Формирование туристско-рекреационного кластера в Республике Крым | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 25.05.2016

Статья просмотрена: 3157 раз

Библиографическое описание:

Климов, Н. Н. Формирование туристско-рекреационного кластера в Республике Крым / Н. Н. Климов, А. Е. Потапова, Я. В. Сайбель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 778-780. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30676/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрены особенности создания и развития туристско-рекреационного кластера в Республике Крым; показаны факторы, влияющие на его успешное функционирование; проанализирована федеральная программа по развитию кластеров в Крыму.

Ключевые слова: туристский кластер, инфраструктура, туризм, туристский ресурс, Республика Крым.

В разных отраслях экономики имеют место быть такие организационный формы как кластеры. Следует отметить, что туристско-рекреационный кластер — это совокупность предприятий, которые взаимодействуют при развитии туристских услуг и продуктов в рамках определенной географической территории. Главная цель такого кластера — это создание и поддержка конкурентоспособного туристского комплекса.

Создание туристского кластера способствует формированию современного конкурентоспособного туристского комплекса. Его функционирование обеспечивает широкие возможности для обеспечения занятости местного населения и удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах. Внесение значительного вклада в развитие экономики осуществляется за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного потенциала [1].

Центральным понятием кластера являются туристские ресурсы, именно им принадлежит решающая роль в развитии туризма, так как они в большей степени являются основным мотивом и причиной участия людей в туристских поездках.

Сущность туристских ресурсов заключается в том, что они являются основой для формирования туристского продукта, и, соответственно, планирования и развития туризма. Определение видов, специфики ресурсов определяет спрос на туристские продукты и опосредованно — на формирование и поддержание всей туристской инфраструктуры.

В состав кластера также входят туристские фирмы, главными задачами деятельности которых является создание привлекательных туристских продуктов, соответствующих потребностям туристов, поддержание стандарта обслуживания. Концентрация усилий на создании многообразных туристских продуктов способна заинтересовать требовательного туриста (внутреннего или иностранного).

Во время путешествия турист потребляет разные услуги — общие, специфические туристские и сопутствующие. Но, прежде всего, он нуждается в услугах по поддержанию своей жизнедеятельности — жилье, питании, транспорте, досуге. Именно поэтому основными из элементов кластера являются поставщики специализированных туристских услуг. Составляющие данного элемента отражают особенность туристского потребления и при этом вызывают производный мультипликативный эффект: необходимость для туриста в местах потребления туристского продукта наличия транспортных услуг, жилья, питания, системы гостеприимства в целом, создания необходимых условий для лечения, развлечений, образования, удовлетворения потребности в новых впечатлениях [2]. Межотраслевая природа туризма предполагает присутствие в сети поставщиков коллективных средств размещения, предприятий общественного питания, центров досуга, мест притяжения туристов, деловых центров, лечебно-оздоровительных учреждений, и прочих услуг.

При этом качество предоставляемых услуг должно отвечать требованиям рынка. Основа туристского продукта — услуги этих поставщиков, и без данных предприятий существование кластера невозможно.

При формировании туристского кластера необходимо идентифицировать его географические границы и учитывать климатические факторы, которые относятся к природным условиям. Географические границы во многом создают транспортные коммуникации (состояние автомобильных дорог, развитие малой авиации, водного транспорта), которые соединяют между собой основные центры притяжения туристов. Географические границы кластера зависят и от специфики туристских ресурсов, исторических особенностей развития территории, включая климатические условия и рельеф местности [3].

Экономическая среда определяется уровнем развития экономики и уровнем жизни населения, которые оказывают огромное влияние на стоимость и спрос на товары и услуги, в том числе туристского назначения. К экономическим условиям относятся инвестиционный климат на территории кластера, который способен обеспечить развитие основных элементов кластера. Количество и качество трудовых ресурсов являются также значимыми при функционировании кластера. Все организации — участники кластера — нуждаются в профессионалах туристского бизнеса [4].

