Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 30.05.2016

Статья просмотрена: 5598 раз

Библиографическое описание:

Гизатулина, О. И. Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ / О. И. Гизатулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1682-1688. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30678/ (дата обращения: 18.12.2024).



В Узбекистане образование провозглашено приоритетным направлением в сфере общественного развития. От масштабов, уровня, качества образования и подготовки кадров во многом зависит успех проводимых в государстве реформ. Государственная политика Узбекистана в сфере образования закреплена Законами «Об образовании» и «О национальной программе по подготовке кадров». В этих нормативных документах определены стратегия и тактика реформирования всей системы образования и её структур, цели и конкретные задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям рынка труда, социальному заказу общества.

Характерной особенностью национальной модели подготовки кадров является включение в неё таких компонентов, как личность, государство, общество, непрерывное образование, наука производство. Личность — главный компонент этой модели. Поэтому формированию личности обучаемого придаётся первостепенное значение. С точки зрения новой парадигмы образования, данных педагогических и психологических наук именно личностные качества специалиста в совокупности с профессионализмом предопределяют его конкурентоспособность.

Образованный человек в современном обществе — это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность.

Ушли уже в прошлое рефераты и доклады, скачанные учащимися из Интернета. Такие виды работ не развивают творческого потенциала учащихся и мало что дают в образовательном смысле. Гораздо интереснее что-то создавать самим, так сказать, решать проблему в прикладном плане.

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Обучение на основе проектов — это модель обучения, отличающаяся от традиционных уроков, ориентированных на учителя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, которое ориентировано на ученика, на перспективу, и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни. Обучение на основе проектов предоставляет возможность самореализации и результативного обучения всем ученикам.

Структура обучения на основе проектов трансформирует обучающую деятельность: она больше не фокусируется вокруг того, что говорит учитель, а концентрируется на том, что делает ученик.

Основные характеристики обучения на базе методов проектов:

– актуальность;

– междисциплинарный характер обучения;

– комплексное решение задач;

– мотивирующий характер обучения;

– достоверность;

– настрой на сотрудничество;

– позитивный настрой;

– информационно-коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии проектной деятельности учащихся

Информационно-коммуникационные технологии в обучение на основе проектов повышают эффективность объяснения и качество обучения, так как позволяют применять различные подходы и методы обучения, которые были бы невозможны без ИКТ:

– совместная работа учащихся с использованием компьютера;

– поиск информации в Интернете;

– применение различных дополнительных учебных пособий;

– письменные задания, основанные на электронной обработке текста;

– практические задания по конкретным темам и обучение с использованием компьютера.

Для подготовки к проектам активно применяю компьютерные программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher, использую интернет. Интернет — ресурсы позволяют мне реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают в более подробном изучении данной темы с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов и т. д.

Цель использования

– информационно-коммуникативные технологии:

– формирование умений работать с информацией;

– развитие коммуникативных способностей;

– подготовка личности «информационного общества»;

– формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Данную технологию использую:

– для проведения занятий

– для подготовки домашнего задания

– во внеклассной работе

– для дистанционного обучени

Учебные электронные ресурсы:

  1. Цветные рисунки и фото.
  2. Слайд-шоу — сменяющиеся иллюстрации (фото, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся.
  3. Интерактивные модели, рисунки, схемы. Например, интеллект-карты
  4. Мультимедийные презентации к внеклассным мероприятиям.
  5. Аудио и видео материал.

В результате использования ИКТ мы имеем:

– повышение мотивации учащихся при изучении предмета;

– повышение темпа урока;

– увеличение объема самостоятельных работ;

– расширение кругозора;

– формирование навыка исследовательской деятельности;

– обеспечение доступа к различным справочным материалам;

– повышение процента успеваемости.

Формами представления результатов проекта с использованием ИКТ могут быть: презентации, газета, информационный бюллетень (журнал), буклет, веб-сайт, реферат, видеофильм.

