Значительную роль в формировании различных заболеваний играет образ жизни, который ведут подростки. Наиболее значимой для формирования здоровья является медицинская активность, так как она включает все виды деятельности, оказывающие самое непосредственное влияние на показатели здоровья.
Ключевые слова: подростки, образ жизни, факторы риска.
В Узбекистане молодежь 15–25 летнего возраста составляет 23,9 %, а до 30 лет — 64 % от численности населения республики и представляет собой огромный потенциал для ускорения экономического роста страны. Поэтому охране здоровья молодежи на современном этапе развития Узбекистана придается приоритетное значение. [2, с. 4].
В настоящее время в Республике Узбекистан более 300 тысяч молодых людей учатся в колледжах, из них около 65 тысяч — учатся в медицинских колледжах. С социальных позиций учащихся колледжей можно рассматривать как специфическую группу населения, которая имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения [1, с. 6].
Наибольшее число учащихся колледжей относится к возрастной группе 16–18 лет. К этому возрасту молодые люди имеют определенный статус здоровья, который уже сформировался за предыдущие годы, особенно за годы обучения в школе.
Для изучения влияния условий и факторов образа жизни на состояние здоровья все обследованные учащиеся были разделены на 2 группы. В 1-ю группу вошли учащиеся, в медицинском колледже, во 2-ю — учащиеся, педагогическом колледже. Таким образом, в 1-ю группу было включено 200 подростков, во 2-ю группу –200. В нашем исследовании родители более ¾ (78,0 %) учащихся имели высшее (45,5 %) и среднее специальное образование (33,0) %, 15,2 % неоконченное высшее образование, 10,0 % учащихся не знают образование родителей. Среди родителей исследованных учащихся не оказалось лиц с начальным образованием и без образования.
По социальному положению большинство (60,0 %) родителей в основном были рабочими (коммунальных хозяйств, водители), 36,5 % — служащими (преподаватели, медицинские работники и служащие сферы обслуживания), 3,5 % временно не работает.
Нами не выявлено статистически достоверного влияния уровня образования и социального положения родителей на состояние здоровья учащихся. Отсутствие влияния уровня образования и социального положения родителей на состояние здоровья учащихся, видимо, объясняется тем, что в возрасте 16–18 лет подростки более самостоятельны, активны. Кроме того, в этом возрасте существует другие более значимые факторы, характерные именно для этого возраста.
Учащиеся колледжей мало интересуются художественной литературой: 61,3 % из них тратят на ее чтение менее 1 часа в день или не читают вообще, 33,3 % — 1–2 часа, 6,4 % — более 2 часов.
Современные учащиеся живут в условиях дефицита двигательной активности: в целом 57 % медицинском и 29 % педагогическом колледже (в среднем 43,0 %) вовсе не занимаются физкультурой и спортом (сюда включаются все занятия по учебному расписанию). Это связано с низкой мотивацией учащихся к здоровому образу жизни.
Большое значение в формировании здорового образа жизни имеет информированность человека о состоянии собственного здоровья. Важную роль играет самооценка учащимися своего состояния. Обращает на себя внимание, что по этому показателю учащиеся 1-й и 2-й групп существенно не различаются. 72 % учащихся в 1-й группы и 69,0 % 2-й группы считают себя совершенно здоровыми; соответственно, 24 и 25 % учащихся отметили, что не имеют отклонений в состоянии здоровья, однако 4 и 6 % высказывали жалобы по поводу своего самочувствия. Подростки, обеспокоенность за свое здоровье связывают с заболеваниями органов дыхания, пищеварения, нервной системы, нарушениями в опорно-двигательном аппарате, с недостаточной физической подготовкой.
Одним из важнейших критериев эффективности оздоровления учащиеся является уровень их двигательной активности, которая предполагает и рекреативную деятельность, охватывающую различные виды занятий, проводимых в свободное от учебы время. Спектр задач, решаемых в процессе рекреативной деятельности, достаточно разнообразен: активный отдых, восстановление сил, переключение с одного вида деятельности на другой, получение удовольствия от занятий, эмоциональная разрядка и т. д. Умение отдыхать заключается в умении выбрать правильные, наиболее полезные и привлекательные формы активного отдыха. Однако не существует модели оптимального проведения свободного времени, которая годилась бы для каждого. В связи с этим содержание активного отдыха каждого подростка должно содействовать его гармоничному развитию. Это не только восстановление сил, забавы, развлечения, но и развитие творческого начала личности.
Для поддержания нормального уровня умственной и физической работоспособности в колледже учащиеся должны выполнять следующие мероприятия: ежедневно по утрам выполнять гигиеническую физкультурную гимнастику, посещать клубы здоровья или оздоровительно-спортивные секции или самостоятельно заниматься физическими упражнениями. В свободное от учебы время участвовать в культурно-развлекательных мероприятиях — смена деятельности всегда благотворно действует на психику.
Вывод:
Наиболее существенное влияние на состояние здоровья учащихся оказывают характер и режим питания, организация отдыха, двигательная активность, занятие физической культурой, информированность о состоянии своего здоровья учащихся подростков.
Литература:
- Шенязов Р. А. Комплексная интегрированная оценка состояния здоровья, образа и качества жизни учащихся медицинских колледжей// Дис. … канд-та мед. наук. — Ташкент, 2011. — 112с.
- Саломова Ф. И. Гигиенические основы профилактики нарушений осанки и начальных форм сколиозов у детей и подростков.// Автореф.дис. докт.мед.наук.-Ташкент, 2010.-37 стр