Влияние факторов образа жизни на состояние здоровья подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.05.2016

Статья просмотрена: 760 раз

Библиографическое описание:

Хусанова, М. А. Влияние факторов образа жизни на состояние здоровья подростков / М. А. Хусанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1184-1186. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30631/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

Значительную роль в формировании различных заболеваний играет образ жизни, который ведут подростки. Наиболее значимой для формирования здоровья является медицинская активность, так как она включает все виды деятельности, оказывающие самое непосредственное влияние на показатели здоровья.

Ключевые слова: подростки, образ жизни, факторы риска.

 

В Узбекистане молодежь 15–25 летнего возраста составляет 23,9 %, а до 30 лет — 64 % от численности населения республики и представляет собой огромный потенциал для ускорения экономического роста страны. Поэтому охране здоровья молодежи на современном этапе развития Узбекистана придается приоритетное значение. [2, с. 4].

В настоящее время в Республике Узбекистан более 300 тысяч молодых людей учатся в колледжах, из них около 65 тысяч — учатся в медицинских колледжах. С социальных позиций учащихся колледжей можно рассматривать как специфическую группу населения, которая имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения [1, с. 6].

Наибольшее число учащихся колледжей относится к возрастной группе 16–18 лет. К этому возрасту молодые люди имеют определенный статус здоровья, который уже сформировался за предыдущие годы, особенно за годы обучения в школе.

Для изучения влияния условий и факторов образа жизни на состояние здоровья все обследованные учащиеся были разделены на 2 группы. В 1-ю группу вошли учащиеся, в медицинском колледже, во 2-ю — учащиеся, педагогическом колледже. Таким образом, в 1-ю группу было включено 200 подростков, во 2-ю группу –200. В нашем исследовании родители более ¾ (78,0 %) учащихся имели высшее (45,5 %) и среднее специальное образование (33,0) %, 15,2 % неоконченное высшее образование, 10,0 % учащихся не знают образование родителей. Среди родителей исследованных учащихся не оказалось лиц с начальным образованием и без образования.

По социальному положению большинство (60,0 %) родителей в основном были рабочими (коммунальных хозяйств, водители), 36,5 % — служащими (преподаватели, медицинские работники и служащие сферы обслуживания), 3,5 % временно не работает.

Нами не выявлено статистически достоверного влияния уровня образования и социального положения родителей на состояние здоровья учащихся. Отсутствие влияния уровня образования и социального положения родителей на состояние здоровья учащихся, видимо, объясняется тем, что в возрасте 16–18 лет подростки более самостоятельны, активны. Кроме того, в этом возрасте существует другие более значимые факторы, характерные именно для этого возраста.

Учащиеся колледжей мало интересуются художественной литературой: 61,3 % из них тратят на ее чтение менее 1 часа в день или не читают вообще, 33,3 % — 1–2 часа, 6,4 % — более 2 часов.

Современные учащиеся живут в условиях дефицита двигательной активности: в целом 57 % медицинском и 29 % педагогическом колледже (в среднем 43,0 %) вовсе не занимаются физкультурой и спортом (сюда включаются все занятия по учебному расписанию). Это связано с низкой мотивацией учащихся к здоровому образу жизни.

Большое значение в формировании здорового образа жизни имеет информированность человека о состоянии собственного здоровья. Важную роль играет самооценка учащимися своего состояния. Обращает на себя внимание, что по этому показателю учащиеся 1-й и 2-й групп существенно не различаются. 72 % учащихся в 1-й группы и 69,0 % 2-й группы считают себя совершенно здоровыми; соответственно, 24 и 25 % учащихся отметили, что не имеют отклонений в состоянии здоровья, однако 4 и 6 % высказывали жалобы по поводу своего самочувствия. Подростки, обеспокоенность за свое здоровье связывают с заболеваниями органов дыхания, пищеварения, нервной системы, нарушениями в опорно-двигательном аппарате, с недостаточной физической подготовкой.

Одним из важнейших критериев эффективности оздоровления учащиеся является уровень их двигательной активности, которая предполагает и рекреативную деятельность, охватывающую различные виды занятий, проводимых в свободное от учебы время. Спектр задач, решаемых в процессе рекреативной деятельности, достаточно разнообразен: активный отдых, восстановление сил, переключение с одного вида деятельности на другой, получение удовольствия от занятий, эмоциональная разрядка и т. д. Умение отдыхать заключается в умении выбрать правильные, наиболее полезные и привлекательные формы активного отдыха. Однако не существует модели оптимального проведения свободного времени, которая годилась бы для каждого. В связи с этим содержание активного отдыха каждого подростка должно содействовать его гармоничному развитию. Это не только восстановление сил, забавы, развлечения, но и развитие творческого начала личности.

