В статье представлен обзор социально-экономических показателей, характеризующих инвестиционный климат регионов. А также сделан вывод об инвестиционной привлекательности г. Севастополя и Республики Крым.
Ключевые слова: развитие региона, инвестиционная привлекательность региона, инвестиционная политика, социально-экономическое развитие, сводно-экономические зоны
Развитие регионов является одним из наиболее важных и значимых приоритетных направлений стратегии развития страны. Позитивная динамика социально-экономических показателей регионов является результатом верного пути проводимой внутренней
и внешней политикой государства.
В 2014 году Крым и Севастополь вступили в состав Российской Федерации в качестве ее субъектов. На протяжении двух лет эти регионы претерпели негативное воздействие со стороны ряда факторов. Это и переходный период адаптации субъектов к российскому законодательству, и санкции со стороны ведущих государств мировой арены, и чрезвычайная ситуация в регионах. Однако, правительство г. Севастополя и Республики Крым попыталось уменьшить воздействие данных факторов на подъем экономики.
Поскольку государственная служба статистики Севастополя и Республики Крым не опубликовали показатель ВРП за 2014-2015гг, то не предоставляется возможным в полной мере рассчитать инвестиционную привлекательность данных регионов. Поэтому мы предлагаем проанализировать основные социально-экономические показатели для получения ясного представления о состоянии экономики г. Севастополя и Республики Крым.
Согласно данным Росстата промышленность Крыма и Севастополя на удовлетворительном уровне. Индекс промышленного производства в 2015г. к 2014г. для Севастополя составил 91,6% (рис.1), а для Крыма – 112,4 %.
Рис. 1 – Индексы промышленного производства в 2015 году к соответствующему периоду 2014 года в % по г. Севастополю[3]
Рынок товаров и услуг также не стоит на месте. Оборот розничной торговли по итогам 2015 года для Севастополя и Крыма составили 3 306,5 млн.руб. и 194 567,9 млн.руб. соответственно.
Социальная политика Крыма и Севастополя в переходный период была ориентирована на адаптацию населения к российскому уровню цен и заработных плат. Первоначальная конвертация и дальнейшие индексации позволили за два года привести уровни цен и оплаты труда к общероссийским.
Так индекс потребительских цен Севастополя в 2015г. к 2014г имеет значение 124,3%, а в Крыму – 143,2%. Среднемесячная номинальная заработная плата в 2015г.
в Севастополе составила 25 062 руб., а по Крыму – 22 329 руб. что превышает показатели прошлого года [1,2]. Таким образом, наблюдается ценообразования в экономике регионов.
Ярким критерием инвестиционного климата в рамках социального направления также является уровень безработицы в регионе. Высокий уровень данного показателя может свидетельствовать о низком воспроизводстве экономики и отсутствии ее развития. Так, в Севастополе по итогам 2015г. (рис.2) официально зарегистрировано 440 безработных, что меньше на 80% чем на конец 2014 года. В республике Крым также наблюдается положительная динамика уменьшения уровня безработицы. В конце
2015 года было зарегистрировано 7 400 безработных (42% падения).
Рис. 2 Динамика численности безработных и трудоустроенных граждан в 2015г. по Севастополю, чел. [3]
На сегодня Свободная экономическая зона (далее – СЭЗ) являются одним из главных инструментов инвестиционной политики региона. Основными приоритетными направлениями развития и инвестирования являются туризм, виноделие, высокотехнологическое производство и информационные технологии. С 1 января 2015 года начали работу свободные экономические зоны Крыма и Севастополя. Они будут функционировать 25 лет.
Одним из преимуществ, данных СЭЗ, является достаточно низкий объем первоначальных капитальных вложений необходимых для получения статуса Участника СЭЗ, который должен составлять от 3 млн.руб., а для иных лиц от 30 млн.руб., что меньше чем в СЭЗ других регионов [3].
На протяжении 2015 года проводилась активная работа по заключению договоров об участии в сводно-экономической зоне. Так в Севастополе на 1 января 2015 г. было заключено 100 договор, при этом продекларированный объем капитальных вложений составил 1,4 млрд.руб. Участники СЭЗ Севастополя осуществляют инвестирование в различных сферах деятельности: промышленность, строительство, транспорт, судостроение, медицина, торговля сфера услуг и т.д. (рис. 3).
В процессе поквартального исполнения графика капитальных вложений, предусмотренного инвестиционной декларацией и договором, имелись отдельные случаи отклонений в части перевыполнения и/или уменьшения объема капиталовложений, тем
не менее, общие годовые показатели были перевыполнены на 19,4% (47,8 млн. руб.). Фактический объем капитальных вложений составил 293,8 млн. руб.
В качестве выполнения социальных обязательств планируется создать 3 144 единицы рабочих мест, при этом средний уровень задекларированной заработной платы составит – 28,0 тыс. руб.
Рис. 3 - Сферы деятельности участников СЭЗ Севастополя
Следует отметить, что в 2015 году наблюдались некоторые сдерживающие факторы осуществления деятельности участников свободной экономической зоны.
Некоторые участники свободной экономической зоны не смогли в полном объеме воспользоваться таможенными и налоговыми льготами и преференциями, предусмотренными законодательством, в связи с 6-ти месячной задержкой выдачи свидетельств о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в единый реестр участников свободной экономической зоны. Данный фактор был обусловлен ликвидацией Министерства Российской Федерации по делам Крыма и передачей полномочий Министерству экономического развития Российской Федерации.
В связи с введением режима ЧС в городе Севастополе, некоторые участники не смогли в полном объеме выполнить график капитальных вложений, предусмотренный инвестиционной декларацией, по причине перераспределения денежных средств на незапланированные расходы, связанные с приобретением генерирующего оборудования.
По результатам проведенного мониторинга следует отметить, что несмотря на значительное влияние ряда негативных факторов, инвестиционный климат в городе Севастополе и Республике Крым имеет достаточно высокий уровень и потенциал привлекательности. При этом на основании приведенной статистики и мнений специалистов, можно предположить дальнейший рост инвестиционного потенциала этих регионов.
Литература:
- Государственная служба статистики города федерального значения Севастополь [Электронный ресурс] // URL: http://sevastopol.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts /sevastopol/ru/ (дата обращения 12.05.2016).
- Государственная служба статистики Крымского федерального округа [Электронный ресурс] // URL: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/ (дата обращения 12.05.2016).
- Инвестиционный портал Севастополя [Электронный ресурс] // URL:http://investsevastopol.ru/ru (дата обращения 12.05.2016).