Методическая разработка

Интегрированный учебный проект МХК, информатики илитературы на тему:

«ПетербургФ.М.Достоевского» К 150-летию выхода в свет романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Данный проект предназначен учащимся 1 курса групп с русским языком обучения всех специальностей и направлен на изучение романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в базовом курсе «Родной язык и литература», согласноПроекту по апробации Государственного образовательного стандарт непрерывного объязательного образования Республики Узбекистан от 2015 года

Проект предполагает использование материала по истории, литературе, изобразительному искусству. Доминирующая деятельность в проекте — исследование.

В ходе работы над проектом учащиеся работают с разнообразными источниками, собирают информацию, составляют Интеллект- карты

Продолжительность проекта — 6 академических часов в течение 1 семестра 2015–2016 учебного года

Цель проекта:

Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание», расширить познания в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга; помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, как создан в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; воспитать эстетический вкуса средствами литературы и мировой художественной культуры.

Задачи проекта:

  1. Ознакомиться с изображением города в русской литературе и на страницах романа Достоевского.
  2. Выяснить причины разрыва между первичным восприятием Петербурга и его ролью в романе Достоевского.
  3. Сформировать собственную позицию по осмыслению главного конфликта романа: между Раскольниковым и миром, им отрицаемым. Сравнить с общеизвестной позицией.

Методы: эвристическая беседа, наблюдение над текстом, индивидуальные выступления, создание проблемной ситуации, мозговой штурм, проектная деятельность, метод Интеллект- карт.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная (выступление — защита), групповая.

Место темы данного проекта всистеме обучения литературе: третье занятие в модуле по разделу «Ф. М. Достоевский».

Межпредметные связи: литература, история, обществознание, информатика.

Метапредметные умения (общие умения, ключевые компетентности, универсальные учебные действия): развитие монологической речи; работа с дополнительными источниками информации (словари, справочники, Интернет-ресурсы); умение составлять презентации; навыки аналитической работы с первоисточниками; умение сопоставлять и сравнивать, составление Интеллект- карт, умение работать с программами iMindMap 5, XMind 6.

Формирование УУД (универсальных учебных действий): Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу, прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала, контроль и оценка.

Познавательные: общеучебные способность понимать текст, ориентироваться в различных источниках информации, умение конспектировать

Логические дополняющие и расширяющие имеющиеся представления об образе Петербурга в русской литературе и романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Коммуникативныеготовность к общению, развитие навыков публичного выступления.

Технологии: ИКТ, технологии на основе системно- деятельностного подхода.

Вопросы, направляющие процесс обучения

Основополагающий вопрос:

Какую роль играет Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Проблемные вопросы:

  1. Как изображается город в русской литературе и на страницах романа Достоевского?
  2. В чем причины разрыва между первичным восприятием Петербурга и его ролью в романе Достоевского?
  3. Как город влияет на людей, живущих в нем?
  4. Какова ваша позиция по осмыслению главного конфликта романа: между Раскольниковым и миром, им отрицаемым? Сравнить с общеизвестной позицией.

Учебные вопросы:

  1. Образ Петербурга в живописи и русской литературе XVIII-XIX вв.
  2. Средства изображения Петербурга на страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»:

– Пейзажи;

– Сцены уличной жизни;

– Интерьеры.

  1. Влияние города на героев романа Ф. М. Достоевского.
  2. Петербург в современной литературе.

План проведения проекта

  1. Формулирование темы исследования для учащихся
  2. Формирование групп и выдвижение гипотез решения проблем
  3. Выбор творческого названия проекта, обсуждение плана работы
  4. Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий
  5. Подготовка презентации, буклета
  6. Защита полученных результатов и выводов

Рис. 1. Этапы проектной работы

Процедуры обучения

На первом занятии в рамках учебного проекта проводится беседа с учениками для того, чтобы выяснить их знания по теме проекта (формирующее оценивание), а также мотивировать на участие в проекте, и поделить учащихся на 3 рабочие группы. В ходе беседы учитель знакомит учащихся с планом работы над проектом, критериями оценивания готовых продуктов, а также проводит анкетудля участников проекта. Тест для участников проекта поможет учащимся корректно использовать термины.

