Вот уже много лет студенты-филологи нашего университета занимаются собиранием фольклора под руководством доцента Юрия Александровича Курдина. Собранный материал так многообразен, велик, что вышло уже несколько сборников «Народной поэзии Арзамасского края». Первым сборником, открывший серию «народной поэзии», стал двухтомник «Сказки». И это не случайно. Ведь сказка — та нить, которая проходит сквозь детство каждого человека. Еще, будучи детьми, мы слышим от мам, бабушек истории о невероятных приключениях и мудрых героях, которых мы запоминаем на всю жизнь. Сказки отвлекают от жестокой реальности, маня своими загадочными приключениями, делают мир добрее. Поэтому трудно представить свою жизнь без любимых сказок. Недаром данный сборник адресован широкому кругу читателей и будет интересен и полезен в любом возрасте, так как в нем целостно представлено современное состояние сказочной традиции южных районов Нижегородской области.
Двухтомник «Сказок» «Народной поэзии Арзамасского края» вышел в свет в 2002 году. «Материалом для данных сборников послужили тексты, записанные студентами-филологами во время экспедиций и полевых практик, а также неопубликованные фольклорные произведения региона, имеющиеся в архивах Н. Новгорода, Москвы, С.-Петербурга». [1, С. 3] Сборник «Сказки» состоит из 2 книг. Всего в двух книгах более четырехсот сюжетов сказок. Сказочные сюжеты отобраны из 80-ти населенных пунктов Арзамасского края. Наибольшее количество сказок зафиксировано в Арзамасском, Вадском, Вознесенском, Дивеевском, Первомайском, Перевозском, Сергачском, и Шатковском районах. Каждая книга уникальна по своей структуре, сюжетам. Кроме 250 сказок, первая книга включает богатый научный материал: статьи докторов исторических наук Е. В. Кузнецова и Е. П. Титкова «Арзамасская сторона земли Российской» и кандидата филологических наук Ю. А. Курдина «Алатырь — камень русской жизни»; помещены комментарии, указатель исполнителей сказок, указатель мест записи сказок, и что особенно интересно, устаревшие малоупотребительные и местные слова.
Богатый материал сказок поделен на несколько разделов: сказки о животных, волшебные сказки, легендарные и новеллистические, а так же анекдотические и докучные сказки.
«Если исключить из общего числа сказок небольшую группу произведений, объединенных под рубрикой «докучные сказки», распределить сюжеты из разделов «Мастера сказочники» и «Легендарные и новеллистические сказки» про трем традиционным разновидностям, то окажется, что сказки о животных, волшебные и бытовые представлены в сборнике примерно поровну». [1, С. 481]
Первый раздел «Сказки о животных» включает 59 сказок с вариантами и сохраняет как традиционный сюжет («Лиса и волк» (№ 1, № 1а), «Мужик и медведь» № 21, «Маша и медведь» № 22) и присущую им специфику, так и нетрадиционные сюжеты сказок. («Медвежонок» (№ 24), «Пирог» (№ 52), «Кролик и заяц» (№ 54). Излюбленными персонажами данных сказок остаются плутовка-лиса, серый волк и косолапый медведь. Большой объем сказок, а так же их вариативность свидетельствует о том, что данный жанр остается неизменно популярным среди народа.
Второй, не менее значимый, раздел «Волшебные сказки» весьма небольшой — всего 33 сказки. «Современные записи волшебных сказок свидетельствует о кризисном состоянии этого разряда сказок» [1, С. 482], Традиционный сюжет порядка десяти страниц укладывается только в 2–3, что, к сожалению, констатирует об утрате народа в волшебных сказках эпического воспроизведения действительности. В данном разделе мы можем встретить знакомые для себя с самого детства сюжеты. («Василиса Прекрасная» (№ 62), «Морозко» (№ 83), «Крошечка-Хаврошечка» (№ 155)).
