This article focuses on some ethnic features of the personality’s socialization and its traditions that Kyrgyz people have, historical development of the people, specific features of socialization’s content and also problems of the research of socialization’s tradition.
Keywords: socialization, traditions of socialization, ethnic features of socialization’s content, pedagogic culture of the people, life and belief’s philosophy of Kyrgyz people, formation of personality.
Человек как личность живет только в социальной группе — среди людей. Чтобы человек жил в социальной среде во взаимодействии с другими людьми, он должен усвоить социальные нормы и правила взаимоотношений людей. А усвоение этих социальных норм и правил поведения осуществляется в процессе социализации.
Роль социализации в становлении личности огромна. Основным условием формирования личности являются общественные отношения. В процессе социализации личность усваивает общественные нормы и требования социального поведения, а также правила поведения в своей социальной группе.
В. Н. Мясищев подчеркивал интегральность понятия «личность», характеризующегося системой отношений человека к окружающей действительности. Главным в этой системе является отношение к людям, которое трактуется как «сила и потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания и потребности» [1].
Отношения составляют существо человека как личности. Система отношений, присущая личности, является регулятором ее социализации, т. к. определяет ее социальную сущность и способствует становлению индивида как социального существа. Общественные отношения, — считает В. Н. Мясищев, — формируют личность как систему отношений и определяют ее содержание, структуру и форму [1].
Социализация личности включает в себя формирование и развитие личности, которые определяются совокупностью условий социального существования человека в данную историческую эпоху. Сущность и механизмы процесса социализации объясняются учеными по-разному.
Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять своe место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Социализация — это «очеловечивание» под влиянием воспитания [2].
По мнению Г. М. Андреевой, социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемый в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [3.267].
А. А. Реан определял социализацию как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта; процесс социализации, по его мнению, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Он указывает, что человек, будучи частью социума, приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Вместе с тем «социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта... Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным... Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт» [4].
В процессе социализации человек усваивает национальные ценности и характер, привычки поведения социальной группы. В процессе социализации человек приобретает социальный опыт в таких социальных институтах, как: семья, школа, группа друзей, радио, телевидение, СМИ и др.
Роль социализации в сохранении и передаче народных традиций воспитания огромна. Процесс социализации сохраняет и передает подрастающему поколению менталитет и своеобразие народа в широком аспекте.
Каждый народ в своем историческом развитии выработал специфические традиции социализации. Кыргызский народ, как и другие народы, в своем историческом развитии выработал и развивал своеобразные традиции социализации.
В середине XIX в. началось научное изучение этнической истории кыргызского народа, обусловленное вхождением кыргызов в подданство Российской империи. У русских ученых возник интерес к изучению этнических особенностей кыргызов в целом, в частности их образ жизни и традиции воспитания (социализации) кыргызского народа. В изучении исторического прошлого кыргызов, образа жизни, традиций воспитания и их культурных связей большую роль сыграли научные изыскания ученых России (И. Бичурина, В. Радлова, Ч. Валиханова, В. Бартольда, В. Бернштама, К. Петрова и мн. др.) [5].
В советский период развития некоторые аспекты социализации (в основном традиции воспитания подрастающего поколения) кыргызского народа интенсивно исследовались в педагогическом аспекте. История изучения проблем социализации кыргызов в этнопедагогическом аспекте начата в 60-е годы ХХ столетия.
Первые научные сведения (исследования) о кыргызской народной педагогике встречаются в работе А. Э. Измайлова, которая была опубликована в 1957 году, где кратко анализировалось использование идей воспитания подрастающего поколения, отраженное в сказках и стихах поэтов-импровизаторов кыргызского народа.
Первые научные исследования, специально посвященные исследованиям кыргызской народной педагогики, проводились Ж. Койчумановым (Тоголок Молдонун агартуучулук ишмердуулугу жана педагогикалык идеялары, 1964) и Н. Имаевой (Токтогулдун ырларындагы тарбиялык идеялар, 1971). Работа Н. Имаевой отличается тем, что она впервые дала общую характеристику кыргызской народной педагогике.
В 70-годы исследователи кыргызской народной педагогики увеличились и стали защищать кандидатские диссертации на тему народной педагогики, в числе которых были: Т. Ормонов, Б. Апышев, Ж. Бешимов, К. Кыдыралиев, Ж. Саипбаев и другие. Особо следует отметить работу Т. Ормонова, которая публиковалась в таких всесоюзных журналах, как «Советская педагогика» («Кыргыз элинин педагогикалык пансофиясы», 1978, № 1), «Семья и школа» («Уй-булонун даанышман осуяттары», 1978, № 11).
