нас сегодня есть все основания, исходя из глубокого анализа тенденций развития мировой экономики, реальной оценки наших ресурсов и возможностей,поставить перед собой целевую задачу — не менее чем в 2 раза увеличить к 2030 году объем валового внутреннего продукта нашей страны.За счет кардинальных структурных преобразований — обеспечить ускоренный рост промышленности и довести ее долю в ВВП до 40 процентов против 33,5 процента в 2015 году, а долю сельского хозяйства снизить с 16,6 до 8–10 процентов, сократить энергоемкость ВВП примерно в 2 раза в результате широкого внедрения современных энергосберегающих технологий. [1, с. 3].
Приоритетной задачей государства остается модернизация, техническое и технологическое перевооружение важнейших отраслей экономики, что обеспечит повышение темпов роста промышленного производства, увеличение вклада индустриального сектора в ВВП, наращивание выпуска конкурентоспособной продукции с высокой степенью готовности и пользующейся спросом на внутреннем и мировом рынках. Для решения этих задач экономическая наука выдвигает разные подходы, которые варьируются исходя из используемых инструментов и механизмов, а также сроков достижения поставленных целей.
На всех этапах рыночных реформ в Узбекистане особое место занимает проблема структурных преобразований в национальной экономике республики. Президент И. А. Каримов неоднократно подчеркивал, что важнейшим приоритетом реализации экономической программы государства должна стать политика углублений структурных преобразований и диверсификации экономики для обеспечения роста конкурентоспособности страны. Совершенствование структуры национального хозяйства происходит путем регулируемого процесса распределения по сферам и отраслям национального хозяйства, отдельным регионам национального продукта, национального дохода, инвестиций, трудовых ресурсов, а также проведения соответствующей технической, внешнеэкономической политики и др. В результате достигается преимущественное развитие видов деятельности, продукта и услуги, которые имеют наибольшую общественную потребность. [2, с. 106].
Самого серьезного внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций, направляемых на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразованиям в экономике страны. В этих целях в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 миллиарда долларов США, или с ростом против 2014 года на 9,5 процента. При этом более 3,3 миллиарда долларов, или свыше 21 процента всех инвестиций — это иностранные инвестиции, из которых 73 процента составляют прямые иностранные инвестиции. 67,1 процента всех инвестиций направлены на производственное строительство. Это позволило в 2015 году завершить строительство и обеспечить ввод 158 крупных производственных объектов общей стоимостью 7,4 миллиарда долларов. [1, с. 2].
Совокупность изменений в социальных, отраслевых, территориальных и технологических пропорциях воспроизводства является содержанием структурных сдвигов. Структурные сдвиги выражаются в изменениях натуральной, стоимостной и функциональной структурах национального продукта и национального дохода, а также в изменении соотношений между различными сферами, отраслями и секторами национального хозяйства. Формирование структуры национального хозяйства ощущает влияние следующих важнейших факторов, действие которых определяют этот процесс развитие форм собственности и условий хозяйствования; система управления; уровень экономического развития и соответствующая ему система общественных потребностей; развитие науки, техники и технологии и их применение в производстве; количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов; специализация производства; развитие внешнеэкономических связей и условия обмена на мировом рынке; наличие и уровень развития ресурсной базы; природно-климатические условия и др.
Ничто так не влияет на низкий уровень конкурентоспособности на внешнем рынке как привязанность к какому-либо одному виду деятельности или узкой товарной группе. В таких случаях изменяющаяся рыночная конъюнктура может привести к значительным негативным процессам в национальной экономике. Поэтому в современных условиях диверсификация является важным средством преодоления кризиса, реструктуризации экономики республики, повышения ее конкурентоспособности [2, с. 107].
Процесс диверсификации предполагает расширение уже существующих производств, дополнение их новыми видами деятельности, тесно связанными с ними технологически. Так, в республике создаются предприятия, направленные на более глубокую переработку исходного сельскохозяйственного или минерального сырья. С другой стороны диверсификация означает отход от узкой специализации и переход на производство новых товаров и услуг, освоение новых рынков сбыта. В условиях республики это означает создание совершенно новых для республики отраслей экономики.
В истекшем году была продолжена системная работа по обеспечению динамичного развитиясферы услуг и сервисакак одного из самых важных факторов и направлений углубления структурных преобразований и диверсификации экономики, повышения занятости, доходов и качества жизни людей. В 2015 году сфера услуг обеспечила более половины прироста валового внутреннего продукта. В настоящее время ее доля в ВВП достигла 54,5 процента против 49 процентов в 2010 году. В этой сфере работает более половины всего занятого населения. [1, с. 3]. Современная структура национальной экономики в значительной степени формируется в зависимости от соотношения сравнительных и конкурентных преимуществ, которыми обладает страна. Что касается Узбекистана, то на данный момент мы обладаем в большей степени сравнительными преимуществами, которые определяют сложившуюся структуру экономики.
Можно выделить следующие из них:
благоприятные природно-климатические условия, позволяющие развивать производство ценных сельскохозяйственных культур с минимальными издержками;
природные ресурсы, составляющими которых являются богатейшая минерально-сырьевая база, водно-энергетические ресурсы, рекреационные ресурсы;
значительные трудовые ресурсы, которые отличаются преобладанием молодежи и людей трудоспособного возраста, низким удельным весом пожилого населения.
Конкурентные преимущества, которыми обладает Узбекистан следующие:
стабильность политической и правовой системы;
наличие развитого научного потенциала;
высокий уровень образования населения страны.
Стратегия развития Узбекистана предполагает осуществление крупномасштабной модернизации. Объективная необходимость этого продиктована, в том числе такими причинами, как значительный парк устаревшего оборудования и сравнительно низкий коэффициент обновления основных производственных фондов.
В современных условиях для республики представляются новые возможности к созданию механизмов устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, т. е. перелива капиталов, воспользовавшись диверсификацией в качестве движущего фактора инновационного развития. В конкретных условиях республики речь идет об опережающем развитии современных высокотехнологичных отраслей и производств, таких как газоперерабатывающая, нефтехимическая, химическая промышленность, энергетика, автомобилестроение, электротехническая промышленность, фармацевтика, станкостроение, отрасль современных информационных технологий и систем телекоммуникаций. Наряду с этим, особое внимание должно быть обращено на дальнейшее развитие производства в легкой, текстильной и пищевой промышленности по более углубленной переработке хлопка-волокна, другой сельскохозяйственной продукции и сырьевых ресурсов, промышленности строительных материалов и другие.
С точки зрения, достижения прогрессивной структуры экономики приоритетное развитие должны получить те сектора, отрасли и виды деятельности, которые обеспечат высокие темпы экономического роста, внедрение инноваций в производство; минимальный прирост потребностей в новых производственных ресурсах; участие республики на равноправной основе в мирохозяйственных связях. Общая концепция структурной перестройки экономики и должна основываться на этих важнейших ориентирах развития. Базой для развития наукоемких производств станут предприятия, занятые в сфере высоких технологий и реализации новейших достижений научно-технического прогресса в области биохимии, электроники и прикладной ядерной физики.
Литература:
- Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11. 17.01.2015.
- Вахабов А. В., Разыкова Г. Х. Модернизация экономики. Т., 2014. — 157 с.