The article describes the illogicality of some of the historical aspects of the development of logistics
Keywords: logistics as science, art, scientific direction, the economic activity; fragmentarizatsiya; logistics revolution.
Одни определения трактуют логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения. Другие определения рассматривают логистику как науку. Третьи как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков. Четвертые как искусство: логистика — это искусство определения потребностей, а также распределения и содержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности. Разобраться в таком многообразии подходом достаточно трудно.
Начнем анализ определений с определения логистики как науки. Так, согласно определению, которое дает Современный экономический словарь, «логистика — это наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса движения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения» [1].
По определению И. Канта, наукой называется «всякое учение, если оно система, то есть некая совокупность познания, упорядоченная сообразно принципам» [2]. Исходя из данной методологической посылки научному направлению «логистика», чтобы превратиться в фундаментальную науку, предстоит сложиться во внутренне упорядоченную совокупность познания. Она должна представлять собой систему законов, категорий и принципов, объясняющих природу поточной формы движения экономической материи.
Содержанием логистики, как науки, должно быть установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками.
К сожалению, пока нельзя констатировать существование науки о логистике. Учебная литература по логистике перегружена мало связанными заимствованными терминами и понятиями. При этом до сих пор отсутствует достаточная ясность как в определении самого понятия логистики, так и в том, что следует изучать в курсе данной дисциплины. Доказательством тому является личный опыт общения автора со студентами на вводных занятиях по логистике в различных ВУЗах, на которых студенты не могут раскрыть понятие логистики и привести пример сферы ее деятельности. Даже после разбора основных определений логистики существует трудность в приведении примеров, позволивших получить эффективность за счет ее применения. Происходит это отчасти еще и потому, что на протяжении последних пяти лет в Интернете можно найти только единичные примеры логистики — классический, который сводится к тому «каким способом лучше доставлять сахарный песок в мешках или россыпью», и единичные другие подобные. «Профессионалы» — заочники, работающие в сфере логистики называют логистикой склад и транспорт. На вопрос как осуществляли доставку товаров и материалов в «дологистический» период, в большинстве случаев отвечают, что перевозки осуществлялись нелогично, без проведения соответствующих расчетов, а в настоящее время осуществляются логично на базе решения транспортных задач. Даже исходя из этих малозначительных примеров, можно констатировать, что исторические аспекты логистики не изучаются в принципе. В учебной литературе дается стандартный набор подходов к определению логистики, который переписывается из одного учебника в другой. Фактически первые 17 страниц всех учебников по логистике очень похожи друг на друга.
Однако, необходимо признать, что, за короткий период так и не определившись окончательно с определениями, логистика стала «модным» направлением в самых различных научных областях. Причем само понятие все время трансформируется. На современном этапе сферой деятельности логистики является управление любыми потоками, отсюда и такое обилие логистик, типа логистики туризма.
Что касается исторических корней, или семантики слова, общепризнанным является то, что она восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления». Так же логично предположить, что потребность точно вычислять и рационально рассуждать прежде возникает в торговом и военном деле. Тем не менее в структуре государственной службы Древней Греции существовало государственное учреждение для проверки отчетов должностных лиц — «логистерия». В структуре этого учреждения была специальная должность «логиста» Логисты ежегодно назначались путем жеребьевки. Кроме того, логисты проверяли отчеты чиновников, срок полномочий которых истекал. Таким образом, под логистикой, в производном от logistea, в то время понималось искусство проведения расчетов, что подтверждает семантические корни логистики исходят из древнегреческого языка (logos — разум; log — мышление; logo — думать, рассуждать; logismos — расчет, раздумье). Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в данном случае речь идет о функциях контрольно-счетной палаты, но почему-то она называлась логистерией, что не совсем понятно.
В словаре Ф. Брокгауза и И. Эфрона термин «логистика» означает искусство управления перемещением войск и организации их тылового обеспечения [3], что достаточно косвенно отражает сегодняшнее понимание бизнес — логистики.
