В данной статье рассматриваются вопросы применения новых технологий в физическом воспитании высших образовательных учреждениях. Рассматриваются вопросы применения кластерно-модульного метода в группах студентов с различным уровнем физической подготовленности.
Актуальность, своевременность, очевидность и даже необходимость современных процессов кластеризации на сегодняшний день почти не вызывает сомнений. Любопытно, что собственно научный подход к кластеризации сегодня сравнительно мало разработан и довольно фрагментарно отражён в научной литературе; кроме того, термин «кластер» прочно вошёл в обойму не слишком ясных, но явно модных понятий, которые, «засоряя» категориальный научный аппарат, зачастую, не несут в себе ни смысловой, ни, тем более, практической значимости. Между тем феномен кластеризации изучался, — правда, почти исключительно в естественных науках, — задолго до того, как стал столь модным.
Этимология понятия кластер (от англ. Cluster, букв. —“пучок, рой, скопление”) — весьма спорна: термин, заимствованный из области точных наук, не имея чисто экономической природы, сегодня легко «укоренился» в гуманитарных отраслях научного знания. Сейчас этот термин достаточно широко употребляется в информатике и программировании, в математике, физике, химии, экономике, социологии и т. д. Отметим, впрочем, что ни единого, ни даже общепринятого понимания кластера и кластеринга как процессов формирования социальных кластеров в современной науке, к сожалению, не сложилось.[3, 2,1].
Выделим, учитывая рамки статьи, основные характеристики, социологические и сематические индикаторы принимаемой модели кластера.
Кластер не может служить обозначением не сложившейся системы, в том числе и социальной, ни, тем более, обозначением единичного явления или феномена. В этом случае, учитывая классические диалектические модели Аристотеля, В.Лейбница, Г.Гегеля, И.Канта, мыслителей Венской школы и позитивистской традиции вообще, понятие кластера было бы просто избыточным по отношению к устоявшимся категориям системы и элемента; единичного, особенного и общего; нормы и девиации, социальной диссипации и т. д.
Понятие кластера, по представлениям авторов, описывает специфическое состояние социальной общности, включая описание не только самой этой общности, но и процессов её формирования, структурирования и взаимодействия с социальной средой.
Например, формирующаяся компания любителей играть в волейбол на пляже по выходным содержит, чаще всего, относительно небольшое стабильное ядро с неярко выраженным ситуативным лидерством, а также заметный «переменный» состав. По представлениям авторов, вплоть до оформления собственно стабильной команды, практически с постоянным составом и устойчивым лидерством, такая общность может быть призвана простейшим примером социального кластера. Таким образом, кластер — это такое объединение объектов и субъектов, при котором их видовые и индивидуальные характеристики равномощны, то есть быть участником кластера хочется ничуть не меньше, чем «оставаться собой», быть одиноким, и при этом «живучим» — конкурентоспособным.
Кластер, следовательно, выражает недискретный период образования системы, её генезиса. Подчеркнём ещё раз, что кластер описывает вовсе не каждое объединение людей, социальных фрагментов и групп.
В нашем случае процедура кластерного анализа как современная тенденция совершенствования методики оздоровительно-восстановительного характера трактуется как качественно особая форма регламентации занятий физическими упражнениями в зависимости от особенностей подготовленности и физического развития занимающихся.
В физическом воспитании процедура кластерного анализа подразумевает выявление групп объектов среди элементов выборочной совокупности. При этом единицами анализа в конкретной базе данных могут явиться суждения, высказывания по данным анкетирования, особенности физической подготовленности занимающихся в частности, при пограничных состояниях между нормой и патологией и начальных паталогических состояниях, группы внешне- средовых факторов в соответствии с достижениями физического развития и подготовленности.
Следовательно, кластеры могут сформироваться из любых составляющих выборочной совокупности, состав которой, разумеется, зависит от специфики и масштаба конкретного социологического исследования.
