В данной статье рассматривается роль морских международных контейнерных перевозок на примере компании «Maeрск», которая занимает лидирующую позицию в мире логистических компаний. Также в работе отмечены глобальные направления морских перевозок, в рамках которых транспортные компании организуют регулярные линии, позволяющие грузоотправителям и логистическим операторам быстро и надежно организовывать свои транспортные потоки.
Ключевые слова: контейнерные перевозки, Маерск.
Внешнеторговая статистика показывает в качественном и количественном развитии, основных этапов эволюции цепей поставок международного маркетинга и логистики огромную роль и значение принадлежит морским перевозкам [1–3]. Постоянно анализируется особо современное состояние рынка морских контейнерных перевозок перспективы его развития,объекты управления контейнерными перевозчиками в логистических цепях поставок продукции [4–6], в товаропроводящих сетях [7], разрабатываются модели взаимодействия морских портов и перевозчиков, осуществляется комплексное позиционирование России на рынке морских перевозок [8,9].
Компания Маерск (Maersk Line) является одной из крупнейших в мире логистических компаний, которая, по сути, сформировала современный вид отрасли морских перевозок. На ее примере удобно посмотреть на международную логистику в разрезе разнообразных количественных и качественных показателей и характерных особенностей. Маерск входит в одноименный холдинг The Maersk Group (A. P. Moller-Maersk Group [10]), включающий в себя помимо логистического бизнеса еще и нефте- и газодобычу, продуктовый ритейл и т. д. [http://www.maersk.com/en/industries], и по праву является одним из грандов международной логистики, как это показано в таблице ниже [11]:
Таблица 1
Крупнейшие транспортные компании мира [The Journal of Commerce, http://www.joc.com/international-logistics/logistics-providers]
№ |
Наименование |
Выручка, млрд.долл. (2012г.) |
Комментарии |
1 |
DHL, Германия (принадлежит Deutsche Post) |
54,985 |
Компания существует с 1969 года, на сегодняшний день доставляет грузы в 120 000 городов 120 стран мира. Количество офисов компании превышает 5000, численность персонала более 275 тысяч человек. |
2 |
UPS, США |
54,127 |
Компания United Parcel Service, Inc, сокращенно UPS основана в 1907 году в городе Сиэтле. С 1976 года компания вышла за пределы США и начала работать в Германии, а затем и в других странах Европы. С 1976 года компания вышла на российский рынок, а к 2000 году создала собственную сеть отделений. Компания имеет собственную авиационную службу, состоящую из 237 реактивных самолетов. Обслуживаются 220 различных стран по всему миру. Количество сотрудников — 395 000, из которых 318 000 работают в США. |
3 |
FedEx, США |
43,471 |
Компания FedEx Corporation создана в 1971 году, на сегодня обладает 379 средними и дальними самолетами и 291 ближнемагистральным самолетом. Авиация компании доставляет грузы в 211 стран мира. Начиная с 1991 года, самолеты компании летают и в Россию. |
4 |
Маерск, Дания |
40,529 |
Начинала она свою работу в 1904 году с единственного грузового парохода, сейчас — крупнейший в мире оператор, занимающийся контейнерными перевозками. На 387 судах перевозятся контейнеры между 40 контейнерными терминалами фирмы, размещенными по всему миру, в распоряжении компании есть также 40 судов, перевозящих нефтепродукты, и 7 супертанкеров, имеющих водоизмещение 300 тысяч тонн. В компании работает 115 тысяч человек, ее офисы находятся в 130 странах мира. |
5 |
DB Schenker, Германия |
26,100 |
Начала работу в 1871 году с предоставления экспедиторских услуг, еще в 19 веке компания начала перевозку сборных грузов в собственных железнодорожных вагонах и кораблях, которые курсировали между Европой и США. На сегодняшний день компания принадлежит железнодорожной компании Deutsche Bahn,. В России компания имеет 24 офиса, в которых работает 900 сотрудников |
Маерск специализируется на рынке морских контейнерных перевозок и занимает на нем уверенное первое место, как это показано в таблице 2 далее [12].