В конце 40-х гг. XX в. в нашей стране был период, когда логистика была признана «символической, новейшей разновидностью формалистической логики», «получившей преобладающее влияние в современной реакционной буржуазной философии», «идеалистическим извращением математической логики», «оторванной от опыта и практики, то же, что схоластика». Однако советская транспортная наука, исключив термин «логистика» из употребления, не отвергла ни одного из логистических принципов, хотя предмет экономического оптимума находился под очень сильным подозрением у высших идеологических властей вплоть до 1965 г., когда советские ученые Л. В. Канторович, B. C. Немчинов и В. В. Новожилов были удостоены Ленинской премии за научную разработку методов линейного программирования и экономических моделей. Экономическая наука вновь вернулась к категории оптимизации. Под последней стали понимать процесс нахождения экстремума (максимума или минимума) определенной функции или выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных. При использовании этого принципа в экономике должно быть ясное осознание того, что есть множество видов затратных факторов, применяемых в таком сочетании, при котором данные затраты приносили бы наилучший результат, то есть вполне определенное осознание того, что «наилучший» — это не идеальный, а лишь «наименее плохой».
Для того времени было типично определение оптимизации, которое дал ей один из крупнейших советских теоретиков-экономистов и один из виднейших деятелей в сфере государственного управления экономикой С. Г. Струмилин. В изданной в 1965 г. работе он писал: «Экстремальные задачи на максимум и минимум нуждаются для своего решения лишь в правильном использовании известных методов и приемов математической науки. Но когда речь идет об оптимальном решении какой-либо хозяйственной задачи, всегда нужно еще ясно себе представлять, с чьей именно точки зрения — какого именно «хозяина» или иного оценивающего субъекта — искомое решение является оптимальным, то есть наилучшим в данных обстоятельствах места и времени».
Итак, транспортная наука, исключив из употребления термин «логистика», продолжала совершенствовать теорию оптимальных управленческих решений и рекомендовать их внедрение в хозяйственную практику.
В начале 50-х гг. XX в. в связи с высокими темпами развития производительных сил СССР, вызывающими мощные грузопотоки, стали уделять большое внимание координации работы различных видов транспорта, поскольку доставку товаров приходилось осуществлять не только одним, а двумя и более видами транспорта, т. е. в смешанном сообщении, в теории и организации которого имелись недостатки.
В СССР также развивалась и использовалась логистика, рохрематикой— наукой об изучении процессов движения материалов от первичного источника к конечному потребителю. Эта наука рассматривала управление материальными потоками при помощи экономико-математического моделирования. Ее цель — сократить общее время прохождения материального потока (цикл) и общие затраты на перемещение, хранение, упаковку, распределение сырья, полуфабрикатов.
Концепция бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента сформировалась на Западе в конце 1960-х годов. Основное содержание концепции звучало так: Логистика — это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время.
В то же время в рассматриваемый период не прекращались попытки дать обобщенное определение логистики. Эти попытки в основном исходили от университетских ученых, а также логистических организаций, ассоциаций и сообществ, возникших в разных странах.
Одна из наиболее авторитетных в мире логистических организаций Национальный Совет по управлению физическим распределением (США), преобразованный позднее в Совет логистического менеджмента (CouncilofLogisticsManagement — CLM), в то время определял логистику следующим образом:
Логистика — широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю, в некоторых случаях включающий движение сырья от источника снабжения до начала производственной линии. Эта деятельность включает в себя транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, заказы на производство продукции, прогнозирование спроса, маркетинг и обслуживание потребителей [4].
Отвечает требованиям интеграции и главная идея логистики, которая заключается в том, чтобы все стадии производства (добыча сырья, получение материалов, изделий, изготовление конечной продукции), транспортировки и сбыта рассматривать как единый и непрерывный процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации. Из чего следует, что причиной появления интереса к коммерческой логистике и дальнейшем ее развитии, послужили интеграционные процессы в экономике, социальной и государственной жизни. Интеграция проявляется в сфере закупок, снабжения, производства, хранения, транспортировки, сбыта и приобретает в процессе эволюции целостный характер.