Важно учитывать традиции и культуру местного населения — культурные условия, которые непосредственно влияют на индустрию гостеприимства. К социальным факторам стоит отнести и сферу образования, которая является не только потенциалом для развития квалифицированного персонала для туристских предприятий, но и базой для развития образовательного и научного туризма [5]. Для развития кластера, имеет важное значение политическая ситуация в регионе. Для того, чтобы были созданы все благоприятные условия для развития туристского кластера, политика властей региона должна быть направлена на формирование туристской деятельности, поддержку туристских предприятий, научные исследования с целью выявления важных направлений в развитии.

Распространение и развитие этих территориально-отраслевых объединений дает шанс отдельным регионам России получить возможности для экономического роста и улучшения социальной среды. В последнее время одной из наиболее приоритетных отраслей, способной диверсифицировать национальную экономику принято считать туризм. Формирование отечественных туристских кластеров имеет большие перспективы, поскольку национальный колорит, русское гостеприимство, сохранившаяся историческая среда в сочетании с высоким качеством обслуживания и инфраструктуры, безусловно, будет притягивать интересы российских туристов [6]. Такие туристские районы, как Средиземноморье, побережье Карибского бассейна, Объединенные Арабские Эмираты, горнолыжные курорты Альпийского региона, также индустрия развлечения в Лас-Вегасе, давно зарекомендовали себя с позиции успешных туристских кластеров.

В 2014 г. Республика Крым присоединилась к составу России, что повлекло за собой перестроение все экономики полуострова, в частности переход стратегии развития туристских районов на рекреационные кластеры. Крым имеет большой выбор и природных, и культурных туристских ресурсов, что делает туризм одним из самых перспективных и доходных отраслей экономики в регионе.

Для этого 11 августа 2014 г. Правительство России утвердило Постановление № 790 «Социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». В эту программу включены 6 туристских кластеров полуострова [3].

Для первого кластера с названием «Бахчисарайский», ставиться задача, создать горнолыжный туристский комплекс с развитой сетью канатных дорог. Курорт будет функционировать круглый год. Создание такого кластера позволит увеличить период туристского сезона посредством включения в отдых зимних видов спорта и туризма, а также даст толчок к развитию экономики Бахчисарайского района.

Второй кластер в г. Евпатория, ставит перед собой цель создать условия для развития, как в данной территории, так и во всём Крыму, лечебно-оздоровительного и познавательного туризма. «Детский отдых и оздоровление» — такое носит название кластер. Реализация этого проекта сделает возможным выход Евпатории на всероссийский уровень, как центр для оздоровления детей и их родителей. Это так же расширит туристский сезон за счет открытия новых здравниц и санаториев, увеличит поток туристов в город, увеличит количество средств размещения и количество номеров, что создаст новые рабочие места.

«Коктебель», так называется третий кластер, расположенный в Феодосийском районе. Этот кластер будет направлен в большей степени на событийный туризм и активные виды отдыха. Фестивали, проводимые в этой регионе, позволят обеспечить загрузку средств размещения, увеличить поток туристов в этот район, а также создадут новые рабочие места.

«Лечебно-оздоровительный отдых» в г. Саки, это четвертый кластер. Сакский район имеет уникальные лечебные ресурсы и благоприятные климатические условия. Именно эти главные факторы и стали основными в определении туристской специализации кластера. Создание туристско-рекреационного кластера предполагает открытие санаторно-курортных предприятий. За этим последует увеличение специализированных средств размещения, а также увеличение среднегодового уровня доходов от лечебно-оздоровительного сектора.

Пятый, «Черноморский» кластер, будет специализироваться в основном на экстремальных видах туризма и их развитие в Черноморском районе. Также будут развиваться сельский и автотуризм. Что позволит поднять уровень экономики всего региона.

Озеро Чокракское в Ленинском районе, станет центром шестого туристского кластера, который будет развивать лечебно-оздоровительный, экологический и познавательный виды туризма. Создание кластера позволит переквалифицировать дестинацию с только пляжного туризма на лечение и отдых. Использование уникальных по своему составу грязей озера позволит увеличить поток туристов и стимулировать привлечение инвестиций для развития инфраструктуры региона. Также произойдет создание дополнительных рабочих мест, увеличение времени туристского сезона за счет использования лечебно-оздоровительных учреждений.