Для поддержания нормального уровня умственной и физической работоспособности в колледже учащиеся должны выполнять следующие мероприятия: ежедневно по утрам выполнять гигиеническую физкультурную гимнастику, посещать клубы здоровья или оздоровительно-спортивные секции или самостоятельно заниматься физическими упражнениями. В свободное от учебы время участвовать в культурно-развлекательных мероприятиях — смена деятельности всегда благотворно действует на психику.

Вывод:

Наиболее существенное влияние на состояние здоровья учащихся оказывают характер и режим питания, организация отдыха, двигательная активность, занятие физической культурой, информированность о состоянии своего здоровья учащихся подростков.

 

Литература:

 

  1.                Шенязов Р. А. Комплексная интегрированная оценка состояния здоровья, образа и качества жизни учащихся медицинских колледжей// Дис. … канд-та мед. наук. — Ташкент, 2011. — 112с.
  2.                Саломова Ф. И. Гигиенические основы профилактики нарушений осанки и начальных форм сколиозов у детей и подростков.// Автореф.дис. докт.мед.наук.-Ташкент, 2010.-37 стр
Основные термины (генерируются автоматически): образ жизни, учащийся, активный отдых, двигательная активность, состояние здоровья учащихся, здоровый образ жизни, педагогический колледж, рекреативная деятельность, социальное положение родителей, Узбекистан.


Похожие статьи

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников

В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.

Роль взрослых в развитии речи детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена рассмотрению процесса развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается, что важным аспектом процесса речевого развития является социальная среда, в которой находятся и развиваются дети, и вовлечение взрослых в этот проце...

Психофизиологические характеристики индивидуума как группа факторов его личной безопасности

В статье рассматриваются психофизиологические характеристики индивидуума как важная группа факторов, влияющих на его личную безопасность. Исследование посвящено анализу того, как особенности психофизиологии, включая уровень стресса, когнитивные спосо...

Родительские установки как фактор формирования аддиктивного поведения взрослых

В статье рассматривается влияние родительских установок на формирование аддиктивных механизмов поведения взрослого человека. В статье кратко выделены основные характеристики аддиктивного поведения, признаки его проявления во взрослом возрасте. Кроме ...

Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника

В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...

Факторы, влияющие на уровень стресса у старших подростков, включенных в спортивную деятельность

Данная статья посвящена исследованию факторов, влияющих на уровень стресса у старших подростков, занимающихся спортивной деятельностью. Авторы рассматривают множество факторов, таких как семейное окружение, уровень физической и психологической подгот...

Использование шкал измерения уровня психоэмоционального состояния (настроения, самочувствия, активности) в работе психолога

Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почем...

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста. Авторы считают, что самым действенным фактором их развития является общение и игровая деятельность. Она, в свою очередь, должна быть мотивирована, иметь творчески...

Похожие статьи

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников

В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.

Роль взрослых в развитии речи детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена рассмотрению процесса развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается, что важным аспектом процесса речевого развития является социальная среда, в которой находятся и развиваются дети, и вовлечение взрослых в этот проце...

Психофизиологические характеристики индивидуума как группа факторов его личной безопасности

В статье рассматриваются психофизиологические характеристики индивидуума как важная группа факторов, влияющих на его личную безопасность. Исследование посвящено анализу того, как особенности психофизиологии, включая уровень стресса, когнитивные спосо...

Родительские установки как фактор формирования аддиктивного поведения взрослых

В статье рассматривается влияние родительских установок на формирование аддиктивных механизмов поведения взрослого человека. В статье кратко выделены основные характеристики аддиктивного поведения, признаки его проявления во взрослом возрасте. Кроме ...

Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника

В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...

Факторы, влияющие на уровень стресса у старших подростков, включенных в спортивную деятельность

Данная статья посвящена исследованию факторов, влияющих на уровень стресса у старших подростков, занимающихся спортивной деятельностью. Авторы рассматривают множество факторов, таких как семейное окружение, уровень физической и психологической подгот...

Использование шкал измерения уровня психоэмоционального состояния (настроения, самочувствия, активности) в работе психолога

Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почем...

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста. Авторы считают, что самым действенным фактором их развития является общение и игровая деятельность. Она, в свою очередь, должна быть мотивирована, иметь творчески...

Задать вопрос