Из приоритетных направлений в церковно-государственных отношениях в современной России является образовательная сфера. В России колоссальное укрепление совместных отношений светского образования и русской православной церкви (далее по тексту — РПЦ), началось со времен перестройки, когда в 1999 году было совершено соглашение о взаимоотношении Министерства образования и РПЦ. В целом природа интегративного взаимодействия РПЦ и образования дозволено обусловить как социальное партнерство, целью которого является формирование общего социокультурного пространства в решении задач по обучению молодежи с точки зрения духовных отечественных традиций и православной культуры. В процессе целедостижения субъектами взаимодействия урегулируются следующие задачи: слияние церковных и государственных ресурсов в воспитании молодежи на основе традиционных для российских культурных ценностях в пределе существующей нормативно-правовой базы; формирование системы для взаимодействий между государственными и негосударственными образовательными учреждениями на основе осуществления коллективных методических, культурных, спортивных и других мероприятий; специализация педагогических работников религиозных дисциплин.
Так сформировались базовые позиции взаимодействия РПЦ и образования — взгляды мировоззренческого плюрализма, толерантности, светскости и толерантности, историзма, которые, в свой черед, детерминируются нормами права, которые регламентируют общую организационно-практическую инициативность РПЦ и образовательных структур.
Ценными предпосылками к развитию интеграции среди религиозной и образовательной сферами приходится присутствие мировоззренческих, социально-идентификационных и нормативно-правовых, организационно-педагогических базовых условий для подобный интеграции. Ежели социально-идентификационные и мировоззренческие обстоятельства находятся не в кругах государственного регулирования и рассчитывают косвенную регуляцию, в таком случае организационно-педагогические и нормативно-правовые базовые обстоятельства могут быть институциональными механизмами, а также регулироваться напрямую государством.
Социальное общество, в качестве базового коэффициента механизма организационного взаимодействия образования и РПЦ реализуется с помощью всеобщих усилий для достижения разработки учебно-методической базы религиозных дисциплин, подготовке педагогических работников и организации образовательного процесса. В качестве социального принципа интеграции религиозного и светского образования в новейшем российском обществе, может значиться светская конфессионально-ориентированный образец религиоведческого образования.
В основе оценки принципов и условий сотрудничества РПЦ и образовательных организаций формируются функционально-организационные обстоятельства взаимодействия РПЦ и образования:
‒ духовно-нравственное расстройство общества, вызванный изменением социально-политической идеологемы российского государства в перестроечное время, которое инициировало отбор новых мировоззренческих оснований к интегрированию общества;
‒ видоизменение с прагматической планом государственной политики по отношению к РПЦ, которое было направленно для эксплуатации религиозного потенциала РПЦ ради гарантии авторитета правительства в виде духовной легитимизации;
‒ зарождение противоречия среди новых социально-экономических условий и необходимостью в образовании педагогической базы для интеграции религиозных знаний, навыков, умений в учебно-воспитательную деятельность для современных российских светских школ;
‒ существование большого числа религиозно-ориентированных преподавателей, которые полагали, что либеральные ценности и правило гуманизма, которые, в свою очередь, лежат в основе новой системы образования, никак не могут обеспечивать развитие у молодежи «базовых ценностей»;
‒ умение РПЦ формировать положительные общественные мнения, а также консолидации своих же собратьев в гражданской среде.
Операция в целях обеспечения механизма взаимоотноошений РПЦ и образования охватывает много направлений, внутри которых дозволено сделать как приоритетную систему православного образования, а также и работу РПЦ в области светского образования. В общем для конструкции православного образования Москвы, присущи три основные проблемы: во-первых, отчужденность и изоляция в образовательном пространстве региона; во-вторых, неразрешенность вопроса передачи накопленного системой православного образования исследования в области духовно-нравственного развития муниципальной и государственной системам образования; в-третьих, некий дефицит квалификации педагогических работников для православного образования.
Что же до видов взаимодействия РПЦ и светских образовательных учреждений, то они, в свою очередь, отличаются главным образом по уровню регулярности (постоянное сотрудничество, единовременные акции), а также по порядку организации практической деятельности. На сегодняшний момент во взаимодействии РПЦ с государственными образовательными структурами происходит работа по отработке технологий, а также согласования процедур всеобщей подготовке преподавателей православной культуры, происходит разработка и экспертиза учебных руководств, нормативных укреплений правил взаимодействия.
Особого внимания достойно условие, сложившиеся на сегодняшний момент в сфере образования среднего общего образования из-за введения учебных часов с названием «Основы религиозных культур и светской этики». Представленная предложение вызвало мощный общественный диспут, который определил два подхода к данной теме — религиозный и секулярный.
Сообразно главному подходу (Д. Лескин, И. В. Понкин и др.), образование растущего поколения должно существовать неразрывно с воспитанием. Пробы лишить образование его религиозной части приводят, к расколу всех традиционных принципов (в первую очередь, о зле и добре), а также институтов (к примеру, семьи), как не обладающих рационализируемой базой, и к «расчеловечиванию» человека.
Адепты секулярного подхода отстаивают идею о нейтральном преподавании знаний и умений о различных вероисповеданиях в национальной системе образования и на знакомстве с разными религиозными традициями в отсутствии конкретного выделения родной религиозной традиции подростка. Так же они выступают вопреки введения предмета «Основы православной культуры» в базу школьных предметов, поясняя этим светскостью государства и большой риск клерикализации образования и общества в целом.
Русская православная церковь вовремя отреагировала на вызовы времени, еще раз доказывая, что в течение всей истории Церковь всегда имела существенное значение в жизни Государства Российского. Русская православная церковь ведет динамичный диалог с обществом по жизненным социальным проблемам. Проблемы демографии, поддержания семьи, проблемы наркомании из числа подростков, духовная помощь пребывающим в местах лишения свободы, подготовка юношества к браку, развитие детей на основах добродетели, покровительство над сиротами и стариками и многое другое — все находится в фокусе внимания православных священнослужителей.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что связь государства и церкви понемногу налаживается и общество готово верить в то, что церковь является не временным феноменом, который обречен на постепенное исчезновение, а в то, что церковь приносит силы для решения проблем.
Литература:
1. Иванов Иван, диакон «Взаимоотношения Церкви и государства во второй половине XVIII века» — Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2010, 96с.
2. Тростников В. Н. «Бог в русской истории» — Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви (Издательство Московской Патриархии), 2010, 208с.
3. Бруггер В. «Разделение, равноправие, близость. Три модели отношений государства и церкви. Религиоведение».-Москва: Лепта, 2009, 151с.
- Николаева А. А., Караханян К. Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление / Инновации и инвестиции. 2015. № 11. С. 15–18.