В 1980–1990 годах А. Калдыбаева, Ж. Орозбаев, А. Алимбеков и др. составляют новую волну исследователей кыргызской этнопедагогики. В их диссертационных исследованиях рассматривается нравственное, трудовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения, связанные с мудростями народа, а также их использование при подготовке учителей.
До сегодняшнего дня продолжаются исследования традиций воспитания народа и внедрения их в современную систему воспитания, но традиции социализации кыргызского народа в целом не исследованы.
Социализация у кыргызов своеобразна и неповторима, на развитие традиций социализации влияли исторические условия развития, философия и образ жизни кыргызского народа.
Традиции социализации: социальные институты, социальные агенты, факторы социализации и средства социализации, формы, методы, пути социализации подрастающего поколения формировались в историческом развитии, которое отличается своеобразием у каждого народа.
Традиции социализации зависят от уровня общественного развития народа.
Американские ученые во главе с Г. Барри, используя HRAF, провели цикл архивных исследований. При архивном исследовании 104 обществ гипотеза (наибольшее значение для выбора практики воспитания имеет степень повседневных усилий и забот, требующихся для добывания пропитания) подтвердилась: охотники и собиратели были ориентированы на воспитание у детей самостоятельности и независимости, а скотоводы и земледельцы — ответственности и послушания. Эта связь сохранилась и при использовании для анализа глобального измерения социализации — самоутверждения/ уступчивости [6.112].
Особенности традиций социализации у каждого народа зависят от философии жизни, образа жизни, духовного мира данного народа. Чтобы анализировать особенности традиции социализации у кыргызов, мы должны анализировать особенности философии жизни кыргызов.
Философия жизни кыргызов отражена в следующих основных философских идеях.
- Принцип гуманного отношения к природе. В миропонимании кыргызов природа воспринимается и понимается как живое существо, мать всего живого на земле. Поэтому у кыргызов и формировалось отношение к природе как к живому существу (к природе относятся так, как относятся к человеку). Это отражается в понимании жизни как природосообразности. Поэтому кыргызы ко всем живым существам относятся бережно и считают, что они, как и люди, имеют право на жизнь.
Особенности отношения кыргызов к природе отражены в поверьях. Поверье, что каждая вещь имеет своего создателя, покровителя: «Соломинка тоже имеет своего создателя». По поверью кыргызов даже за неправильное обращение с соломинкой человек будет наказан ее создателем. Любое небрежное и бессердечное отношение к вещам не остается безнаказанным со стороны их покровителей.
- Жить в гармонии с природой. Жить в гармонии с природой — основной принцип кыргызов, кто нарушает этот принцип, будет наказан природой. Это очень хорошо отражено в кыргызском эпосе «Кожожаш». В этом эпосе охотник своей добычей кормил весь свой род, никогда не жалел диких коз. Тогда покровительница коз предупредила его: он не должен убивать диких коз. Если он не прекратит убивать диких коз, ему не избежать наказания.
Кыргызы понимали этот принцип так: все явления и предметы природы тесно взаимосвязаны друг с другом.
- Моральный кодекс кыргызского народа. Кыргызский народ в своем историческом развитии выработал моральный кодекс, который указывал пути, методы и способы социализации детей и являлся условием становления личности. Моральный кодекс народа и философия воспитания подрастающего поколения отражены в философии кыргызов — «Адам болуу».
Моральный кодекс — это морально-этическая система, которая регулирует поведение человека во всех жизненных ситуациях и обстоятельствах. Это отражено в многочисленных пословицах, например: «Укпайт деп ушак айтпа, корбойт деп ууру кылба» - «Не сплетничай, полагая, что не услышат и не воруй, полагая, что не узнают». Такие пословицы служили элементами морального кодекса для кыргызов.
- Коллективный образ жизни кыргызов порождал своеобразные особенности народа. Кыргызский человек думал, прежде всего, о народе, о родственниках, о близких людях, и только потом думал о себе, по этой причине у кыргызов очень хорошо развиты гостеприимство, милосердие, терпимость к недостаткам своих близких, взаимопомощь и взаимоподдержка.
- Формирование высокой ответственности каждого человека перед родичами, обществом.
Патриархальное общество основано на коллективном образе жизни, при котором основным принципом является: «Один за всех, все за одного». Этот принцип требовал развития ответственности каждого человека перед обществом. Поэтому формировалась высокая ответственность человека перед обществом. Кыргызам присуща привычка приходить человеку на помощь при необходимости.
