Ключевые слова: детей, подвижных игр, физиология, прыжках, организм, чувства, опыт.
Игра в жизни ребенка имеет огромное значение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет», — говорил А. С. Макаренко. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему гражданину. Дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в процессе игры воспитателю легче воздействовать на ребенка, развить у него желание добиваться поставленной цели.
Подвижные игры принято рассматривать как средство упражнения детей в ходьбе, беге, прыжках и других видах движений. Потребность в движениях, двигательная активность ребенка, физиологически обоснованная, положительно влияет на его физическое и психическое развитие, совершенствование всех функциональных систем организма.
Усвоение детьми навыков основных движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. С этой целью с детьми проводят специальные занятия по развитию движений, учат их правильно ходить, бегать, прыгать.
Подражая в играх взрослым или любимым героям, дети проявляют самостоятельность, ориентируются в окружающей обстановке. Игры способствуют развитию внимания, мышления, памяти, воображения, чувства товарищеской сплоченности. Они увлекают ребят и служат прекрасным средством укрепления здоровья и выработки физических качеств. В играх дети развивают силу, ловкость, меткость, закаляют волю, учатся быстрому ориентированию в любой обстановке, вырабатывают в себе решительность, организованность и дисциплину.
В игре дети ярко выявляют свои личные качества и свойства. Изучая характер детей и их поведение во время игры, воспитатель может предотвращать возможность проявления недостаточной организованности, чрезмерной возбужденности, возникновения споров, несоблюдения правил игры, содействовать воспитанию у детей смелости; настойчивости, чувства товарищества, коллективизма. Воспитатель помогает развитию творческой деятельности ребенка, проявлению его личной инициативы.
Внесение разнообразных вариантов в игровую ситуацию обеспечивает закрепление знаний детей о пространственных категориях, помогает поиному увидеть знакомое содержание, лучше понять его, а также усвоить знания о направлении, местоположении, соотношении между предметами. Постановка более сложных заданий вызывает у детей стремление к поиску правильного решения, развивает смекалку, выдержку, внимание. Новые варианты игры, связанные с определением направления движения, требуют ориентировки в новых условиях.
Успех проведения игры во многом зависит от умения воспитателя заинтересовать детей, интересно и доходчиво объяснить ее правила, умело руководить процессом игры, быть беспристрастным и внимательным в оценке игровых действий детей.
Важно воспитать у детей серьезное отношение к игре и дисциплинированность, привычку играть честно, строго соблюдая правила, действовать дружно и сплоченно в интересах коллектива.
Один из ответственных моментов в руководстве игрой— дозировка нагрузки. Она зависит от упражнений, предшествующих играм и от активности играющих. Часто дети, увлекаясь игрой и желая показать свою ловкость, забывают об усталости. Отсутствие контроля со стороны воспитателя может привести к переутомлению детей, что отрицательно влияет на их здоровье.
Существенной особенностью подвижных игр является наличие в них соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, сотрудничество, как правило, обусловлено конкретными обстоятельствами и задачами. Подбирая упражнения и развлечения в определенном сочетании или последовательности, воспитатель может влиять на развитие у детей нужных общественных отношений, обогащать их чувства и умения.
Элементы спорта в играх помогают повышать возможности детского организма. Благодаря спортивным упражнениям дети овладевают техникой выполнения движений, отдельными сочетаниями движений спортивных игр, ориентированием в пространстве и времени.
В работе с дошкольниками следует использовать такие спортивные упражнения и развлечения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблением мышц. Поэтому в игры и развлечения должны входить разнообразные движения — ходьба, бег, прыжки, броски, ловля, метание мяча, лазание и др.
Игры и развлечения следует проводить на свежем воздухе. Поэтому при их подборе следует учитывать погодные условия.
Руководя играми и развлечениями, воспитатель широко использует разнообразные приемы обучения и воспитания детей — объяснение, показ, указание, оценку действий, поощрение, пример другого ребенка. При этом следует все время поддерживать эмоциональный подъем детей.
Большое значение имеет использование в режиме дня игр и развлечений в комплексе с включением упражнений, разных по двигательному содержанию, уровню усвоения и технической сложности. Разнообразие движений способствует улучшению общей физической подготовки детей. Использование развлечений с разным уровнем сложности облегчает организацию и педагогический контроль за их ходом.
Подбирая спортивные игры, нужно стремиться к тому, чтобы с их помощью находить наиболее рациональные приемы обучения детей основным движениям, обогащать содержание прогулок в разное время года, закреплять у детей привычки к взаимопомощи и поддержке, к подчинению личных желаний интересам коллектива, способности видеть, оценивать красивое в ловких, точных, быстрых движениях, в согласованности действий.
Число повторений игр и развлечений, продолжительность овладения движением в значительной мере зависит от сложности, значимости и условий выполнения
Литература:
- Иргашев Ш. Б.. Медицинская Валеология. (учебное руководство)) — Ташкент:.ТИУВ, 2012, 335 с
- Иргашев Ш. Б., Маматова Н. М.. Рационал овқатланишнинг валеологик тамойиллари. (учебно-методическое пособие) — Ташкент:.ТИУВ, 2011, 32 с
- П.Кэлдер Ёшариш сирлари (1-китоб) (Г.Муҳаммаджон, З.Искандаров таржимаси) — Тошкент:.Эстремум пресс, 2011, 83 б.