Применение процедуры кластерного анализа в авторских валеологических исследованиях (особенно в мониторинговых) не раз показывало, что кластеры нестабильны, легко изменяемы, как и все в современном динамичном мире.
Отметим, наконец, что и трактовка собственно кластеризации в образовательном процессе, в частности в процессе физического воспитания, как процесса, описывающего не только последовательность формирования кластеров, но и саму логику, динамику и масштаб кластеринга, весьма сложна, поскольку речь идёт именно о сегментах образовательного процесса в совокупности с характеристикой практикуемых критериев и нормативов физического состояния индивида как показателей физической подготовленности, здоровья а не о фантазиях социолога, объединяющего разнородные группы данных по произвольным основаниям.
В настоящее время преподаватели физической культуры мало знакомы с кластерным анализом, поскольку применяется он больше в социологии и экономических дисциплинах и пока мало адаптирован к структуре физического воспитания, однако рациональное сочетание общепрофилирующих и избирательно-оздоровительных направлений физической культуры в различные возрастные периоды онтогенеза и в различных условиях жизнедеятельности, предусматривает современные пути и условия мотивации физкультурной деятельности, специально ориентированной в аспекте сохранения и упрочения здоровья а также физической подготовленности студенческой молодёжи.
В целом, внедрение в теорию и методику обучения общедидактических и профилированных концепций и подходов, особенно компьютеризации и расширенного использования технических средств обучения, обеспечивает за относительно короткий промежуток времени усвоение студентами теоретического и практического раздела, а преподавателю — оперативный опрос группы и выявление недостаточно освоенного материала и освобождает его тем самым от рутинной работы. Всё это свидетельствует об эффективном дидактическом подходе в обучении и контроле знаний с использованием информационных технологий.
Компьютер непосредственно встраивается в информационную технологию обучения и становится столь желаемым элементом образовательной системы, что при его отсутствии возникает определённый дискомфорт, как у обучаемого, так и у преподавателя.
Особенностью применения информационных технологий в физической культуре и спорте являются организация управления биологическими объектами, трудно поддающимися формализации. С этой точки зрения рассматриваются вопросы объективно-субъективных отношений между преподавателем и студентом с учётом их биологических свойств. Таким образом, для практического использования в физическом воспитании мы можем выбрать доступные и информативные показатели физического состояния, которые можно измерить и оценить. Это могут быть: соматометрические, соматоскопические и физиометрические показатели, физическая подготовленность, двигательная активность, заболеваемость. При выборе измеряемых признаков физического состояния необходимо учитывать простоту их измерения, способы оценки и мотивацию занимающихся.
Кластерный анализ — это совокупность методов, позволяющих классифицировать многомерные наблюдения, каждое из которых описывается неким набором переменных. Целью кластерного анализа является образование групп схожих между собой объектов, которые принято называть кластерами.[2].
На сегодняшний день, в арсенале исследователей имеется множество программных пакетов, позволяющих оптимизировать и упростить процедуру анализа. Наибольшее распространение получили такие пакеты, как Vortex, SPSS, Statistica.Программа «VORTEX»предназначена для: ввода первичной информации.
Возможности анализа информации:
Программа Vortex позволяет производить описательную статистику изучаемых переменных (расчет статистических показателей: среднее, мода, медиана, квартили, дисперсия, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации, скос, эксцесс и др.);
Позволяет производить сегментирование по нескольким признакам, а также описание выделенных целевых групп (выделение контекстов — подмассивов документов для углубленного анализа, например, только мужчин или только респондентов в возрасте 20–25 лет).
Использование кластерно-модульного метода для разработки индивидуальных программ оздоровления, правильная оценка функционального и физического состояния имеет огромное значение, так как позволяет не только изучать влияние физических упражнений на организм, но и помогает диагностировать подчас скрыто протекающее заболевание, устанавливать приспосабливаемость к физической нагрузке, определять её оптимальность и т. п.
