В статье анализируются различные научные подходы к пониманию правовой природы негосударственного финансового контроля. Автором предлагается рассматривать негосударственный финансовый контроль как институт финансового права, как разновидность юридической деятельности, осуществляемой уполномоченными субъектами.
Ключевые слова: финансовый контроль, негосударственный финансовый контроль, государственный финансовый контроль.
В последние годы финансово-правовая наука стала уделять большое внимание вопросам правового обеспечения негосударственного финансового контроля.
Одним из первых ученых, заложивших основы теории негосударственного финансового контроля, является Е. В. Терехова. Она понимает негосударственный финансовый контроль как регламентированную правовыми предписаниями деятельность уполномоченных субъектов по контролю за своевременностью и правильностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых ресурсов, точностью и эффективностью их использования [1].
Существенный вклад в развитие концепции негосударственного финансового контроля сделал В. В. Котов, посвятивший данного вопросу свое исследование.
Негосударственный финансовый контроль, по его мнению, это осуществляемая негосударственными контрольными органами деятельность, направленная на реализацию контрольной функции управления, а также на выявление и предупреждение противоправных и недобросовестных действий администрации и сотрудников хозяйствующих субъектов при ведении финансово-хозяйственной деятельности.
Негосударственный финансовый контроль является предметом правового регулирования. И с этих позиций представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе финансово-контрольной деятельности, осуществляемой управомоченными субъектами, не являющимися органами государственной власти, в интересах хозяйствующих субъектов, государства и общества в целом.
Цель негосударственного финансового контроля — формирование достаточной и обоснованной уверенности в том, что при ведении финансово-хозяйственной деятельности контролируемыми организациями были и будут выполнены требования законодательства, решения собственников и указания администрации.
Задачи негосударственного финансового контроля:
‒ предотвращение, выявление и устранение препятствий и рисков, возникающих при реализации решений собственников и указаний администрации хозяйствующих субъектов,
‒ обеспечение законности при совершении хозяйственных операций, ведении бухгалтерского и налогового учета, составлении бухгалтерской и налоговой отчетности;
‒ предотвращение и выявление недобросовестных действий администрации и сотрудников контролируемых организаций;
‒ контроль за рациональным и эффективным использованием финансовых, трудовых и природных ресурсов при ведении финансово-хозяйственной деятельности [2].
Негосударственный финансовый контроль, по мнению В. В. Котова, включает в себя две разновидности: аудиторский и внутрихозяйственный. Автор почему-то забывает об общественном финансовом контроле.
Оригинальную классификацию негосударственного финансового контроля предложила М. Ильина. Она выделяет внутрихозяйственный, независимый, общественный, правовой и гражданский контроль [3]. Последние два вызывают вопросы. Под правовым финансовым контролем автор понимает деятельность, осуществляемая правоохранительными, судебными органами или по их поручению иными субъектами, направленная на осуществляемую в рамках правоприменительных действий оценку финансового состояния субъектов права.
Остается непонятным, в чем разница между государственным и правовым финансовым контролем. Гражданский финансовый контроль, по мнению М. Ильиной, направлен на защиту прав граждан в финансовой сфере, он осуществляется в процессе их взаимодействия с иными субъектами, например, налоговыми органами. Спорная позиция.
На наш взгляд, гражданский финансовый контроль является составной частью общественного финансового контроля. Необоснованное субъектное дробление контрольно-надзорной деятельности явно не способствует обогащение теории финансового права и может создать серьезные препятствия для участия в ее осуществлении рядовых граждан.
Ряд ученых выделяют в рамках негосударственного финансового контроля местный (муниципальный) финансовый контроль, внутрисистемный, аудиторский (независимый), общественный [4].
Т. А. Левченко связывает негосударственный финансовый контроль исключительно с деятельностью независимых аудиторских и страховых компаний [5], забывая о других субъектах.
Мы исходим из того, что финансовый контроль есть целостная система, состоящая из двух подсистем: подсистемы государственного и подсистемы негосударственного финансового контроля.
Негосударственный финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах. С точки зрения места в системе финансового права негосударственный финансовый контроль представляет собой систему финансово-правовых норм, регулирующих контрольную деятельность определенных субъектов, не имеющих статуса государственных органов, по поводу правильностью реализации законодательства, обоснованности расходов и доходов, использования материальных, финансовых и иных ресурсов в интересах их собственников.
Негосударственный финансовый контроль является также элементом публичной и частной финансовой деятельности. И этих позиций его можно определить как соответствующую общеправовым принципам права свободы, равенства, справедливости, ответственности деятельность определенных субъектов, не имеющих статуса государственных органов, по поводу правильностью реализации законодательства, обоснованности расходов и доходов, использования материальных, финансовых и иных ресурсов в интересах их собственников [6].
Негосударственный финансовый контроль включает в себя такие разновидности, как: муниципальный финансовый контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль, аудиторский финансовый контроль, общественный финансовый контроль.
Правовые основы негосударственного финансового контроля составляют нормативные правовые акты, принятые компетентными органами власти; локальные нормативные акты.
Негосударственный финансовый контроль отличается от государственного по объему властных полномочий субъектов, осуществляющих контрольные мероприятия; правовой базе; юридическим последствиям проведенных контрольных мероприятий.
Негосударственный финансовый контроль, так же как и государственный, финансовый контроль призван разрешать и предупреждать финансово-правовые конфликты [7].
В последние годы значительно вырос интерес к такой разновидности негосударственного финансового контроля, как общественный, что обусловлено, на наш взгляд, следующими обстоятельствами:
‒ кризисные явления, время от время потрясающие мировую экономику в целом, и российскую, в частности, обозначили необходимость решения новых проблем, решение которых невозможно без активного участия субъектов финансового контроля;
‒ традиционные виды государственного и муниципального финансового контроля в условиях острого финансового кризиса оказываются низкоэффективными и недостаточно способными быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия хозяйствования;
‒ активное участие граждан, их объединений в осуществлении финансового контроля позволяет развивать демократические начала государства, укреплять доверие населения к государственно-правовым институтам.
Общественный финансовый контроль отличается от иных видов финансового контроля тем, что:
‒ не имеет властного характера;
‒ осуществляется партиями, общественными организациями, иными институтами гражданского общества, отдельными гражданами; субъектами общественного финансового контроля не могут быть органы государственной власти и местного самоуправления;
‒ осуществляется от имени российского общества и российских граждан;
‒ является показателем развитости демократических начал государства.
Общественный финансовый контроль направлен на формирование социально активной личности, в его основе лежит естественное стремление граждан улучшать качество своей жизни, понимание государства как политической организации общества, призванной заниматься решением «общих» дел.
Литература:
- См.: Терехова Е. В. Финансово-правовые аспекты негосударственного финансового контроля в Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2007.
- См.: Котов В. В. Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М., 2010.
- Ильина М. Финансовый контроль и его значение // Российский бухгалтер. 2015. № 12.
- См.: Терехова Е. В. Финансово-правовые аспекты негосударственного финансового контроля в Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2007; Кондрат Е. Н. 5. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: Юстицинформ, 2014. Ильин А. Ю., Моисеенко М. А. Правовая доктрина финансового контроля // Финансовое право. 2014. № 4.
- Левченкова Т. А. Герменевтический метод толкования финансово-правовых феноменов // Реформы и право. 2015. № 1.
- См.: Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.
- Мирошник С. В. Страховой надзор в системе финансового контроля// Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6.