Критерии оценивания проекта будут ориентиром для учащихся в требованиях и стандартах выполнения исследования. Промежуточное обсуждение предварительных результатов каждой группы позволит ученикам получить обратную связь от одноклассников и учителя. Дидактический материал поможет учителю оценить качество освоения учебного материала. В процессе работы учащиеся заполняют листы самооценки работы в группе «Мои достижения».

В ходе выступлений в конце проекта группы демонстрируют результаты своей деятельности. Во время рефлексии происходит закрепление полученных знаний. Можно использовать приём «Шесть шляп мышления».

Предварительные навыки

Концептуальные знания и технические навыки, необходимые учащимся, чтобы начать выполнение этого проекта:

1) хорошее знание текста романа;

2) знания литературных терминов: композиция, сюжет, фабула, тема, идея, проблематика, конфликт, художественный образ, замысел автора;

3) тесная связь с событиями истории;

4) навыки работы с текстом, с книгой, с каталогом, со справочной литературой, с компьютером.

Средства дифференцированного обучения

Возможности для учащихся

Работа над проектом позволяет развивать у его участников аналитическое и творческое мышление, специальные (литературные) и общеучебные умения. Проект мотивирует самостоятельную деятельность учащихся, инициирует их творчество, позволяет проявить себя.

Одаренные ученики

Для участников проекта одной из форм реализации является защита исследований на городской научно-практической конференциях

Приложение 1

Групповые задания кпроекту «Путешествие по Петербургу врусской литературе. Петербург Достоевского»:

Искусствоведы

Литературоведы

Критики

Цели исследования:

выяснить, как представлен Петербург в живописи;

расширить свои представления о Петербурге.

Задачи исследования:

  1. Совершить виртуальную экскурсию по Петербургу (http://www.peterburg.ru/ и http://www.citywalls.ru/)
  2. Познакомитьсяс иллюстрациями Ильи Глазунова, Эрнста Неизвестного (http://clubs.ya.ru/4611686018427425093/replies.xml?item_no=3043), которые демонстрируют творчество Достоевского.
  3. http://filologstefa77777.blogspot.com/2013/11/blog-post_3734.htmlhttp://www.dostoevsky.net/
  4. Описать облик Петербурга.
  5. Осмыслить, в чем причины разрыва между первичным восприятием Петербурга и его ролью в романе Достоевского.
  6. Оформить проведенные исследования.
  7. Провести публичную защиту результатов исследования.

Результат: презентация по теме: «Лик мира сего».

Цели исследования:

—выяснить, как изображается Петербург в русской литертуре.

Задачи исследования:

1. Изучить произведения русских писателейXVIII-XIX вв., изображающих Петербург на страницах своих произведений.

2. Выяснить, в чем особенности изображения образа Петербурга у каждого писателя.

3. Сравнить описания и сделать вывод, К какому Петербургу близок Петербург Достоевского?

4. Ознакомиться с современными авторами, изображающими Петербург на страницах своих произведений.

5. Обобщить полученные материалы и оформить их.

Результат: буклет и творческая работа по теме «Путешествие по Петербургу в русской литературе»

Цели исследования:

—выяснить, какую роль играет Петербург в романе Ф. М. Достоевского» Преступление и наказание»

Задачи исследования:

1.Выяснить, какое значение имел Петербург в жизни Достоевского?

2.Ознакомиться с материалами, представленном на сайте «Виртуальный музей литературных героев» (http://www.likt590.ru/project/museum/xdos/index.html).

3. Можно ли согласиться со словами В. Г. Белинского, что Петербург, «это город, где так тяжело и мучительно жить»?

4. Как город влияет на психику человека?

5. в чем проявилось новаторство Достоевского в изображении Петербурга?