«Легендарные и новеллистические сказки», составляющие третий раздел, не смотря на небольшое число (№ 94-№ 122), «несут заряд назидания и дидактизма»» [1, С. 491] Особые сказки в этом разделе под номерами 111–116. Записанные со слов М. С. Цыганова сказки отличаются реальностью повествования и характеризуются Э. В. Померанцевой как «авантюрные». [5, С. 70]
К последнему четвертому разряду относятся, наполненные своим оптимизмом и жизнеутверждением, анекдотические сказки. К ним же примыкают докучные сказки, выделяющиеся из общего строя как особые, так как они тяготеют больше к другим жанровым разновидностям фольклора. Всего четвертый раздел представлен 56-ю сказками, основными героями которых являются простой русский народ, несущий заряд здорового крестьянского юмора.
Во все времена, как говорилось выше, русский народ любил и почитал сказки. Поэтому неслучайно, во время прохождения фольклорной практики студенты встречались со знатоками сказок. Первая книга «Сказок» заканчивается повествованием творчества мастеров-сказочников Арзамасского края. Это А. А. Бурухина, Л. В. Гусева, Е. А. Жидкова, Т. Я. Матвеева, В. П. Моисеев, Т. А. Панкова, Н. И. Печнева. Всего мастерами было поведано студентам 69 сказок, каждая, из которой уникальна. Ведь наряду с традиционным сюжетом, в этих сказках проступает свое, оригинальное, творческое начало «сказочников». «Известные сказочники Арзамасского края, своего рода классики рассказывания сказок, представлены во второй книге». [1, С. 492]
«Вторая книга сказок Арзамасского края представлена почти полувековую историю собирания и изучения народной поэзии региона, поэтому сборники фольклора, включавшие в себя записи сказок края, представлены в хронологическом порядке. Здесь же помещены биографические данные о собирателях и исполнителях сказок. В примечаниях сохранены комментарии составителей сборников к сказочным сюжетам». [2, С. 3]. В эту книгу вошло 165 сказок, записанных в южных районах Нижегородской области в течение XIX-XX веков, источниками для которых послужили сборники А. Н. Афанасьева, И. А. Худякова, В. И. Чернышева, Н. Д. Комовской, В. Н. Морохина, Н. В. Морохина, М. П. Шустова. «Особо следует подчеркнуть, что рассматриваемая вторая книга свода проникнута непреходящим духовным смыслом пушкинского наследия. Все участники, внесшие свою лепту в составление сборника, так или иначе, испытали на себе благотворное воздействие пушкинских сказок, навеянное не в последнюю очередь его записям произведений местного фольклора» [3, С. 133]
Второй сборник сказок начинается с народной русской сказки «Марко Богатый и Василий Бессчастный» записанной знаменитым историком литературы, теоретиком фольклора Александром Николаевичем Афанасьевым. Основная часть сказок, издаваемых Александром Николаевичем, предоставлялась корреспондентами, в числе которых был В. И. Даль. Одиннадцать лет прослуживши в Нижнем Новгороде управляющим удельной конторой, Владимир Иванович собрал огромный фольклорный материал. Многие сказки, записанные Далем, скорее всего, зафиксированы в Нижегородской губернии, но из-за отсутствия указателя места записи сказок, в данный сборник вошла только одна, взятая Афанасьевым из архива Русского географического общества.
Сказку Афанасьева продолжают великорусские сказки в записях этнографа и фольклориста И. А. Худякова. Представленные в книге одиннадцать сказочных сюжетов («Снегурушка», Деревянный орёл», «Луна и звезда», «Синий розан», «Царевна- странница», «Ванюша», «Иван Премудрый», «Два брата», «Двенадцать Микит», «Иван Косырев», «Волшебница») были найдены Худяковым в селе Котовка Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Как отмечено во втором сборнике «Сказок»: эти сказки Худяков называл «пушкинские», признаваясь тем самым, что искал в записанных сюжетах аналогии сказкам А. С. Пушкина. Зафиксированные И. А. Худяковым сказки действительно уникальны, ведь некоторые сюжеты больше нигде не были зафиксированы. («Синий розан» (№ 5), «Царевна — странница» (№ 6))
Не обошлась публикация данного сборника без записей сказок знаменитого исследователя творчества Пушкина В. И. Чернышева. Во втором сборнике опубликовано семнадцать сказок, записанных в Болдинском районе под заглавием «Сказки и легенды пушкинских мест…» «Записи Чернышева ценны в первую очередь тем, что при публикации текстов исследователь сохранил все особенности местного колорита, а в комментариях привел подробные сведения об исполнителях сказок. <…> Мотивы ряда народных сказок, записанных Чернышевым, можно обнаружить и в Пушкинских сказках. Например, в комментариях к сказке «Иван царевич и три девицы» исследователь указывает следующее «Сюжет царя Салтана, осложненный особыми мотивам: приобретение чудесного кремня, женитьба на волшебнице и др». [2, С. 4]
В сборнике представлены более тридцати сказок, собранных в пределах Арзамасского края Н. Д. Комовской. Данные сказки зафиксированы знатоком нижегородского фольклора в первой половине XX века. «В подробных комментариях Комовская передает атмосферу и ту бытовую обстановку 1930-х годов, в которой бытовали сказки» [2, С. 4]
Большую главу в сборнике «Народная поэзия Нижегородской области» открывает восемь сказок, собранные Виктором Михайловичем Потявиным, который в 1955–1961 годах возглавлял активную собирательскую и исследовательскую работу в Горьковском государственном университете им. Н. И. Лобачевского.