Таблица 2
Крупнейшие морские контейнерные перевозчики [Киевавиа-Карго, http://www.cargo-ukraine.com/samye-krupnye-transportnye-kompanii-mira-po-itogam-2014-goda/]
№ |
Наименование |
Комментарии |
1 |
Маерск |
Грузоподъемность флота -- 2,9 млн.TEU; доля рынка — 15,4 % |
2 |
Mediterranean Shipping Company (MSC), Швейцария |
Грузоподъемность флота -- 2,5 млн.TEU; в 2015 спустила на воду самый крупный в мире контейнеровоз MSC Oscar грузоподъемностью 19 224 TEU; доля рынка — 13,3 % |
3 |
CMA CGM, Франция |
Флот насчитывает 428 контейнеровозов, грузоподъемность — 1,56 млн TEU; суда ходят по 170 маршрутам между 400 портами в 150 странах; доля рынка — 9 % |
4 |
Evergreen Line, Тайвань |
Флот насчитывает 153 контейнеровоза; грузоподъемность флота -- 560 тыс.TEU |
5 |
Hapag-Lloyd, Германия |
Флот насчитывает 175 контейнеровозов; грузоподъемность 950 тыс. TEU Доля рынка — 5 % |
6 |
COSCO Container L., Китай |
Флот насчитывает 160 контейнеровозов |
7 |
CSCL, Китай |
Флот насчитывает 156 контейнеровозов |
8 |
Hanjin Shipping, Корея |
Флот насчитывает 200 контейнеровозов; грузоподъемность 626 тыс. TEU |
9 |
MOL, Япония |
Флот насчитывает 120 контейнеровозов; грузоподъемность флота -- 608 тыс.TEU |
10 |
Hamburg Süd Group, Германия |
Флот насчитывает 112 контейнеровозов; грузоподъемность флота -- 537 тыс.TEU; |
Трем ведущим морским контейнерным перевозчикам принадлежат самые крупные контейнеровозы, но при этом грузоподъемность контейнеровозов весьма разнится. Ниже дана их классификация [13]:
Таблица 3
Классификация контейнеровозов [Морской регистр контейнеровозов, http://www.containershipregister.nl/index.php]:
№ |
Класс |
Грузоподъемность, TEU |
Комментарии |
1 |
Handysize |
260–1000 |
|
2 |
Handymax |
1000–1700 |
|
3 |
Feeder |
1700–2500 |
|
4 |
Sub-Panamax |
2500–4000 |
|
5 |
Panamax |
4000–7000 |
максимальные размеры судов: длина 294 м, ширина 32,3 м, осадка 12 м, что определяется ограничениями Панамского канала |
6 |
Post-Panamax |
7000–13000 |
30 % всего контейнерного флота мира; получил распространения после развития морских линий, минующих Панамский канал |
7 |
Super-Post-Panamax |
13000- 16600 |
до 2012 г. был максимальным классом, пропускаемым Суэцким каналом, сейчас канал пропускает суда более 19000 TEU |
8 |
Explorer |
16600–18200 |
серия судов построенных Компанией CMA CGM. В эксплуатации четыре судна «CMA CGM Marco Polo», «CMA CGM Alexander von Humboldt», «CMA CGM Jacques Cartier» и «CMA CGM Jules Verne» |
9 |
Triple E-Class |
18200–21000 |
на 1 марта 2015 года работают пятнадцать судов такого класса на линии Maersk-Line AE1-AE3 |
10 |
Post-Triple E-Class |
более 21000 |
Первое судно было построено по заказу Mediterranean Shipping Company и спущено на воду в январе |
Самые крупные контейнеровозы перечислены в таблице далее [13]:
Таблица 4
Крупнейшие контейнеровозы мира [Морской регистр контейнеровозов, http://www.containershipregister.nl/index.php]
№ |
Название судна |
Тоннаж, тонн |
Собственник (эксплуатант) |
1 |
MSC Oscar |
193 300 |
MSC |
2 |
CSCL Globe |
187 700 |
CSCL |
3 |
CMA CGM Marco Polo |
175 343 |
CMA CGM |
4 |
Ebba Maersk, Edith Maersk, Elly Maersk, Eleonora Maersk |
170 794 (каждый из четырех) |
Маерск |
Как упоминалось ранее, Маерск сформировала современный вид рынка морских перевозок. Все началось в 1930 г., когда она перешла от заказных перевозок из точки А в точку Б к регулярным линейным перевозкам. По состоянию на сегодняшний день в рамках международных перевозок большинство компаний-судовладельцев (операторов) водит свои суда по установленным ими (или общепринятым) маршрутам. Весь мир поделен на определенные сектора и направления транспортных потоков, например, согласно классификации Маерск выделяются следующие глобальные направления морских перевозок [http://www.maersk.com]:
1) Азия-Европа; Европа-Азия;
2) Азия-Средиземноморье; Средиземноморье-Азия;
3) Азия-Северная Америка; Северная Америка-Азия;
4) Европа-Северная Америка; Северная Америка-Европа;
5) Средиземноморье -Северная Америка; Северная Америка- Средиземноморье.