- Художественное восприятие мира. Эта особенность привела к развитию и расцвету у кыргызского народа искусства художественного слова. В результате этого созданы такие неповторимые, великие произведения фольклора, как эпос «Манас», произведения писателей Ч. Айтматова, Т. Сыдыкбекова и др., чьи имена известны во всем мире. В этих произведениях отражены чаяния и великие идеи кыргызского народа: любовь к родной земле, стремление беречь ее от врагов, высокий патриотизм, героизм, дружба, любовь и др.
Вышеперечисленные принципы влияли на формирование особенностей социализации и определяли их.
Философия жизни кыргызского народа влияла на формирование особенностей, ценностей, образа жизни, социальных норм и правил жизни, которые в свою очередь влияли на формирование традиций социализации народа.
Каждое новое поколение живет среди вещей и предметов, ценностей, норм морали, правил жизни, которые выработало предыдущее поколение. В процессе социализации опыт предыдущего поколения передается подрастающему поколению.
Кыргызы в своем историческом развитии выработали своеобразные средства и институты социализации, которые делают их неповторимыми и своеобразными как нации. Например: бата, пожелание, каргыш являются средством социализации – каждый, кто придерживается смысла тех высказываний, приучаются к мышлению и образу жизни кыргызов.
В культуре кыргызов бата, пожелание играет огромное значение как ритуальное действие, которое выполняется по необходимости, традиции и имеет функцию средства и метода воспитания, влияет на развитие личности человека. Воспитательная функция бата, пожелания выражается тем, что содержание его полно наставлениями, как действовать в тех или иных жизненных ситуациях, определять цель жизни, формируя социальную установку на будущее, определять направления действия человека, так как смысл и содержание бата сильно влияет на сознание и подсознание человека. Бата, хотя и появился на религиозных верованиях кыргызов как акт прощения, помощи от тенира (Бога), имеет и воспитательную функцию: определяет направления действий человека и формируют его социальные установки.
У кыргызского народа бата, пожелание, каргыш и др. выполняют не только воспитательную функцию, также воспитывают у детей элементы саморегулирования.
У кыргызов существует очень много поверий, связанных с воспитанием детей.
Так, у кыргызского народа есть традиция приучать детей каждый вечер перед сном настраиваться на завтрашний день и на все будущее, планировать свои грядущие дни, и такие привычки направлены на подбадривание себя позитивными эмоциями-словами, на то, чтобы быть готовым к трудностям и планировать свои действия в определенных ситуациях. Есть пословица: «Жакшы тилек — жарым ырыс», что переводится как «Доброе пожелание — половина счастья”. Дети должны были приобретать опыт психологической подготовки себя, эта привычка, формируя социальную установку по отношению к будущему, делает человека мобильным и готовым к трудностям и изменениям. Этим же методом осуществлялась социализация детей к образу жизни кыргызов.
Кыргызский народ имел традицию с малолетнего возраста приучать детей жить на основе этих поверий, которые регулировали поведение человека в обществе, такие поверья сильно влияли на сознание и поведение людей. В основном поверья как средство социализации определяют сущность и содержание традиций кыргызов, способствуя усвоению социальных норм и правил поведения подрастающего поколения.
Вывод
- Основой социализации кыргызского народа является «Адам болуу» — становление личности, человека, полностью ответственного за судьбу своего народа, близких людей и за свою жизнь. «Адам болбой калуу» — это инфантильность человека, который не может ответственно вести себя в обществе, не может вести себя соответственно требований и норм социальной жизни.
- Исследование традиций социализации позволяет определить этнические особенности социализации, а также то, под влиянием каких факторов формируются этнические особенности народа в процессе социализации.
- При решении тех проблем, которые имеются в нашем обществе (безнравственность, проституция, наркомания и алкоголизм, бессердечность, жестокость, агрессивность и пр.) актуальным становится исследование традиций социализации. Выявление научных методов использования традиций социализации в решении современных проблем позволит решать многие проблемы воспитания подрастающего поколения, таких как: беспризорность, проституция и пр., поможет обществу выйти из духовного кризиса.
Литература:
- Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб, 2000. -480 с.
- Человек в системе наук. — М., 1989. -460 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект пресс, 2002. -С. 267.
- Реан А. А., Каломинский ЯЛ. Социальная педагогическая психология. — СПб, 1999.
- История Киргизской ССР. Т.1., Фрунзе. Кыргызстан, – 1984.
- Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 368 с.