Причины появления иразвития экстремизма вобразовательной организации
Балашова Екатерина Евгеньевна, студент
Трифонов Олег Александрович, кандидат экономических наук, научный руководитель
Московский государственный психолого-педагогический университет
В данной статье рассматривается проблема молодежного экстремизма в образовательной организации. Большое внимание уделено подходам к понятию экстремизма, выделены главные его составляющие, а также рассмотрены особенности молодежных экстремистских организаций в России. Главный вывод статьи — образовательная организация не служит главной причиной, которая способствует появлению экстремизма среди учащихся, но не исключает возможность для его развития.
Ключевые слова: обеспечение безопасности, экстремизм, причины, развитие, молодежь, образовательная организация.
Молодежный экстремизм до сих пор является одной из наиболее актуальных проблем, и особое внимание его появлению и развитию уделяется в образовательной среде. Молодежный экстремизм является одной из тем, широко обсуждаемых научной и педагогической общественностью.
На сегодняшний день государство ставит перед собой множество целей, и одними из них является победа над различными направлениями экстремизма и привлечение их участников к ответственности. Противодействие подразумевает в первую очередь борьбу с идеологией, за счет которой и пополняются экстремистские группы, появлением и развитием этого течения.
В силу своих социальных и психологических особенностей молодежь всегда была легкой добычей, как наиболее восприимчивая к идеологическим воздействиям. За молодые умы ведется настоящая борьба, и в этой борьбе применяются все возможные средства, предпринимаются попытки использовать современные процессы и методы. Молодежный экстремизм как массовое явление начал проявлять себя лишь в последние десятилетия нашей жизни.
Образовательная сфера является той сферой, где подростки и молодежь формируют свои ценности, взгляды и установки. Эта сфера играет не последнюю роль в становлении поведения. Но проблемы современного образования являются бесконечным предметом споров и дискуссий в средствах массой информации и различных государственных структурах.
В современном мире «экстремизм» очень часто путают с таким понятием как «терроризм» и является, практически, синонимом ему. В различных источниках понятие экстремизм трактуется по-разному. В обыденном понимании, на простой и доступный язык, оно означает противоправную и агрессивную деятельность, которая опасна тем, что может нести угрозу для жизни и здоровья людей в целом. Чтобы дать наиболее полное определение, необходимо проанализировать то, что рассматривается под этим понятием в разных источниках для различных сфер. Стоит отметить, что в современной науке экстремизм рассматривается как феномен, который безусловно граничит с таким явлением как терроризм. Различные подходы, которые используются для понимания сущности экстремизма, также помогают выявить его причины.
Яхьяев М. Я [8] в своей статье говорит о том, что в нынешней науке до сих пор не разработана четкая методика, позволяющая изучать экстремизм как сущность и проводить над ним исследование. Только полное и понятное теоретическое осмысление данного понятия может способствовать созданию базы для эффективной борьбы против данного явления.
Он также отмечает экземплярный подход к определению экстремизма. Этот подход заключается в перечислении действий или явлений, в которых находит свое отражение экстремизм, или которые наиболее подходят к нему. Так по результатам Фонда общественного мнения, 36 % россиян не смогли дать определение этому феномену, и только 37 % сумело перечислить действия и события, которые, по их мнению, являются экстремизмом:
− агрессивность, насилие, жестокое обращение, злоба— 11;
− террористические и бандитские действия — 8;
− крайние формы выражения идеологических взглядов — 8;
− фашизм, национализм — 7;
− деятельность против государства, намеренный захват власти — 3.
Переходя от научной статьи автора, обратимся к нормативному документу, в котором тоже есть объяснения определения.
