Влияние социально-психологического климата на эффективность работы предприятия
Особенностью эффективного управления организацией очень часто выступает социально психологический климат. Такое явление как соблюдение социально-психологического климата в последнее время является для родителей как крупных компаний, для мелких фирм достаточно большой проблемой [1, с.78].
Исходя из этого необходимо знать и понимать, что входит в составляющие социально психологического климата. Благоприятный социально-психологический климат — это длительный процесс систематической работы с персоналом организации, с менеджерами и психологами. Необходимо понимать, что в трудовом коллективе общая картина взаимодействия представляют собой и личные отношения. К слову, взаимоотношения это система тесно связанных между собой коммуникационных каналов и совместных действий людей.
Обратим внимание на то, что межличностные взаимоотношения очень часто опираются на общественные отношения и могут быть определены ими. К примеру как человек ведет себя внутри коллектива: данный аспект может быть результатом его работы над собой, либо ожидание определенной реакции со стороны других членов групп.
Исходя из этого может развиться система взаимоотношения внутри трудового коллектива. Если мы обратим внимание на то, как сложно выстраиваются отношения в первичном трудовом коллективе, то поймем, что очень часто на первый план выступает неофициальный или личный авторитет в данной группе людей [4, с.9].
Следовательно, мы должны понимать, что первичный трудовой коллектив — это достаточно сложная система взаимоотношений которая касается и официальных позиций и наличия определенных авторитетных моментов.
Общение в трудовом коллективе это очень объемный процесс, который завязан на психологические особенности, на специфику установления контактов, которые позволяют развивать особые взаимоотношения и структурирует взаимодействия внутри коллектива. Основная функция такие взаимоотношения это коммуникационные каналы
Другая функция общения — это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений.
Понятие психологического климата в коллективе может, включает в себя целую структуру межличностных отношений. У них могут быть включены такие психологические аспекты как симпатия, или дружба. Также могут быть включены и такие общечеловеческие принципы как подражание, сопереживание или содействие.
Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний, то на 85 % — от умения работать с людьми.
Зная особенности и специфику поведения персонала внутри коллектива руководителю можно целиком и полностью прогнозировать и направлять поведение коллектива в необходимом русле. Прежде всего, это завязано на тот аспект, что в каждой группе свои психологические наклонности поведенческий климат.
Опять же существенным условием может выступать образование и развитие трудовых коллективов, которые базируется на соблюдении принципов и специфических психофизических особенностей.
Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда примерно в 1,5 раза может увеличиться или в несколько раз уменьшиться [2, с.11].
Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах рыночного типа.
Иногда недостаточное внимание к социальным аспектам управления может вызвать и нездоровые взаимоотношения внутри коллектива. Такой аспект качественным образом может снизить производительность труда и сформировать негативный морально-психологический климат.
Чтобы избежать этого необходимо применять специальные психологические методы, которые возымеют точечное воздействие на личностные отношения, которые возникают в трудовом коллективе и также стимулировать социальные процессы.
Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека [3, с.12].
Основная цель применения таких методов — это прежде всего формирование в коллективе качественного и благоприятного социально-психологического климата. Такой климат способен повысить производительность труда и позволит достичь высоких организационных и экономических задач.
Следовательно поставленные перед коллективом цели могут быть решены и достигнуты при помощи всего лишь одного критерия — это человеческий фактор и благоприятные условия.
Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с едиными целями и задачами.
Основное средство воздействия на коллектив — убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности.
Но прежде всего когда руководитель убеждает он целиком и полностью особенность человеческого поведения компания. Если руководитель понимает биологическую природу и внутренний мир личности это позволяет ему активизировать коллектив и добиться поставленных целей в управлении.
Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.
Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения.
В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология/ Г. М. Андреева. 2-е изд. М.: Дело, 2012.- 250 с.
- Барташев Е. Г. Психология управления персоналом/ Е. Г. Барташов. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2015. — 315с.
- Беляцкий Н. П. Менеджмент: стиль лидерства: Учеб. Пособие/ Н. П. Беляцкий. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2014. — 345с.
- Беляцкий Н. П. Управление персоналом. Учеб. Пособие/ Н. П. Беляцкий. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2013. — 295с.