Результаты: буклет по теме: «Петербург Достоевского»;

брошюра с творческими работами на тему: «Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского?».

Приложение 2

Дидактический материал к проекту «Путешествие врусской литературе. Петербург Достоевского»

Схема анализа литературно-художественного произведения

  1. История создания
  2. Тематика
  3. 3.Проблематика
  4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос
  5. Жанровое своеобразие
  6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
  7. Центральные персонажи
  8. Сюжет и особенности строения конфликта.
  9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия
  10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения)
  11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения
  12. Место произведения в творчестве писателя
  13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Общий план ответа на вопрос означении творчества писателя

  1. Место писателя в развитии русской литературы.
  2. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.
    1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
    2. Традиции и новаторство писателя в области:

а) идей;

б) тематики, проблематики;

в) творческого метода и стиля,

г) жанра;

д) речевого стиля.

  1. Оценка творчества писателя классиками литературы; критики.

Таблица для осмысления текста критической статьи

Дорогие участники проекта!

Вам необходимо в группах ознакомиться с предложенным текстом и проанализировать содержание, заполняя сводную таблицу «Плюс, минус, интересно».

Плюс

Минус

Интересно

Примечания:

  1. В графе «Плюс» отмечаются те ключевые слова или фразы, которые являются наиболее важными.
  2. В графе «Минус» отмечаются те признаки изучаемого предмета или явления, которые свидетельствуют о его отрицательных сторонах, проблемах.
  3. В графе «Интересно» отмечаются те факты, положения, которые являются интересными, неожиданными.

Самоанализ работы вгруппе «Мои достижения»

Критерии

Абсолютно согласен

Согласен

Частично согласен

Не согласен

Я в полной мере участвую во всех мероприятиях группы.

Внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы.

Я высказываю в своей группе конструктивную критику.

Я помогаю участникам группы, когда она нуждается во мне.

Я завершаю выполнение моих задач в соответствии с графиком.

Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними.

Я поддерживаю позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкиваемся с проблемами.

«Шесть шляп мышления»

Каждому ученику (или группе) предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая — перечень фактов.

Черная — выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

Желтая — позитивное мышление, что было хорошего и почему.

Зеленая шляпа ищет ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.

Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод.

Метод проектов и осуществление проектной деятельности в обучении возможно лишь в условиях осуществления педагогики сотрудничества. Базой для реализации проектной деятельности являются сформированные в ходе обучения навыки исследовательского поведения. Воплощение проекта предполагает широкое применение разнообразных методик индивидуальной и групповой работы, с преобладанием групповых методов. Целью конкретного проекта становится получение знаний не в готовом, предъявляемом учителем виде, а в активном поиске и самостоятельном усвоении знаний при направляющей роли педагога; формирование личностно значимых качеств и новообразований, освоение различных социальных ролей. Целью же применения метода проектов в учебной деятельности является формирование поисковой компетенции учащихся при решении жизненных задач.

Таким образом, метод проектов является одним из востребованных на современном этапе обучения на занятиях по русской литературе. Его применения способствует развитию и индивидуализации личности, формированию мотивации к получению учащимися знаний. Благодаря деструктивному характеру проектного обучения учащиеся не только приобретают знания по русской литературе, но у них развивается творческая направленность и активность. Главная задача педагога — заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда будет достигнут результат. А его получение зависит от четкой организации деятельности учителя.

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005. 368 с.
  3. И. В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе.Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
  4. Intel “ Обучение для будущего”: Учебное пособие — 9 изд., перераб. — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2008. + СD
  5. Оконь В. Введение в общую дидактику. — М.: Высшая школа, 1990.
  6. Арутюнов А. Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. — М.: Русский язык, 1990
Основные термины (генерируются автоматически): петербург, русская литература, проект, учащийся, основа проектов, главный конфликт романа, Какая роль, первичное восприятие Петербурга, проектная деятельность, учебный проект.


Задать вопрос