Арзамас — старинный город, с интересной историей и богатыми культурными и экономическими традициями. Он является своего рода ядром Нижегородского Правобережья. История города неразрывно связана с историей нашей страны. Именно Арзамас был в центре событий в смутное время, во времена восстания Степана Разина. Находясь на пересечении многих крупных дорог, Арзамас играл и играет важную роль в экономической жизни страны. И, конечно, он остается крупным духовным центром, центром распространения православной культуры. В этом городе жили выдающиеся поэты и писатели, творили величайшие художники, работали известные ученые.
История Арзамаса теряется в глубине веков. Нижегородский писатель П. И. Мельников (Андрей Печерский) в середине девятнадцатого века писал: «Арзамас, ныне уездный город, считается столицей племени эрзя, и по всей вероятности, есть тот самый город Арса, о котором упоминает в IX веке Ибн-Фоцлан» [3, С.7]. Ещё писатель говорит о том, что эрзянское поселение писалось «мордовским арзамасовым городищем». Точных данных о времени появления Арзамаса среди русских городов не имеется, но, по всей вероятности, это произошло в середине XVI века, до того он именовался «Мордовским Арзамасским городищем». В справочном издании «Городские поселения в Российской империи» указывается, что в 1552 году Иван Грозный во время третьего, последнего, похода на Казань среди дремучих лесов на месте мордовского сельбища основал город, назвав его Арзамасом. Здесь он, по преданию, расположил свой «третий стан от Мурома» по пути на Казань. Арзамасский летописец Н. М. Щегольков писал по этому поводу: «Предание о том, что царский стан расположен был на месте, где ныне стоит село Ивановское (теперь мкр. Ивановский) можно считать вероятным и даже несомненным… По преданию, во время переправы через Тешу царь «свиделся» с мордвой. Царь спросил, чего хочет мордва. Эрзяне попросили, чтобы эту местность закрепить за ними и их потомством, чтобы в их поселении жили русские торговцы. И, наконец, чтобы татары, осевшие по Теше, покинули мордовские пределы. Грозный дал слово, что исполнит просьбу, и объявил эрзянам свою волю о постройке крепости. В присутствии царя тут же начали расчистку леса, копание рва и основание острога» [4, С. 7]. Далее царь крестил мордву и выбрал меж ними старшин (по преданию это были Арзай и Масай).
Первые документальные известия об Арзамасе относятся к 1572 году, когда он упоминается в Духовной грамоте Ивана Грозного. Первыми арзамасскими воеводами были Григорий Щетнев (1576 г.) и Иван Хохлов (1578 г.). С этого времени история Арзамаса прослеживается по многим документам. 1578 год решено считать годом основания города. Первые переписи горожан 1621–1626 год говорили, что из числа жителей оружие в Арзамасе могли носить 650 человек. «Арзамас во всех отношениях пользовался тогда счастливыми условиями. Во-первых, он расположен был на перепутье, присоединение нескольких важных дорог. Большой московский почтовый тракт, шедший через Владимир и Муром, в Арзамасе разделялся на двое: одна дорога шла прямо на юг, через Саранск на Пензу и Саратов и была известна под именем Большого Саратовского тракта; другая, под именем Симбирской, — шла на юго-восток, на города Симбирск, Оренбург и Уральск» [4, С.8]
Согласно легенде, название города Арзамас образовано из имён двух мордовских братьев Арзая и Масая, которые встретили Ивана Грозного дарами, когда тот со своею ратью шел на Казань. Иван Грозный повелел мордве принять христианство (они были язычниками) и основал в новом граде первый православный мужской монастырь, на который и возложил великую миссию крещения мордвы.
С XVII века Арзамас приобрел значение важного транзитного пункта на пути из Москвы в юго-восточные районы страны. Безусловно, это дало толчок развитию промышленности, мастерства и купечества. Город славился торговлей, особенно луком и знаменитыми арзамасскими гусями, а также выделкой кож и кожевенных изделий. Знаменитая арзамасская юфть высоко ценилась в Европе. Вокруг Арзамаса вырубаются леса, расширяются пашни, растет сельское население, а в самом городе развиваются ремесла и, прежде всего, кожевенное и скорняжное, которые были занесены сюда ссыльными новгородцами.