Следует учитывать тот факт, что федеральная программа создания кластеров будет направлять бюджет на строительство инфраструктуры для кластеров, то есть, прокладка дорог, теплоснабжения и водоснабжения, связи, создание сети электроснабжения, канализационной системы, очистных строений. А вот строительство дополнительных средств размещения, предприятий общественного питания, развлечений (кинотеатры, боулинг, торговые центры) на территории кластеров будут создаваться за счет средств инвесторов. Проблема привлечения инвесторов остро стоит перед правительством Республики Крым. Для достижения этой цели, был создан специальный Центр инвестиций и развития, куда может обратиться потенциальный инвестор для разъяснения деталей.

Крым является новым туристским центром в России. Однако, уже за прошедшие два туристских сезона, можно отметить значимых потенциал регион, который развивается высокими темпами. Когда наладится транспортное сообщение, за счет окончания строительства моста через Керченский пролив, и решаться ряд проблем, связанных с переходным периодом, Крым будет конкурировать на равных с уже развитыми туристскими центрами не только России, но и мира.

Для успешного достижения цели важно использовать зарубежный опыт решения подобных проблем, так же и опыт создания и развития туристских кластеров. Новый проект создания кластеров на территории Республики Крым, станет самым объемным по количеству кластеров в одной дестинации в Российской Федерации. Это имеет важное значение для экономики, как Республики, так и для страны в целом. Создания развитой системы инфраструктуры и повышение качества сервиса и производимых туристских услуг позволит поднять престиж и укрепить имидж Крыма, как развитого, современного туристского центра на мировой арене, а также обеспечить население России достойными и высококачественными услугами лечения, оздоровления и пляжного отдыха.

Литература:

  1. Буйленко В. Ф. Туризм и сервис: учебник. — М.: Феникс,2008.
  2. Ковалев Ю. П. Кластерный подход к изучению туристской сферы России // Теория социально-экономической географии: синтез современных знаний. − Смоленск, 2006.
  3. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2015/429(дата обращения: 15.05.2016).
  4. Данные Министерства курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru(дата обращения: 15.05.2016).
  5. Сайбель Н. Ю., Волков К. С. Социально-экономические препятствия на пути формирования благоприятного инвестиционного климата в России // Модернизация как альтернатива глобализации: потенциал экономической интеграции стран СНГ: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Том 2. − Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2012. С. 16–20.
  6. Сайбель Н. Ю., Волков К. С. Механизм формирования благоприятного инвестиционного климата: теория и практика российской действительности // Модернизация как альтернатива глобализации: потенциал экономической интеграции стран СНГ: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Том 2. − Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2012. С. 41–45.
Основные термины (генерируются автоматически): Крым, кластер, туристский кластер, развитие, услуга, поток туристов, создание, туристский сезон, туристско-рекреационный кластер, местное население.


Ключевые слова

туризм, инфраструктура, туристский кластер, туристский ресурс, Республика Крым., республика Крым

Похожие статьи

Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Формирование и развитие туристско-рекреационного кластера в моногороде

В статье автор рассматривает формирование и развитие туристско-рекреационного кластера в городе Соль-Илецк. Подчеркивается уникальность туристско-рекреационных ресурсов города, выделяются основные признаки формируемого там кластера.

Развитие малого бизнеса в сфере туризма в России

Статья посвящена оценке и анализу перспектив развития малого предпринимательства в сфере туризма России, приводятся теоретические и нормативно-правовые понятия и сведения, связанные с деятельностью малого бизнеса в России в целом и в отрасли туризма ...

Перспективные направления развития событийного туризма в Республике Дагестан

В статье рассмотрены перспективные направления развития событийного туризма в Дагестане. Специфика развития регионов для привлечения туристов заключается в их уникальности и богатом разнообразии природных и рекреационных ресурсов, которые необходимо ...

Формирование новых подходов и туристских продуктов в рамках организации туристской деятельности в Удмуртии

В статье анализируется один из наиболее динамично растущих секторов мировой экономики — туризм. Уровень развития туристской индустрии может оцениваться как один из показателей качества жизни в Удмуртской Республики. Анализируются основные показатели ...