Зарубежные ученые в области экономики и логистики на исследовании экономических основ развития различных нации и культур выделяют и доказывают существование четырех логистических революций:
Первая революция способствовала строительству торговых и транспортных систем, снижению торговых межстрановых барьеров, первичной естественной специализации стран, возникновению первых национальных и межстрановых рынков, мест обмена товарными, информационными, культурными ценностями.
Вторая революция определила темпы и возможности распространения открытий, знаний, технологий, опыта как межнациональных предпосылок развития техногенной цивилизации в Европе.
Именно на этом базисе третья логистическая революция создает материальный фундамент промышленного производства, динамичного роста объемов, ассортимента и качества товаров новой эры человечества и новой мировой культуры, максимально спим центрировавшей достоинства, опыт, знания, особенности национальных культур и религий, способствующие развитию новой цивилизации и свершению последней — четвертой логистической революции. Многократное возрастание объема обрабатываемой информации, расширение сетей связи, рост объема научных знаний, улучшение транспортных сетей и создание мировой транспортной системы способствовали неуклонному уменьшению значения фактора географической близости территорий, регионов, стран и культур.
Четвертая логистическая революция определяет возрастаю тут роль наукоемких производств и соответственно невозможна без высококвалифицированных кадров, профессионалов, учитывающих особенности каждого рынка и в первую очередь культурные.
При этом расположение наукоемких производств существенно зависит от существующего потенциала специалистов с определенным уровнем образования.
Согласно исследованиям Андерсона [5], фундаментальные изменения в мировой экономике последнего тысячелетия объясняются изменением структуры логистических систем. При этом качественное описание картины характеризуется изменением «быстрых» и «медленных» переменных. Так, структура изменения производства, характера труда, культуры и общественных институтов вызывается медленным, поступательным развитием в соответствующих логистических сетях, представляющих собой пространственные динамические системы, отражающие движение товаров (материальные потоки), информации (информационные потоки), денег (финансовые потоки) и людей (кадровые потоки). Резкие падения и подъемы объемов производства («быстрой» переменной) отчетливо наблюдаются и могут быть вызваны постепенными изменениями «медленной» переменной.
Обобщая определения таких монополий как трест, концерн, синдикат, картель можно констатировать, что все они создаютсядля интеграции производства или сбыта товаров. К аналогичным результатам можно прийти при обобщении многочисленных определений логистики, согласно которым логистика характеризуется как «хозяйственная деятельность и наука управления движением сырья, материалов, готовой продукции, финансовых и других потоков с момента возникновения потребности в товаре, в том числе в виде услуг, до обеспечения этой потребности с минимальными суммарными издержками» [6]. Таким образом, создание холдингов и транснациональных корпораций, по нашему мнению, является главная причиной повышенного интереса к логистике в новейшей истории развития логистики.
Из вышеприведенного обзора можно сделать несколько выводов.
1. Вместо целостной картины понимания исторических аспектов развития логистики в экономической литературе есть «фрагментация» отдельных направлений.
2. Необходимо продолжить исследования, по крайней мере, в определении этапов и особенностей протекания логистических революций в разных странах, включая Россию.
Литература:
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: Инфра-М, 2007.
- Кант И. Изречения / Сост. проф. В. Н. Брюшинкин. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 40.
- Брокгауз Ф. А., Эфрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1896.
- Bowersox D. J., Closs D. J., Helferich O. K. Logistical Management.— McMillan Publishing, 3rd ed., 1991.
- Андерсон А. Е. The Four Logistical Revolutions // Papers of Regoinal Science Association 59. 1986. № 1–12.
- Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. — М.: Экономика, 1995.