Наряду с этим, расположенный в районе мордовских поселений, Арзамас становится церковно-миссионерским центром. Эта роль, как свидетельствуют царские отказные грамоты, подкреплялись широкой раздачей духовенству лучших земель в окружении города.
К концу XVIII началу XIX веков Арзамас превращается в крупный транспортный узел и важный торговый центр. Наступал «Золотой век» Арзамаса. Через него проходят большие тракты (Саратовский, Симбирский, Тамбовский, дорога на Макарьевскую ярмарку и др.), связывающие Москву и Нижний Новгород с южными и юго-восточными губерниями. Зимой и летом тянулись через город обозы, более сотни постоялых дворов обслуживали этот гужевой поток. Большое место в торговых оборотах Арзамаса занимали сало, хлеб, холст, а льняного семени и масла свозилось в таком количестве, что от цен на них здесь зависели цены по всей России. Развивается Арзамас и как центр ремесленного производства, превратившись в одно из главнейших в России мест по обработке животных продуктов (скорняжное производство, кожевенное, войлочное, салотопенное и другие). В середине XIX века здесь их обрабатывалось на сумму более одного миллиона рублей в год и большая часть приходилась на скорняжное и кожевенное производство. Сырье поступало из приволжских губерний, а готовая продукция сбывалась во многих областях России, в особенности в южных ее районах, шла за границу. Достигшее большого развития ремесленное производство сосредоточилось не только в самом Арзамасе, но и распространилось в окружении, все более выявляя черты мануфактуры. Арзамасские купцы «золотого века», были истинно благочестивыми людьми, отличаясь предприимчивостью, простотой и мудростью. Их не ослепляло временное благополучие. Наживая капиталы, они заботились о процветании родного города.
«Золотой век» Арзамаса стал беспрерывной цепью храмостроительства. За 75 лет в городе были возведены 25 церквей, одна прекраснее другой. Это церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Владимирской Богородицы и др. Построенные в стиле старорусской архитектуры, барокко, классицизма, храмы Арзамаса покоряли красотой и изяществом. Известный русский реставратор и архитектор Померанцев Николай Николаевич отмечал, что «в отношении церковной архитектуры Арзамас является городом, где в течение 18 века — второй половины 19 века воздвигались церкви чисто столичного масштаба».
Арзамас является значимой частью культурного наследия России. В городе много музеев, а по богатству архитектурных памятников Арзамас превосходит многие малые города России. Архитектурные ценности Арзамаса, к счастью, регулярно реставрируются, и в результате все они, такие разные, из разных эпох — и соборы, и купеческие дома, и дворянские особняки — создают неповторимый облик города.
Все пути в Арзамасе ведут на центральную площадь, которая называется Соборная. Еще в 1781 году Екатерина II утвердила такой план радиально-лучевого расположения арзамасских улиц, которые ведут на Соборную площадь. На площади находится главный архитектурный и исторический памятник города — Воскресенский собор.
Воскресенский собор — жемчужина Арзамаса.
Как храм Спасителя в Москве,
Торжественный, велик, прекрасен
Возник в уездной стороне
Храм Воскресенский в Арзамасе.
Он — доминанта. Он — монарх.
К нему ведут людские тропы.
Собор Святейший Патриарх
Назвал «Жемчужиной Европы.
Собор сам по себе велик и грандиозен, он имеет 48 колонн, внутри богато украшен фресками и росписью. Не зря Воскресенский собор строился в течение 28 лет (1814–1842), он действительно поражает! «Воскресенский собор имеет форму греческого креста, его длина и ширина равняются 64 м, а высота — почти 47 м. На фронтонах храма размещены большие фрески с библейскими сюжетами: «Явление святой Троицы Аврааму», «Воскресение Христа», «Собор всех святых» и «Покров Пресвятой Богородицы». При виде этого храма невольно становишься более возвышенном и приземленном в своем духовном миропонимании. Это осознание приходит не сразу, и войдя в этот храм, тут же становишься частью его, растворяешься и ищешь некую моральную и духовную основу, которая могла затеряться в современных реалиях. «На Руси, да и позднее в России, считалось за честь принять личное участие в строительстве Божьего храма или дать на него денежную лепту и другие добрые приношения» [1, С.8]. Храмы в Арзамасе — это оплот и стражи города. В них горожане видят свою силу, свою значимость как символа того, что бы ни случилось, что бы в мире ни произошло, всегда будет мощь не только человеческая, но и божественная, она сбережет и сохранит.
