В статье исследуются формы и методы налогового контроля. Автор приходит к выводу о том, что форма налогового контроля представляет собой систему действий налоговых органов, направленных на решение единой задачи. Налоговый контроль осуществляется в двух формах: форме налогового учета и форме различных налоговых проверок. Методы налогового контроля есть приемы и способы осуществления контрольно-надзорных действий налоговых органов, осуществляемых ими в рамках конкретной формы налогового контроля. Формы и методы налогового контроля представляют собой неразрывное единство. Каждой форме налогового контроля присуще свое сочетание методов налогового контроля.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые органы, формы налогового контроля, методы налогового контроля, учет налогоплательщиков, налоговые проверки.
В течение длительного периода времени теоретической и практической разработкой форм и методов налогового контроля в основном занимались представители экономических наук. Бурное развитие налогового права обусловило интерес финансово-правовой мысли к вопросам организации и функционирования налогового контроля. Сегодня неправильный выбор форм и методов налогового контроля может привести не только к снижению эффективности деятельности налоговых органов, но и к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков и налоговых агентов. Поэтому от четкого законодательного закрепления форм и методов налогового контроля зависит реальная возможность обеспечения баланса интересов в налоговой сфере [1].
Впервые законодательное закрепление формы и методы налогового контроля получили в Налоговом кодексе Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 данного кодифицированного акта НК РФ устанавливает не только виды фискальных платежей, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности, но и формы и методы налогового контроля. Налоговый кодекс Российской Федерации содержит открытый перечень форм осуществления налогового контроля. В роли таковых, в частности, выступают:
‒ налоговые проверки;
‒ получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
‒ проверка данных учета и отчетности;
‒ осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
Несмотря на такой прогрессивный шаг, к сожалению, налоговая «Конституция» не содержит нормативного определения данных понятий. Поэтому до сих пор, как в теории, так и в практике налогового контроля нет четкости — имеют место терминологические расхождения, разные интерпретации.
Мы, опираясь на общефилософское учение о соотношении формы и сущности, исходим из того, что форма налогового контроля является внешним проявлением сущности налогового контроля. Соответственно форма налогового контроля представляет собой внешнее выражение организации и проведения контрольных действий, осуществляемых налоговыми органами в целях обеспечения режима законности в налоговой сфере.
Каждая форма налогового контроля представляет собой систему действий налоговых органов, направленных на решение единой задачи. Поэтому, на наш взгляд, налоговый контроль осуществляется в двух формах: форме налогового учета и форме различных проверок.
Постановке на учет в налоговых органах подлежат указанные в Налоговом кодексе Российской Федерации категории налогоплательщиков. Порядок постановки на налоговый учет определен Налоговым кодексом Российской Федерации, а также подзаконными актами [2].
Законодательно закреплено два порядка поставки на учет: самостоятельный и по инициативе налоговых органов.
Налогоплательщики обязаны самостоятельно встать на учет в случаях:
‒ создания обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством (в течение одного месяца со дня создания необходимо представить в налоговый орган необходимые документы);
‒ перехода на уплату единого налога на вмененный доход (организации, индивидуальные предприниматели обязаны подать документы в течение пяти дней со дня начала применения упрощенной системы налогообложения в виде ЕНВД — статья 346.28 НК РФ);
‒ начала торговой деятельности (плательщики торгового сбора подают документы в течение пяти дней со дня начала деятельности, облагаемой торговым сбором).
Налоговые органы самостоятельно ставят субъектов на налоговый учет в случаях:
‒ создания организации, изменения места ее нахождения, открытия филиала, представительства (постановка на учет проводится на основании сведений из ЕГРЮЛ; налоговые органы присваивают ИНН, КПП и выдают свидетельство о регистрации в качестве юридического лица одновременно со свидетельством о постановке на учет);
‒ регистрации права собственности на недвижимость (на основании данных, полученных от регистрирующих органов);
‒ регистрации транспорта в ГИБДД или органах Гостехнадзора (на основании данных, полученных от регистрирующих органов);
‒ если лицо относится к категории крупнейших налогоплательщиков.
Налогоплательщики — физические лица ставятся на налоговый учет по месту своего жительства, месту нахождения недвижимого имущества, месту регистрации транспортных средств.
Каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер. Он является единым на территории всей страны. Идентификационный номер представляет собой цифровой код, он указывается во всех документах, представляемых в налоговый орган. ИНН является номером учетного дела каждого налогоплательщика.
По общему правилу налоговые органы обязаны поставить лицо на учет в течение пяти дней со дня представления документов и в тот же срок выдать свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Однако, ни один нормативный правовой акт не предусматривает ответственности налоговых органов за нарушения сроков постановки на учет в качестве налогоплательщика. Сложность данной ситуации обусловлена тем, что многие субъекты, подающие документы, вряд ли рискнуть поставить вопрос об ответственности компетентного государственного органа на этапе своего создания. В связи с этим предлагается создать автоматизированную систему учета подачи документов, позволяющую вышестоящим налоговым органам и каждому желающему в режиме реального времени отслеживать соблюдение налоговыми органами установленных сроков регистрации. В случае их нарушения вышестоящий налоговый орган обязан применять к виновным лицам меры дисциплинарной ответственности.
Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет полномочия налоговых органов по проведению камеральных и выездных налоговых проверок.
Камеральная налоговая проверка представляет собой систему действий налоговых органов, выражающуюся в даче правовой оценки налоговых деклараций (расчетов), представленных налогоплательщиком за налоговый (отчетный) период с целью обеспечения соблюдения им требований актов законодательства о налогах и сборах.
В системе налогового контроля камеральная проверка выполняет две основные функции:
‒ контрольную (камеральная налоговая проверка — это форма налогового контроля, позволяющая оценить налоговым органам правильность, достоверность и своевременность представления налоговых деклараций, налоговых расчетов и иных отчетных документов);
‒ информационную (камеральная налоговая проверка позволяет выявить круг налогоплательщиков, подлежащих привлечению к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговой отчетности; а также рекомендуемых к проведению в отношении них выездной налоговой проверки).
Выездная налоговая проверка представляет собой систему контрольно-надзорных действий налоговых органов по изучению документов бухгалтерского и налогового учета, условий финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования с целью оценки правомерности выполнения им возложенных на него налоговых обязанностей.
Как было отмечено ранее, Налоговый кодекс Российской Федерации нормативно закрепляет право налоговых органов проводить камеральные и выездные налоговые проверки. На наш взгляд, контрольные полномочия налоговых органов гораздо шире. К новым видам налоговых проверок следует отнести проверки соответствия цен рыночным и налоговый мониторинг. Они отличаются от традиционных камеральных и выездных налоговых проверок по предметам, срокам, механизму осуществления [3].
Налоговая проверка трансфертного ценообразования представляет собой систему действий налоговых органов, направленную на оценку правильности исчисления налоговой базы, своевременности и полноты уплаты налогов по контролируемым сделкам.
Налоговый мониторинг — это налоговая проверка, строящаяся на основе добровольного перехода определенных категорий налогоплательщиков — организаций и возможности налоговых органов иметь доступ к данным бухгалтерского, налогового учета в режиме реального времени.
Налоговый контроль трансфертного ценообразования и налоговый мониторинг нацелены на сокращение затрат на налоговое администрирование, развитие досудебного порядка разрешения налоговых споров, повышению уровня правовой культуры участников налоговых правоотношений.
Налоговый контроль осуществляется с помощью определенных методов. Методы налогового контроля представляют собой приемы и способы осуществления контрольно-надзорных действий налоговых органов, осуществляемых ими в рамках конкретной формы налогового контроля.
Методы налогового контроля весьма разнообразны. По содержанию они могут быть разделены на общие (логический, статистический, математический) и специальные (проверка документов, осмотр территорий и помещений, инвентаризация) методы. Первые фактически могут использоваться при осуществлении любого вида деятельности, вторые — только в рамках налогового контроля. Именно они и являются мероприятиями налогового контроля.
По времени осуществления мероприятия налогового контроля можно подразделить на основные и дополнительные. Последние назначаются по результатам осуществления той или иной формы налогового контроля в случае недостаточности полученной налоговыми органами информации. К дополнительным мероприятиям налогового контроля в соответствии с п.7 статьи 100.1 Налоговым кодексом Российской Федерации относятся:
‒ истребование документов;
‒ допрос свидетеля;
‒ проведение экспертизы.
Процессуальные нарушения порядка осуществления форм и методов налогового контроля могут стать основаниями отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Выводы: налоговый контроль представляет собой деятельность налоговых органов, осуществляемую в различных формах и с применением различных методов. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит легального определения понятий «форма налогового контроля», «метод налогового контроля», «мероприятия налогового контроля».
В целях усиления гарантий защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, уменьшения конфликтности налоговых правоотношений, обеспечения терминологической четкости предлагается законодательно закрепить определения понятий форма и метод налогового контроля.
Форма налогового контроля представляет собой внешнее выражение организации и проведения контрольных действий, осуществляемых налоговыми органами в целях обеспечения режима законности в налоговой сфере.
Каждая форма налогового контроля представляет собой систему действий налоговых органов, направленных на решение единой задачи. Поэтому, на наш взгляд, налоговый контроль осуществляется в двух формах: форме налогового учета и форме различных налоговых проверок.
Методы налогового контроля есть приемы и способы осуществления контрольно-надзорных действий налоговых органов, осуществляемых ими в рамках конкретной формы налогового контроля. Мероприятия налогового контроля являются разновидностью методов налогового контроля.
Формы и методы налогового контроля представляют собой неразрывное единство. Каждой форме налогового контроля присуще свое сочетание методов налогового контроля.
Дальнейшее развитие налогового законодательства должно быть нацелено на обеспечение баланса публичных и частных интересов в налоговой сфере [4].
Литература:
- Мирошник С. В. Проблемные вопросы субъективной стороны налогового правонарушения// Государство и право. 2002. № 4.
- Приказ ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7–6/435@ «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика»// Российская газета. 2012. № 192.
- Мирошник С. В., Немыкина О. Е., Девятых Н. В. Актуальные вопросы обеспечения налогового контроля// Теория и практика общественного развития. 2015. № 19.
- Мирошник С. В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности// Банковское право. 2015. № 3.