В работе рассмотрены вопросы создания и первого опыта функционирования свободной экономической зоны на территории г. Севастополя.
Ключевые слова: свободная экономическая зона, Севастополь, режим налоговых льгот и преференций.
Для увеличения объемов инвестиций, ускорения экономического развития, создания необходимых комфортных условий для инновационного развития региона и страны, повышения уровня занятости населения в большинстве стран устанавливается государством на определенных территориях особые организационно-правовые режимы. Такая система применяется также для решения региональных проблем, которые не входят в принятый порядок или требуют установления особенного организационно-правового пространства, например, создание индустриальных парков экспортной ориентации или особых экономических зон [2].
Свободная экономическая зона (далее - СЭЗ) в Севастополе области была создана в 2015 году. Целями ее создания являлись:
обеспечение особых благоприятных условий для развития производства в регионе;
повышение уровня занятости населения;
формирование благоприятного климата для привлечения инвестиций в проекты с участием иностранного и отечественного капитала.
Закон, вступивший в силу 1 января 2015 года, дал старт созданию СЭЗ в регионе. Он контролирует отношения, возникающие в процессе функционирования СЭЗ с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых проектов, а также улучшения транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы[1].
Таблица 1
Ожидаемые эффекты функционирования СЭЗ
Прямые |
Косвенные |
Привлечение дополнительных инвестиций |
Активизация предпринимательской и инвестиционной деятельности |
Увеличение налоговых поступлений |
Повышение эффективности хозяйствования |
Создание новых рабочих мест |
Структурная перестройка экономики региона |
Приоритетные отрасли для инвестирования и развития:
высокотехнологичное производство;
туризм;
виноделие;
отрасль информационных технологий.
Для резидентов СЭЗ предусмотрены налоговые преференции по следующим видам налогов:
- Тарифы страховых взносов для Севастополя 7,6%;
- Налог на прибыль в федеральный бюджет – 0% (на 10 лет), в бюджет Севастополя — 2 % - в течение 3-х лет; 6 % - с 4 по 8 годы; 13,5 % – с 9 года с момента внесения в реестр резидентов СЭЗ;
- Налог на имущество (0%);
- Земельный налог. (0% в течение 5 лет; п. 9 ст. 395 НК РФ.)
Экономика Севастополя в 2014 году находилась под влиянием многих негативных факторов, которые были вызваны переходным периодом и сложной геополитической ситуацией.
Основными из них являются:
потеря традиционных рынков сбыта;
поиск новых поставщиков сырья и продукции;
изменения в логистике,
поиск новых хозяйственных связей.
За 2015 г. заключено более 100 договоров об участии в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя.Предприниматели, участники СЭЗ в Севастополе, задекларировали капитальных вложений более чем на 4 миллиарда рублей. За 2015 год участники СЭЗ превысили заявленный объем капитальных вложений более чем на 47 млн рублей. Количество планируемых к созданию рабочих мест – 3144 ед., средний уровень предполагаемой заработной платы вырастит до 28 тыс. рублей. В 2014 году средняя заработная плата в городе составила чуть больше 13 тыс. рублей [4].
Капитальные вложения направлены в оборудование для изготовления железобетонных изделий; медицинское оборудование; дорожно- строительную технику; оборудование для судоремонта, производства хлеба, молочного производства; производственную линию для розлива бутилированной воды и другое.
Индекс промышленного производства в 2015 года вырос на 18% в сравнении с прошлым годом. Рост произошел за счет традиционных отраслей — судостроения, судоремонта, приборостроения. В легкой промышленности объем производства вырос на 10%.
Участники свободной экономической зоны осуществляют деятельность в промышленности (28 проектов); сельском хозяйстве (6 проектов); строительстве (13 проектов); в отрасли торговли и услуги (11 и 16 проектов); в отрасли транспорта (6 проектов), других отраслях (20 проектов) [3].
14 апреля 2015года появился первый резидент свободной экономической зоны в Севастополе. Им стало ОАО «Южный берег» расположенное в городе Севастополе и занимающееся производством бутилированной воды. По сообщению для прессы директора фирмы объем инвестиций составит почти 27 млн. рублей в первые три года. Важным моментом является то, что эти инвестиции направлены в Севастополь из Казахстана.
Собственники "Золотой Балки", еще одного резидента СЭЗ города, взяли обязательства реконструировать парковую зону предприятия и сделать его не только современным заводом по розливу шампанских вин, но и элементом туристического кластера. Объем предполагаемых инвестиций составит более 100 миллионов рублей. Будет проведен капитальный ремонт помещений и приобретено новое оборудование. Также планируется часть средств инвестировать в инфраструктуру Балаклавы.
Итоги первого года функционирования СЭЗ в регионе:
1) более 100 действующих организаций-резидентов внесены в единый реестр, из которых на данный момент, в промышленной отрасли функционируют более 28% предприятий;
2) в организациях-резидентах фактически создано более трех рабочих мест;
3) фактически вложенные инвестиции на 18% превышают заявленный уровень капиталовложений. Это свидетельствует о достаточно высокой инвестиционной привлекательности региона;
4) индекс промышленного производства составил 118%.
Это, несомненно, позитивный результат реализации целей создания СЭЗ. Из этого следует, что происходит формирование более благоприятного инвестиционного климата для потенциальных резидентов.
В сложившихся условиях возрастает актуальность вопроса формирования новой адаптированноймодели экономического и социального развития Севастополя. Важно, что разработка новой системы должна желательно сопровождаться одновременным определением способов оперативной оценки экономического и социального эффектов, которые связаны с корректируемыми инструментами регулирования.
Таким образом, можно сказать, что первые планы начинают воплощаться в первых результатах работы.
Литература:
- О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный закон РФ от 29.11.2014 г. № 377-ФЗ.
- Божко Т.А., Меньщикова В.И. Механизм оценки эффекта от создания особых экономических зон//Социально-экономические явления и процессы, №2 – 2012, С.12-17.
- Официальный сайт правительства Севастополя: http://sevastopol.gov.ru/.
- Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Севастополю: http://sevastopol.gks.ru/.