В федеральном законе РФ № 114 [1] даны предположения, что обозначает экстремизм. Это такие положения как:
− изменение основных положений Конституции Российской Федерации с помощью насилия, а также рушение целостности страны;
− оправдание террористических действий перед публикой, включая иные противоправные действия;
− разжигание конфликтов на расовой, религиозной, национальной и социальной почве;
− широкая пропаганда и демонстрация исключительности, превосходства или же унижение человека по принадлежности его к другой расе, религии, социальному положению;
− демонстрация и восхваление нацистской символики или её атрибутики, либо же то, что походит на нацистскую символику и атрибутику вплоть до их смешения.
В этом законе, что признают сами авторы и их поправки, внесенные в закон, определение сущности экстремизма и квалификация видом экстремистских деятельностей нуждается в уточнении.
Рассмотрев подход и положения, стоит обратиться к ещё одному источнику — научной статье, где описываются сразу три подхода, которые взаимосвязаны друг с другом.
Егоров М. И. [2] в своей работе отмечает ещё несколько подходов, для изучения более полного понятия сущности явления под названием экстремизм.
В рамках цивилизованного подхода экстремизм понимается как конфликт, возникший в цивилизациях. На сегодняшний момент принято говорить о конфликтах западной и восточной цивилизации, которые различны в своих ценностях, включая культурную и историческую память. На человека наиболее значимо влияет давление цивилизации и побуждения его от него на экстремистскую деятельность. К основным корням экстремизма можно отнести социальный, который основан на классовой борьбе, социально-культурный, который несет в себе огромные различия между цивилизациями, культурный, который выражает критическое рациональное мышление.
Социальные и экономические подходы обнажают классовую основу многих проблем современности. Использование этих подходов вызывает осложнение в силу того, что не все классовые очертания в обществе социальных групп явные и точные.
Экстремизм является сложным явлением. В разных странах, документах и источниках он трактуется по-разному, но охватывает и повторяет одну единую идею. Чтобы дать наиболее точное понятие этому феномену, стоит рассмотреть комплексный подход, который охватывает сразу все сферы возможного его проявления. Необходимо пересматривать не только ценности, моральные устои и обычаи, на почве которых и зарождается эта опасная деятельность, но и формирование нового мышления, особенно в подсознании молодого поколения, материальной и экономической базы общества.
В экстремизме есть главные составляющие, которые определяют его сущность, его цели. Первое — это экстремистская идеология, являющаяся базисом, второе — экстремистская деятельность, которая воплощает в жизнь экстремистскую идеологию, третье — экстремистская организация, как форма социальной организации экстремистской деятельности. Рассмотрим более подробно каждый из этих элементов.
Экстремистская идеология с одной стороны заключается в пропаганде, в распространении на социальные слои общества, в охвате наибольшей численности людей, с другой стороны это противоправные действия, насильственные меры, запугивание, которые осуществляются в ходе защиты и отстаивания своих ценностей и интересов. Именно поэтому экстремизм часто сравнивают с терроризмом, но он не предполагает наличие жертв. Из идеологии можно отследить и идею экстремисткой деятельности. Она проявляется в возникновении розни на различных основах (социальной, религиозной, демографической и т. д.), в нарушении устоев, так как преследует собственные цели, призывы и пропаганда к осуществлению противоправного поведения, демонстрации превосходства человека по разным иным аспектам, нарушения прав и свободе человека в зависимости от его принадлежности и многое другое. Что касается самой экстремисткой организации, то здесь принято рассматривать как объединения, либо как организации, которые намерены осуществлять экстремистскую деятельность, опираясь на основы своей идеологии.
В России у молодежных экстремистских организаций есть свои особенности. Об этом говорит автор Николаева Н. А. [4] в своей научной статье.
- Участниками молодежных неформальных организаций (групп) экстремистской и националистической направленности чаще всего становятся лица в несовершеннолетнем возрасте от 14 до 18 лет, которые недавно окончили школу или колледжи. Именно такой возраст является наиболее оптимальным для «впитывания» националистических, ксенофобских и экстремистских идей.
- Активные действия молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет в экстремистских организованных и массовых акциях, а также их спонтанные объединения в отдельные группировки, носящие экстремистско-националистический характер.