Без преувеличения можно сказать, что в ХVIII — ХIХ веках г. Арзамас был центром церковной резьбы в Нижегородском Поволжье. Развивались высокохудожественные чеканное и иконописное искусство, позолота, иконостасная резьба. Иконостасы, выполненные арзамасскими резчиками, и поныне украшают многие храмы. Блестящей страницей в истории Арзамаса явилась золотая вышивка. Лавры первенства в золотошвейном искусстве держали монахини и послушницы Алексеевского и Николаевского монастырей. Отсюда вывозилась по всей России и за границу золотые вышивки, доведенные до возможного совершенства. Арзамас — город с богатой историей, город с высокой духовностью и с еще большим почитанием к вере. Говоря, что Арзамас — это город духовной, не стоит забывать количество храмов, их красоту и возвеличивание. Это не просто сооружения для того, чтобы любоваться и гордиться. Это потребность людей в духовности, приверженности к тем основам, что держат нашу родину как самую сильную и могущественную державу.
Говоря о золотом веке Арзамаса, нужно сказать, что это время являло собой веху как некий символ самого благостного состояния. Было все: и промысел, и торговля, все, что нужно для развития. В то время строились храмы, их расписывали большие художники, довольны известные, им помогали их ученики, это было время внутреннего подъема, такое явление встречается тогда, когда каждый горожанин чувствует, что нужно что-то сделать для процветания города, а не для наживы. В Арзамасе работали не только люди творческие, какими были художники, но и люди передового труда. Это были люди, не просто занимающиеся каким-то промыслом, а с изделиями из кожи и меха, которые расходились по многим городам. «Арзамасские кожевенные заводы, получившие своё начало чуть не одновременно с основанием города от новгородских выходцев и получившие известность ещё в 16 столетии, в это время сделались знаменитейшими в России; арзамасская красная юфть, так называемая булгара, шла через Оренбург в Среднюю Азию, а через Москву, так же как и белая юфть, — за границу, что заставило даже тогдашних малограмотных арзамасских торговцев ставить на свои изделия клейма, вместе с русскими, и на немецком языке. Но главный сбыт был на Дон, куда шли чёрная юфть и мостовье. В период процветания, в начале 19 столетия, в Арзамасе насчитывалось до 100 кожевенных заводов, вся нижняя часть города сплошь была застроена кожевенными заводами, особенно много их было на улице, называемой за — Теша или Затешная, но были заводы и на горе».
Это факт есть доказательство того, что горожане упорно трудились не покладая рук, их работа доставляла наверняка немало удовольствия, так как вряд ли произошло было такое бурное развитие промышленности, если бы людям не нравилось то, чем они занимались. Любая человеческая деятельность идет на пользу городу, взращивает в сердце человека плоды целомудрия и мудрости.
Город действительно являл и являет нечто возвеличенное, он не столь знаменит, и все же чувствуется, что есть в городе такое, что нельзя описать словом. У города Арзамаса есть миссия, предрасположенность. При въезде в каждый город мы видим тот или иной символ. В Арзамасе такой символ, как и в других городах, также присутствует. Но стоит заметить, что при въезде нет ничего особо занимательного или же интересного, а вот когда уже ты находишься внутри города, в самом его сердце, то тут ты действительно проникаешься в самые сокровенные уголки света. Купола веют светом, проникновенно сквозя через чертоги самых закрытых дверей, человеческого бесчувствия. Они могут захватить сердце и заставить трепетать самого черствого и жестокого, это некий оплот того, что может по причине временного сгустка растеряться в нас, и совсем уже куда-то улетучиться. Все этот сплошные метафоры, но по-другому описать эти чувства попросту нельзя. Арзамас — святость и оплот православия.
Литература:
- Еремеев П. В. Арзамас-городок. Рассказы о былом. — Арзамас, 1998.
- Карпушов В. И., Курдин. Ю. А. Сказание о Святой Дивеевской Земле. — Арзамас: АГПИ, 2008.
- Мельников П. И. (Андрей Печерский) Бабушкины россказни. Повести и рассказы. — М.: Правда, 1989.
- Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе. — Арзамас, 1911.