Модуль может быть представлен как учебный элемент в форме стандартизированного буклета, состоящего из следующих компонентов:
‒ точно сформулированная учебная цель;
‒ список необходимого оборудования материалов;
‒ список смежных учебных элементов;
‒ собственно учебный материал в виде краткого конкретного текста, сопровождаемый подробными иллюстрациями;
‒ практические занятия для отработки двигательных навыков;
В настоящее время остро стоит вопрос о разработке в физическом воспитании научных основ систематизации и анализа новых технологий обучения, что может решить самые разнообразные задачи: сообщение знаний, контроль за ходом их усвоения, демонстрация иллюстративного материала, и развития физической подготовленности.
Соловьева Е. Б. (1996) считает важнейшей проблемой организации процесса физического воспитания поиск системы обучения, позволяющей контролировать в процессе учебной деятельности степень усвоения студентами нагрузок, полученных во время занятий, что даёт возможность индивидуализировать физическое развитие личности. [4].
Познать свой организм, научиться стимулировать его действия, уметь снять нервно-мышечное напряжение и психоэмоциональное утомление. Это подтверждено в различных исследованиях, где статистически доказано снижение заболеваемости у студентов, повышение физической работоспособности и интеллектуальных возможностей у тех, кто целенаправленно (в период всех 4–5 лет обучения) использовал систему реабилитационных восстановительных мер.
Моделирование служит методом «опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется непосредственно не сам интересующий нас объект, а используется вспомогательная искусственная или естественная система (“квазиобъект”), находящаяся в определённом объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его на определённых этапах познания и дающая при её исследовании, в конечном счёте, информацию о самом моделируемом объекте».
Деятельность преподавателя должна рассматриваться не только как предоставление каждому студенту структурированной, целенаправленной и мотиворованной информации о понятийно-методологическом содержании, способах деятельности в областях использования знаний из различных разделов физического воспитания, но и как прямое и косвенное управление преподавателем физической активностью студентов по овладению навыками и умениями в соответствии с поставленными учебными целями.
Использование компьютеров в медицине и физическом воспитании даёт большие возможности. Подводя итог, необходимо отметить, что индивидуализация уроков физического воспитания означает разработку систем динамического наблюдения (мониторинга) за физическим воспитанием и состоянием здоровья студента.
Это возможно осуществлять с помощью современных информационных технологий, использованием кластерно-модульного метода обучения который в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем практически не используется, всё вышесказанное указывает на необходимость, поиска новых форм оценки качества знаний и умений для студентов, имеющих серьёзные нарушения в состоянии здоровья.
Однако, несмотря на высокий потенциал современных информационных технологий, они не нашли ещё широкого применения в системе высшего физкультурного образования. В связи с вышеизложенным, внедрение современных информационных технологий в учебный процесс по физическому воспитанию студентов с различным уровнем физической подготовленности, сегодня представляется весьма актуальным.
Рис. 1. Структура кластерно-модульного метода. (Я. С. Ваинбаум)
Кластерно-модульный метод является совершено новой современной тенденцией в методике развития координационных способностей, выносливости и других физических и психомоторных способностей студентов с различным уровнем, в общей проблематике направленного воздействия на их развитие.
Литература:
- Олдендерфер М. С., Блэшфилд Р. К. Кластерный анализ./ — В кн.: Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. — М.: Финансы и стати-тика, 1989.—С.215.
- Классификация и кластер / Под ред. Дж. Вэн Райзина // Пер. с англ. П. П. Кольцова; Под ред. Ю. И. Журавлева.-- М.: Мир, 1980.— С.388.
- Жамбю М., Иерархический кластер-анализ и соответствия // Пер. с франц. Б. Г. Миркина,- М.: Финансы и статистика, 1988.-- С 300.
- Прохорова М. В., Сидоров A. A., Синюхин Б. Д., Семёнов А. Г. Педагогика физической культуры: Учебник М.: Из-во «Путь»: ТИД «Альянс», 2006. — С. 129.Удк 796 (075.8) ББК 75.1 П 84