Продолжает главу фундаментальный труд руководителя фольклорных экспедиций профессора В. Н. Морохина. Он обобщил «результаты многолетней собирательской работы в Большеболдинском и смежных с ним районах студентов Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского». [2, С. 4] А именно: 26 сказок Сергачского района, 15 сказок Большеболдинского района, 5 — Первомайского района, 3 — Перевозского, по 2 сказки из Краснооктябрьского и Лукояновского районов и 1 — Починковского района. Кроме того сказки делятся по разделам: «Сказки родного края», «Песни и сказки пушкинских мест», «Жили — были сказочники», «В некотором царстве». Радует то, что дана информация и о повествователях сказок. Их в этом разделе более двадцати.
«Под руководством В. Н. Морохина сделали первые исследовательские шаги составители сборников нижегородских сказок Н. В. Морохин и М. П. Шустов». [2, С. 4] 28 Нижегородских сказок представлено составителем, профессором Нижегородского университета Николаем Владимировичем Морохиным и 12 не менее ценных сказок — составителем, доцентом кафедры всемирной литературы Нижегородского педагогического университета Михаилом Парфеновичем Шустовым. «Включение в сборник сказок Арзамасского края многочисленных текстов, записанных В. Н. Морохиным и его учениками, — дань памяти выдающемуся исследователю и собирателю нижегородского фольклора». [2, С. 4]
Выход в свет двухтомника сказок Арзамасского края стал знаменательным явлением в современной фольклористике. Соб. корр. «Гудка» профессор Николай Морохин, сравнивая сборник «Сказок» с лаврентьевской летописью, отмечает: «Эту знаменитую летопись вернул нам Арзамасский педагогический институт. <…> Книги — лучшее, ценнейшее, что может дать институт жителям округи, которую здесь принято называть арзамасской стороной» [6]
В настоящее время готовятся к изданию третий том сказок региона, в котором будет представлен указатель сюжетов сказок Арзамасского края. Полное собрание сказок региона иллюстрирует богатую фольклорную традицию Нижегородчины.
Литература:
- Сказки: В двух книгах. Книга первая/ Народная поэзия Арзамасского края / Сост. Ю. А. Курдин. — Арзамас: АГПИ, 2002. — 503 с.
- Сказки: В двух книгах. Книга вторая/ Народная поэзия Арзамасского края/ Сост. Ю. А. Курдин. — Арзамас: АГПИ, 2003. — 701 с.
- Ахметшин Б. Г. «Рецензия на: Народная поэзия Арзамасского края. Сказки: В 2 кн. / Сост. и авт. проекта Ю. А. Курдин. — Кн. 1. — Арзамас: АГПИ, 2002. — 503 с.; Кн. 2. — Арзамас: АГПИ, 2003. — 703 с». // Традиционная культура 4 (24) / 2006. — С. 131–135.
- Курдин Ю. А. «Традиционная культура Арзамасского края в её историческом становлении» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 11–1 (41). — С. 125–128.
- Курдин Ю. А. «Подвижники народоведения» // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7–1. С. 90–93.
- Морохин Н. В. «Арзамасские летописцы» // «Гудок», № 188, 7.10.2004.