Пути совершенствования организации системы внутреннего контроля вбанках
Черняк Анна Васильевна, магистрант;
Жарикова Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент
Севастопольский государственный университет
В данной статье раскрываются организационные проблемы системы внутреннего контроля в банках. Приводится определение внутреннего аудита, системы внутреннего контроля. Обобщаются концепции, применяемые в банках для улучшения системы внутреннего аудита, а также методы обеспечения выполнения поставленных целей и задач перед работниками служб внутреннего контроля.
Ключевые слова: внутренний аудит, внутренний контроль, система внутреннего контроля, банковская деятельность.
На сегодняшний день внутренний аудит весьма актуален и важное значение придается формированию системы внутреннего контроля, адаптированной к условиям работы российских организаций с использованием соответствующих методов и контрольных процедур. Внутреннему аудиту уделяется большое внимание, так как он считается инструментом, который предназначен для выявления возможностей повышения эффективного контроля над различными элементами системы внутреннего аудита.
Английский специалист Додж Р. трактовал понятие внутренний аудит, как составную часть внутреннего контроля, осуществляемый по решению органов управления компанией для целей контроля и анализа хозяйственной деятельности [2, c.362].
При этом в ЦБ РФ под внутренним аудитом понимается контроль, осуществляемый путем проведения регулярных документальных ревизий финансово — хозяйственной стороны деятельности отдельно взятых подразделений и учреждений Банка России, имеющих самостоятельный бухгалтерский баланс, а также путем целевых аудиторских проверок организации выполнения Банком России отдельных функций или отдельных операций и проверок выполнения подразделениями Банка России и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность [3].
Система внутреннего контроля — это совокупность процедур, используемых заинтересованными в успешной работе менеджерами организации для упорядоченного ведения финансово-хозяйственной деятельности. В целом основные направления работы данной системы можно классифицировать следующим образом:
— контроль над обеспечением сохранности активов организации;
— контроль соблюдения законодательства;
— контроль над своевременной подготовкой достоверной финансовой отчетности;
— контроль соответствия операций, выполняемых работниками организации, должностным инструкциям [1, c. 424].
Впервые об обязательном внедрении системы внутреннего контроля на предприятии заговорили после скандального случая, связанного с компанией «Enron» — руководство предоставляло искаженную финансовую отчетность, завышая показатели выручки, тем самым добиваясь инвестиционной привлекательности. Результатом стало банкротство крупнейшей энергетической компании Америки. Основными из причин краха данного предприятия называют отсутствие налаженной системы внутреннего контроля, а также противостояние интересов менеджеров высшего звена, получающих вознаграждения в виде процентов с указанной в отчетности прибыли, и корпорации в целом. Следствием действий компании Enron явилось принятие в 2002 году закона Сарбейнса-Оксли (SOX), который предъявил жесткие требования к отчетности публичных компаний с целью повышения их достоверности, потребовал проведения систематических независимых проверок, а также наличия внутреннего и внешнего контроля [1, c.421].
Традиционно наиболее урегулированы вопросы внутреннего контроля в финансово-банковской сфере. Так, законодательством Российской Федерации установлено требование о наличии у всех кредитных организаций систем внутреннего контроля. Рабочим документом является Положение № 242-П, в котором под внутренним контролем подразумевается деятельность, осуществляемая кредитной организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) в целях обеспечения эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности, эффективности управления активами и пассивами, управления банковскими рисками [4, п.5]. При этом порядок построения систем внутреннего контроля детально не регламентирован. В соответствии с принципами Базельского комитета кредитные организации самостоятельно формируют системы внутреннего контроля с учетом сложности своей организационной структуры, характера и масштабов банковских операций, свойственных рисков, особенностей внешней среды и других факторов.
Уровень компетентности внутренних аудиторов должен быть достаточен для того, чтобы в целом служба могла осуществлять аудит всех направлений банковских деятельности. В случае передачи функций службы внутреннего аудита на аутсорсинг, руководитель службы внутреннего аудита должен организовать адекватное наблюдение за осуществлением этих функций и обеспечить заимствование опыта служащими службы внутреннего аудита у внешних специалистов. Руководитель службы внутреннего аудита должен гарантировать, что в результате привлечения внешних экспертов независимость и объективность службы внутреннего аудита не будет поставлена под сомнение.
Внутренние аудиторы должны проявлять внимательное отношение к работе и применять навыки, присущие добросовестному и компетентному специалисту. Однако профессиональная внимательность не исключает возникновение ошибок, в связи с чем более опытные служащие должны курировать сотрудников, не обладающих необходимой компетентностью и опытом в конкретной сфере.
Для создания эффективной системы внутреннего контроля необходимо организовать процесс управления рисками в пределах уровня их допустимости, охватывающий внутренние и внешние риски, присущие деятельности каждой организации, таким образом, чтобы обеспечить разумные гарантии достижения поставленных целей и задач.
В организационно-правовом аспекте внутренний аудит является индивидуальным для каждой компании, поскольку зависит от особенностей ее финансово-хозяйственной деятельности [2, с.360].
На современном этапе в большинстве российских банков, как менеджмент, так и сами внутренние аудиторы осознают значение и роль внутреннего аудита как одного из эффективных инструментов системы управления рисками в организации. В целом, банки не только выполняют требования и рекомендации российских регулирующих органов в части организации функций внутреннего контроля и аудита, но и широко используют международный опыт в совершенствовании функций внутреннего аудита и использовании риск-ориентированного подхода при проведении внутреннего аудита.
При эффективной оценке рисков выявляются и рассматриваются внутренние факторы (сложность организационной структуры банка, характер его деятельности, качественные характеристики персонала, организационные изменения и текучесть кадров), а также внешние факторы (колебания экономической конъюнктуры, изменения в промышленности и достижения в сфере технологии производства), которые могут негативно сказаться на осуществимости поставленных банком целей. Этого можно добиться различными методами. Эффективной оценке рисков подлежат как измеряемые, так и не измеряемые их составляющие (с учетом издержек, связанных с осуществлением контроля и обеспечиваемых им выгод).
Однако для достижения поставленных целей руководство банка должно осуществлять ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности системы внутреннего аудита, к которым можно отнести следующие:
— пересмотр внутренних документов, регламентирующих деятельность службы внутреннего аудита (далее — СВА), с целью приведения их в соответствие с нормативными документами и международными профессиональными стандартами, более четкого определения функций и задач внутреннего аудита и форм его взаимодействия с другими подразделениями;
— повышение требований к независимости внутреннего аудита и представлению регулярной отчетности совету директоров о результатах деятельности;
— разработка программы повышения качества работы СВА и мотивации персонала;
— использование специального программного обеспечения для автоматизации аудиторских процедур, планирования аудита и обработки его результатов.
Литература:
- Зарипова Д. И. Методика внедрения эффективной системы внутреннего контроля на предприятии // Молодой ученый. — 2015. — № 3. — С. 421–424.
- Кучеров А. В., Леушина Е. В. Внутренний аудит в России // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 359–362.
- Приказ Банка России от 31.03.1997 г. № 02–140 в редакции от 25.12.2002 г. «О службе главного аудитора Банка России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13999/
- Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/584330/