Районирование Краснодарского края в интересах сетевого взаимодействия туристско-рекреационных территорий и туристских объектов

В данной статье рассматривается возможность внедрения метода сетевого взаимодействия туристско-рекреационных территорий и объектов индустрии туризма Краснодарского края в целях увеличения туристского потока и улучшения экономики региона. Определены э...

Пути решения проблем малого и среднего предпринимательства на примере Республики Татарстан

В данной статье проводится анализ основных проблем и путей решения малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Рассматриваются задачи развития предпринимательства, способствующие его эффективному функционированию. Отдельно выделяютс...

Проблематика создания туристско ориентированных географических информационных систем в Крыму

Совокупность социально-экономических, культурно-исторических и природных ресурсов в пределах Крымского полуострова, придают ему огромную привлекательность для отдыха и оздоровления. Что в совокупности позволяет создать уникальные конкурентоспособные ...

Туристские перевозки — важный элемент инновационного развития туризма Казахстана

В статье рассмотрены проблемы туристских перевозок Республики Казахстан, роль туристских перевозок в инновационном развитии туризма.

Приоритетные направления формирования регионального туристского кластера

В статье проанализированы основные факторы формирования регионального туристского кластера в Самаркандской области. Подробно рассмотрены сильные и слабые стороны, обуславливающие формирование туристского кластера. Возможности формирования и факторы, ...

Похожие статьи

Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Формирование и развитие туристско-рекреационного кластера в моногороде

В статье автор рассматривает формирование и развитие туристско-рекреационного кластера в городе Соль-Илецк. Подчеркивается уникальность туристско-рекреационных ресурсов города, выделяются основные признаки формируемого там кластера.

Развитие малого бизнеса в сфере туризма в России

Статья посвящена оценке и анализу перспектив развития малого предпринимательства в сфере туризма России, приводятся теоретические и нормативно-правовые понятия и сведения, связанные с деятельностью малого бизнеса в России в целом и в отрасли туризма ...

Перспективные направления развития событийного туризма в Республике Дагестан

В статье рассмотрены перспективные направления развития событийного туризма в Дагестане. Специфика развития регионов для привлечения туристов заключается в их уникальности и богатом разнообразии природных и рекреационных ресурсов, которые необходимо ...

Формирование новых подходов и туристских продуктов в рамках организации туристской деятельности в Удмуртии

В статье анализируется один из наиболее динамично растущих секторов мировой экономики — туризм. Уровень развития туристской индустрии может оцениваться как один из показателей качества жизни в Удмуртской Республики. Анализируются основные показатели ...

Районирование Краснодарского края в интересах сетевого взаимодействия туристско-рекреационных территорий и туристских объектов

В данной статье рассматривается возможность внедрения метода сетевого взаимодействия туристско-рекреационных территорий и объектов индустрии туризма Краснодарского края в целях увеличения туристского потока и улучшения экономики региона. Определены э...

Пути решения проблем малого и среднего предпринимательства на примере Республики Татарстан

В данной статье проводится анализ основных проблем и путей решения малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Рассматриваются задачи развития предпринимательства, способствующие его эффективному функционированию. Отдельно выделяютс...

Проблематика создания туристско ориентированных географических информационных систем в Крыму

Совокупность социально-экономических, культурно-исторических и природных ресурсов в пределах Крымского полуострова, придают ему огромную привлекательность для отдыха и оздоровления. Что в совокупности позволяет создать уникальные конкурентоспособные ...

Туристские перевозки — важный элемент инновационного развития туризма Казахстана

В статье рассмотрены проблемы туристских перевозок Республики Казахстан, роль туристских перевозок в инновационном развитии туризма.

Приоритетные направления формирования регионального туристского кластера

В статье проанализированы основные факторы формирования регионального туристского кластера в Самаркандской области. Подробно рассмотрены сильные и слабые стороны, обуславливающие формирование туристского кластера. Возможности формирования и факторы, ...

Задать вопрос