Специфика эстетического воспитания будущих педагогов — художников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 01.06.2016

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Мусинова, А. С. Специфика эстетического воспитания будущих педагогов — художников / А. С. Мусинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1615-1617. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30592/ (дата обращения: 17.10.2024).



 

Рассматривая проблему эстетического воспитания и художественного образования студентов направлений образования «Изобразительное искусство и инженерная графика», «Профессиональное образование. Прикладное искусство», то есть в системе высшего художественно-педагогического образования в Республике, как важнейший фактор их профессионально- педагогической подготовки, необходимо ещё раз подчеркнуть наличие специфики постановки задач эстетического воспитания в высшем учебном заведении. Данная проблема в последние десятилетия исследовалась рядом как российских, так и узбекских исследователей. Так, к примеру учёный С. Булатов подчёркивает, что возрождённая в годы независимости национальная культура нашего народа, внёсшая огромный вклад в мировую художественную культуру, создаёт прочную базу для эстетического и нравственного воспитания молодёжи (3, с35)

Ещё в семидесятые годы прошлого века А. И. Буров (1, с. 175) в статье «К вопросу о системе эстетического воспитания» выделяет три направления, которые должен различать в своей деятельности учитель — воспитатель, осуществляющий процесс эстетического образования и воспитания учащихся:

  1. Материал обучения и воспитания, с которым он обращается к воспитаннику.
  2. Умение программировать результат эстетического воспитания, имея в виду поэтапные критерии эстетической воспитанности личности.
  3. Выработка на этой основе соответствующего педагогического процесса, определение методических приёмов.

Непосредственно в процессе обучения будущих бакалавров — педагогов общие задачи эстетического воспитания усложняются и расширяются одновременно сохраняя преемственность с задачами эстетического воспитания в средней общеобразовательной школе, а именно:

  1. Воспитание эстетической потребности и способности правильного понимания эстетического в науке, искусстве, в природе, в явлениях общественной жизни, в человеческих отношениях, в быту.
  2. Развитие эстетической восприимчивости, чувств, переживаний, взглядов, убеждений, эстетического вкуса на основе систематического и глубокого знакомства с произведениями искусств, с теоретическими вопросами эстетики и искусствоведения.
  3. Воспитание познавательной активности, интереса к миру прекрасного, к научным вопросам эстетики и эстетического воспитания, стремления к эстетическому самообразованию и самовоспитанию.
  4. Развитие у студентов педагогических и методических умений и навыков. Вносить элементы прекрасного в общественную и индивидуальную жизнь, осуществлять систему эстетического воспитания и образования учащихся.

Составной частью эстетического воспитания является эстетическое образование, то есть система научных знаний, умений и навыков в области эстетики разнообразных видов искусства, эстетического воспитания. Эстетическое образование приобретается студентами, прежде всего, в разнообразных формах учебного процесса в лекциях, практических и семинарских занятиях по гуманитарным и общественно — экономическим, естественно- научным, общеобразовательным, специальным и дополнительным предметам, дисциплинам эстетического цикла, курсовых и выпускных квалификационных работах, в процессе государственной педагогической практики, в разнообразных формах самостоятельного образования. Основу, сердцевину эстетического образования составляет художественное образование, то есть система мероприятий, направленная на раскрытие и познание мира прекрасного, художественно — эстетического отражённого в сознании человека посредством искусства и художественной деятельности. И здесь поистине неоценимое место принадлежит народному, декоративно — прикладному искусству.

Таким образом, сложное понятие «эстетическая подготовка» будущего учителя можно рассматривать как единство эстетического образования и эстетического воспитания, осуществляемых в содержании, разнообразных формах и методах учебно-воспитательного процесса, а также специальной деятельности вуза по эстетическому развитию личности. Этот сложный процесс направлен на общее духовное развитие личности и всегда имеет профессиональную направленность. Эстетическая подготовка будущего учителя в вузе — важнейшая составная часть всего процесса воспитания студенческой молодёжи, её общей и профессиональной подготовки (2,с.16).

В свете сказанного понятия «эстетическая» подготовка будущего учителя применительно к студентам вышеназванных направлений будет более точно отражено в понятии «художественно-эстетическая профессиональная подготовка», а понятие «эстетическое воспитание» уточнить, расширив и углубив до понятия «эстетическое воспитание и художественное образование».

Обобщение научных разработок, требований государственных стандартов позволяет выделить общие требования к специалисту-учителю средней общеобразовательной школы и профессиональных колледжей, которые во многом определяют собой содержание, характер художественно-эстетической профессиональной подготовки студентов. Такими общими требованиями к специалисту являются:

  1.                В соответствии с требованиями теории и практики специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать широкой эрудицией и культурой, особенно в сфере национальной народной культуры и искусства.
  2.                Специалист должен сочетать научную и практическую подготовку, в совершенстве владеть своей специальностью, непрерывно пополнять свои знания, уметь на практике применять принципы научной организации труда, постоянно совершенствовать педагогическое мастерство.
  3.                Учитель изобразительного искусства, черчения, а также прикладного искусства должен иметь педагогическое призвание, любовь к детям: организаторские качества (деловитость ответственность, распорядительность, требовательность, инициативность, самодисциплину) коммуникативные качества (справедливость, объективность, скромность, чуткость, тактичность): перспективно-гностические качества наблюдательность, понимание других людей, прежде всего детей, способность к творческому развитию и эстетическому совершенствованию.

 

Литература:

 

  1. Буров А. И. Эстетика. Проблемы и споры.- М., Искусство, 1975–54с.
  2. Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя.- Казань. Изд-во Казань. ун-та, 1976.-68с.
  3. Булатов С. С. Санъат асарларида симметрия муаммоси. — Олий таълим тизимида мусиқа,тасвирий ва амалий санъат фанларининг долзарб муаммолари. Бухоро,2010.-145с.
Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, эстетическое образование, будущий учитель, общеобразовательная школа, прикладное искусство, профессиональная подготовка, художественное образование.


Похожие статьи

Роль полевой практики в формировании будущих учителей изобразительного искусства

Проблема формирования ценностей и смыслов в художественном творчестве детей дошкольного возраста

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования

Специфика развития идеи эстетического воспитания детей в отечественной теории и практике

Специфика формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Диагностическая культура классного руководителя в воспитательном процессе современной школы

Структура системы нравственного воспитания будущего учителя

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Похожие статьи

Роль полевой практики в формировании будущих учителей изобразительного искусства

Проблема формирования ценностей и смыслов в художественном творчестве детей дошкольного возраста

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования

Специфика развития идеи эстетического воспитания детей в отечественной теории и практике

Специфика формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Диагностическая культура классного руководителя в воспитательном процессе современной школы

Структура системы нравственного воспитания будущего учителя

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Задать вопрос