Завьялова Н. В [3] в своей работе делится итогами проведенного расследования, где выявила экстремистские установки среди учащихся, которые наглядно показывают, что понятие экстремизма носит широкий характер. А также выявила характерные черты, позволяющие описать картинку того, под чем понимается экстремизм среди молодежи: низкая самооценка и правовой культуры, высокая агрессивность, отсутствие занятости в свободное от учебы время.
В свою очередь, Панина Г. В. [5] в статье об образовательной среде как средстве преодоления молодежного экстремизма, подчеркивает, что экстремизм является неким осознанным выбором, зависимостью, в отличие от свободного человека, так как экстремисты придерживаются крайних взглядов и убеждений, создают свою культуру и обозначают рамки, обозначают экстремизм как форму жизнедеятельности. Поведение таких людей обладает широким инновационным воздействием на социальный и культурный процесс.
Трифонов О. А. в статье рассматривает развитие тревожной ситуации. В обществе увеличивается масса «физически здоровых людей», но, видимо, воспитанных с детского, юношеского и даже с молодого возраста в духе аморальности и безнравственности, воровства и коррупции, неуважения традиций и истории, стариков и ветеранов, убийства, жажды крови и наживы, безнаказанности за преступления и пренебрежения к закону. Для государства и общества такие люди являются больными людьми, злокачественной опухолью, болезнетворной бациллой, приносящих только зло. Этих людей необходимо лечить всеми доступными средствами. Глобальная же коммуникационная сеть и многие отечественные средства массовой информации способствуют распространению этой эпидемии. А это мощная угроза безопасности образовательно-воспитательной среды и национальной безопасности страны в целом [6, с. 101].
На основе рассмотренных научных трудов, статей и нормативного документа можно сделать итог о том, что понятие экстремизма очень сложное и многогранное. Экстремизм — это сложное социальное явление, требующее комплексного подхода в своем понимании и изучении, это приверженность крайним взглядам, мерам, противопоставление и борьба, отстаивание своих интересов всегда насильственным, запугивающим и устрашающим методом. Молодежь каждый день может стакиваться с проявлением экстремизма как в своем окружении, так и в образовательных учреждениях. Большинство из них имеет в общих чертах имеет представление о характерных чертах участников экстремизма, а также на что они способны. СМИ играют второстепенную роль на влияние умов молодежи. Моральная деградация населения лишь частично является главной причиной экстремизма, но не выделяется главенствующей на общем фоне. К наиболее важным причинам появления и распространения экстремиста относятся общество и семья, где растут будущие экстремисты. Образовательная организация не является той значимой почвой, которая порождает начало противоправных действий, но не исключает той возможности, чтобы экстремизм распространялся среди массы.
Литература:
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации — 2002 г. — № 30 — ст. 3031.
- Егоров М. И. Экстремизм: понятие, сущность, подходы к изучению и осмыслению [Текст] / М. И. Егоров // Молодой ученый. 2011. № 3. Т. 2. С. 83–84.
- Завьялова Н. В. Образовательная среда как пространство профилактики экстремизма // Историческая и социально-образовательная мысль. Санкт-Петербург. — 2014. — № 1. — С. 7.
- Николаева Н. А., Муртазина И. А. Проблемы молодежного экстремизма в образовательной среде // Психология, социология и педагогика. — 2013. — № 4. — С. 11.
- Панина Г. В. Образовательная среда как средство преодоления молодежного экстремизма // Alma Mater: Вестник высшей школы. — 2009. — № 8. — С. 21–28.
- Трифонов О. А. Обеспечение безопасности в сфере образования. // Материалы ХI Международной научно-практической конференции «Проблемы экономики и информатизации образования» — Тула, 24–25 апреля 2014 г. Тула: НОО ВПО НП Тульский институт экономики и информатики, 2014. С. 97–108.
- Яхьяев М. Я. Экстремизм: методологические подходы к исследованию проблемы // Экстремизм. — 2010. — № 8. — С. 9.