В рамках каждого глобального направления транспортные компании организуют регулярные линии, например, Маерск по направлению Азия-Европа ходит по следующим линиям: АЕ1, АЕ2, АЕ5, АЕ6, АЕ9, АЕ10; по направлению Европа-Азия Маерск ходит по одноименным линиям: АЕ1, АЕ2, АЕ5, АЕ6, АЕ9, АЕ10. Каждая линия предполагает заход в определенные, отличающиеся для разных линий порты. Для каждой линии существует свое расписание, например, линия АЕ1 (Азия-Европа) имеет следующее расписание [http://www.maersk.com]:
Таблица 5
Расписание линии АЕ1 (сайт Маерск)
|
Коломбо, Шри-Ланка |
Феликстоу Англия |
Роттердам, Голландия |
Гамбург, Германия |
Бремерхавн, Германия |
|
Прибытие (день недели), дни впути |
||||||
Отправление |
Пнд |
Ср |
Пт |
Сб |
Вт |
|
Кобе, Япония |
Ср |
18 |
34 |
36 |
38 |
40 |
Нагоя, Япония |
Чт |
17 |
33 |
35 |
37 |
39 |
Йокохама, Япония |
Сб |
15 |
31 |
33 |
35 |
37 |
Нингбо, КНР |
Вт |
12 |
28 |
30 |
32 |
34 |
Шанхай, КНР |
Ср |
11 |
27 |
29 |
31 |
33 |
Гонконг |
Сб |
8 |
24 |
26 |
28 |
30 |
Янтиян, КНР |
Вск |
8 |
24 |
26 |
28 |
30 |
Танджун Пелепас, Малайзия |
Пт |
3 |
19 |
21 |
22 |
25 |
Коломбо, Шри-Ланка |
Вт |
- |
15 |
17 |
18 |
21 |
Наличие такого четкого расписания позволяет грузоотправителям и логистическим операторам достаточно надежно организовывать свои транспортные потоки посредством интермодальных перевозок: достаточно зафрахтовать себе грузоместа на нужный день недели на соответствующую линию и организовать подвоз своего груза в ближайший удобный порт.
Очевидно, что транспортные потоки по одной и той же линии в разные стороны несимметричны, поэтому порты захода отличаются, например, для линии АЕ1 Маерск Азия-Европа это Кобе, Нагоя, Екохама, Нингбо, Шанхай, Гонконг, Янтиян, Танджун Пелепас, Коломбо, Феликстоу, Роттердам, Гамбург, Бремерхавр; для той же линии АЕ1 Европа-Азия это Гамбург, Бремерхавр, Роттердам, Гавр, Коломбо, Танджун Пелепас, Гонконг, Янтан, Кобе, Нагоя, Йокохама [http://www.maersk.com].
Следует отметить, что Маерск также ввела в обиход транспортировку рефрижераторных контейнеров, для чего на всех современных контейнеровозах максимальной вместимостью свыше 15,000 TEU сейчас предусматривается 1000–1100 рефрижераторных подключений [http://www.maersk.com;].
Во всех ключевых для себя портах Маерск владеет минимум одним терминалом; в целом количество собственных терминалов превышает четыре десятка [http://www.maersk.com]. Другие компании-конкуренты в меру своих возможностей и оборота также стараются обеспечить себя собственными терминалами, т. к. наличие собственного терминала позволяет гарантировать приоритетную обработку собственных грузов, что снижает риск задержек в такелажных работах, что, в свою очередь, позволяет соблюдать сроки доставки и повышает удовлетворенность клиентов. Так, MSC (№ 2 в рейтинге, см.выше) имеет дочернее предприятие Terminal Investment Limited SA (TIL), владеющее или управляющее 29 терминалами по всему миру [http://www.tilgroup.com/about]. CMA CGM (№ 3 в рейтинге) владеет или управляет 13 терминалами в различных портах мира и т. д. [https://www.cma-cgm.com/the-group/activities/shipping/terminals].
В заключение следует отметить, что вся деятельность Маерск весьма показательна, и на ее примере можно изучать любой аспект мировой индустрии морских контейнерных перевозок. Например, Маерск первой предложила клиентам услугу доставки от дверей до дверей (Door/Ramp to Door/Ramp), полностью интегрированную в сервис по морской перевозке, реализуя ее с помощью своих местных «сухопутных» дочерних или партнерских логистических операторов, присутствующих во всех странах, в которых работает Маерск. Маерск первой озаботилась вопросом снижения выбросов углекислого газа в атмосферу и даже создала отдельный раздел на своем сайте, а ее примеру последовали ближайшие конкуренты и т. д.
Литература:
- Воронов В. И., Воронов А. В., Ермаков А. А. Внешнеторговая статистика в развитии международного маркетинга и логистики. Маркетинг. 2014. № 1 (134). С. 90–96.
- Воронов В. И., Воронов А. В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
- Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с.
- Мацинина С. С. Анализ объектов управления контейнерными перевозчиками в логистических цепях поставок продукции. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 3. с. 82–85.
- Мацинина С. С. Организация управления интермодальными контейнерными перевозками в логистических цепях поставок продукции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Государственный университет управления. Москва. 2011.
- Мацинина С. С. Современное состояние рынка контейнерных перевозок перспективы его развития (основные преимущества и актуальные проблемы). РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 2. С.81–84.
- Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С.20–28.
- Лазарев В. А., Воронов В. И. Комплексный подход и позиционирование морского транспорта России на мировом рынке транспортных услуг. Транспорт: наука, техника, управление. 2008 № 3, с.5–10.
- Воронов В. И. «Имитационная модель управления работой морского порта». Вестник Самарского Государственного Университета им. академика С. П. Королева (НИУ) 2005 № 1(7) с. 42–45.
- http://www.maersk.com/en/industries
- The Journal of Commerce, http://www.joc.com/international-logistics/logistics-providers
- Киевавиа-Карго, http://www.cargo-ukraine.com/samye-krupnye-transportnye-kompanii-mira-po-itogam-2014-goda/
- Морской регистр контейнеровозов, http://www.containershipregister.nl/index.php