Рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема уклонения от уплаты налогов. Изучена законодательная база, регламентирующая ответственность налогоплательщиков при уклонении от уплаты налогов и деятельности налоговых органов.
Ключевые слова: уклонение от уплаты налогов, ответственность, законодательная база.
Уклонение от уплаты налогов может рассматриваться в качестве налогового, административного правонарушения или уголовного преступления. Соответственно, и санкции за совершение такого деяния прописаны в трех законодательных актах: Налоговом и Уголовном кодексах и в Кодексе РФ об административных правонарушениях (рис.1).
Рис. 1. Структура законодательной базы за уклонение от уплаты налогов
За уклонение от уплаты налогов наказываются налогоплательщики. Это могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица. Наказания для физических лиц и организаций не отличаются по своей строгости. Все зависит от суммы неуплаты в бюджет.
В УК РФ есть две статьи — 198 и 199, согласно которым состав преступления заключается в уклонении от уплаты налогов. Только в первом случае уклоняется физическое лицо, а во втором — организация. Так вот если физическое лицо уклонилось от уплаты налога, то с него и спрос. А в организации такие решения принимают тоже люди, только имеющие соответствующие полномочия, — их и наказывают. Так согласно статье 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» — непредставление налоговой декларации или иных документов либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, штраф составляет от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, либо арестом до шести месяцев, либо принудительными работами до двух лет, либо лишение свободы до двух лет [1, ст. 199].
В Налоговом кодексе есть две статьи, где речь идет об уклонении от уплаты:
‒ размер штрафа за непредставление декларации равен 5 % суммы, которую нужно было уплатить в бюджет в качестве налога. При этом есть ограничение: штраф не может быть меньше 1 000 руб. и больше 30 % от неуплаченного налога [2, ст. 119];
‒ если налогоплательщик занизил налоговую базу или неправильно рассчитал сумму налога с него будет взыскан штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы. Если же это было сделано умышленно, то штраф увеличится до 40 % [2, ст. 122].
В кодекс об административном правонарушении РФ предусмотрена ответственность только за несвоевременную подачу декларации. А наказано может быть только должностное лицо, на него налагается штраф в размере 300–500 руб. [3, ст.15.5].
Под уклонением от уплаты налогов в уголовном праве подразумевается неподача декларации или включение в декларацию заведомо ложных сведений. За такое преступление физические лица-налогоплательщики и физические лица — уполномоченные работники организаций несут разную ответственность. При этом состав преступления возникает в случае, если неуплата была зафиксирована в особо крупном размере.
- Если уклонение от уплаты налогов совершено физическим лицом, а неуплата в бюджет квалифицируется как совершенная в крупном размере, физическим лицо могут оштрафовать на сумму до 300 000 руб. или лишить свободы на срок до 1 года.
- При неуплате в особо крупном размере предельная сумма штрафа увеличивается до 500 000 руб., а срок лишения свободы — до 3 лет.
- Если уклонение от уплаты налогов совершено организацией в крупном размере, то ответственное лицо могут оштрафовать на сумму до 300 000 руб. Срок лишения свободы в данном случае может составить до 2 лет. Плюс к этому виновному лицу могут запретить занимать определенные должности или вести определенную деятельность.
- При неуплате налогов в особо крупном размере или группой лиц по сговору штраф вырастает до 500 000 руб., а срок лишения свободы — до 3 лет [1].
Какие именно применить санкции, решает суд. При этом играет роль размер ущерба, причиненного бюджету, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств и степень вины обвиняемого.
В НК РФ при рассмотрении вопроса о возможности применения наказания используются два вида срока давности:
‒ для привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);
‒ для взыскания штрафов (ст. 115 НК РФ).
Привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов можно только на протяжении 3 лет после окончания налогового периода, в котором было совершено правонарушение. Получается, что и проверка, в ходе которой устанавливается факт правонарушения, может охватывать только последние 3 года. Однако у налоговой инспекции есть способ приостановить течение срока давности. Он может быть задействован, если есть данные, что налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов, а срок давности подходит к концу. Когда налогоплательщик тянет время и активно противится проведению проверки, в налоговой могут просто составить акт и тем самым приостановить течение срока давности.
Как только налоговая инспекция вынесла решение о привлечении правонарушителя к ответственности за уклонение от уплаты налогов, начинается отсчет срока давности взыскания штрафов. Изначально налогоплательщику направляется требование об уплате штрафа, в котором прописаны сроки его исполнения.
Если налогоплательщик добровольно не исполняет требование, у налоговой службы есть 2 варианта:
‒ на протяжении 2 месяцев самостоятельно принять решение о взыскании штрафа;
‒ на протяжении полугода обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Оба эти срока начинают течь с момента истечения срока, выставленного в требовании об уплате штрафа [4]. Уклонение от уплаты налогов, как и другие виды налоговых правонарушений, может совершаться умышленно или по неосторожности. Разница заключается в том, что в первом случае лицо осознавало, что действует противозаконно, а во втором случае правонарушитель не понимал, что нарушает закон, хотя должен был.
В НК РФ перечислены обстоятельства, на основании которых можно исключить вину правонарушителя, а именно:
а) уклонение от уплаты налогов произошло из-за стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации;
б) физическое лицо допустило уклонение от уплаты налогов из-за своего болезненного состояния;
в) налогоплательщик следовал разъяснениям, действовал по инструкциям налоговых или иных компетентных органов, что в итоге привело к уклонению от уплаты налогов.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств налогоплательщика не могут привлечь к ответственности.
Но если налогоплательщик все же был привлечен к ответственности, остается еще вопрос о назначении наказания. И тут могут оказывать влияние смягчающие и отягчающие обстоятельства. Для тех, кто совершил действия, приведшие к уклонению от уплаты налогов, вследствие тяжелых личных обстоятельств, под угрозой или из-за принуждения, возможно уменьшение размера штрафа как минимум в 2 раза. А вот для тех лиц, которые совершили подобное правонарушение повторно, штраф может быть увеличен на 100 %.
При выявлении фактов уклонения от уплаты налогов государство заинтересовано не только наказать правонарушителя, но и вернуть недоплаченные суммы в бюджет. Кроме того, нарушителя обязывают уплатить штрафы, возникающие из-за неуплаты налогов, что также увеличивает поток поступлений в бюджет.
С другой стороны, наказание должно быть таким, чтобы предотвратить повторное уклонение от уплаты налогов правонарушителем, поэтому налогоплательщиков, укрывающих доходы в крупных и особо крупных размерах, могут даже лишить свободы на 3 года [4].
Таблица 1
Ответственность на уклонение от уплаты налогов.
Кодекс |
Статья |
Налоговый кодекс РФ |
Статья 119, 122, 113, 115 |
Уголовный кодекс РФ |
Статья 198, 199 |
Кодекс об административных правонарушениях |
Статья 15.5 |
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]:Федеральный Закон Федеральный законот 30 марта 2016 г. N 78[Электронный ресурс]. // Система ГАРАНТ.
- Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон Федеральный закон от 5 апреля 2016 года N 102 [Электронный ресурс]. // Система ГАРАНТ
- Кодекс об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Федеральный Закон Федеральный закон от 30 марта 2016 № 81 [Электронный ресурс]. // Система ГАРАНТ
- Народный советник [Электронный ресурс] / — Режим доступа: www.sovetnik.consultant.ru.