В статье автор дает обзор современных взглядов на трактовку термина «электронная коммерция», освещает мнения различных исследователей относительно основных преимуществ интернет-торговли над традиционной, а также выделяет основные проблемы и перспективы развития электронной коммерции.
Ключевые слова: электронная коммерция, интернет-торговля, розничная торговля, ритейл.
Сложно дать единое определение такому широкому и относительно новому понятию, как электронная коммерция. Как правило, различные исследователи, занимающиеся изучением этой темы, дают собственные трактовки, основываясь на более ранних работах и добавляя к ним свое видение того, что охватывает этот вопрос.
Конференция ООН по торговле и развитию определяет электронную коммерцию как комплекс сделок, связанных с коммерческой деятельностью организаций и физических лиц, которые основаны на обработке и передаче цифровой информации, включая тексты, звуки и визуальные данные [3, с.15]. В 1996 году комиссией ООН по праву международной торговли был разработан типовой закон «Об электронной коммерции», в котором данный термин определяется достаточно широко, не ограничен лишь рамками купли-продажи и включает в себя коммерческие гражданско-правовые сделки, заключаемые через Интернет и другие сети.
В российском законодательстве, как правило, используется термин «электронная торговля» или «дистанционная торговля» для обозначения отношений, которые возникают в ходе электронной коммерции, хотя стоит отметить, что эти понятия различаются между собой. Правила продажи товаров дистанционным способом закреплены в Постановлении Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007. В нем также содержится определение этого типа отношений: продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора [5, с.1].
В статье «Анализ рынка электронной коммерции в России» Холодкова К. С. дает широкое определение электронной коммерции: «Бизнес-процессы, основанные на информационных технологиях или коммерческая деятельность в Интернете» [13, с. 2]. В качестве более узкого понятия автор выделяет термин «электронная торговля», которое определяет, как процесс удаленного приобретения физических и нефизических товаров и услуг посредством телекоммуникационных сетей. Т. В. Панкина приводит в своей работе обзор теоретических основ совершенствования торговой деятельности и использования интернет-инструментов и приходит к выводу, что, несмотря на достаточно широких список трудов на данную тематику, вопросы применения инструментов электронной коммерции освещены недостаточно и поэтому приводит собственное определение термина: «Электронная коммерция — это коммерческая деятельность в любой сфере бизнеса, осуществляемая с помощью информационных и телекоммуникационных технологий и систем» [12, с.1]. Трактовке термина «электронная коммерция» в узком и широком смысле также уделяется значительное внимание в работе «Электронная коммерция: роль, понятие, направление развития» Кубкиной Е. С. На основе определений ряда зарубежных и отечественных экономистов, автор дает собственное видение: «В широком смысле электронная коммерция — это любая экономическая деятельность, включающая использование электронных информационных технологий. В узком смысле, это коммерческая деятельность по купле/продаже товаров или услуг в сети Интернет с целью получения прибыли» [8, с.1]. Агафонова А. Н. отходит от установки, согласно которой определяющей характеристикой электронной коммерции является совершение сделок через Интернет. По ее мнению, активное развитие ИТ-технологий в ближайшем будущем может привести к созданию целого ряда новых сетей, что потенциально может привести к тому, что сеть Интернет отойдет на второй план. Таким образом, она определяет данное понятие как форму коммерческой деятельности, осуществляемой полностью или частично в виртуальной электронной среде, при которой информационные и транзакционные взаимодействия осуществляются на основе применения информационно-коммуникационных технологий [6, с.2].
Джиан Чен в статье «Исследование стратегий онлайн-ритейла: опыт ведущих компаний США и Китая» делает теоретический обзор самого определения «электронная коммерция» и истории его развития. Автор приводит определение из статьи «Электронная коммерция» Э.Караяниса и Дж.Александра: «Электронная коммерция может быть определена как совокупность сделок по покупке/продаже материальных и нематериальных товаров и услуг через Интернет. Она включает в себя онлайн ритейл, закупки, онлайн аукционы и онлайн платежи». [1, с.25]. На взгляд автора, это определение наиболее ясно и исчерпывающе передает суть электронной коммерции.
Ряд исследователей приводят аргументы в пользу того, что применение методов электронной коммерции может стать драйвером роста для компании и помочь преодолеть периоды кризиса. В статье «Интернет-бизнес как точка роста предприятий на стагнирующих рынках» Акопова Е. С. и Попкова Е. Г. рассматривают необходимость инноваций как основного источника развития предприятия в неблагоприятных экономических условиях. Авторы проводят оценку текущего положения рынков мировой торговли посредством анализа статистических показателей ВТО и на основе этих данных делают вывод об актуальности и конкурентоспособности электронного бизнеса. Современные экономические условия, по мнению авторов, способствуют увеличению числа стагнирующих предприятий и катализатором роста в этом случае может стать выход на рынок электронной торговли и осуществления реализационно-сбытового цикла онлайн. Результат экономического роста предприятий в современных условиях экономической нестабильности напрямую зависит от улучшения их инфраструктуры, основанной на функционировании предприятий в онлайн-сфере с применением передовых инструментов электронной коммерции, так быстро достигшей своей популярности в период неизбежного распространения широкополосного доступа в Интернет. Джиан Чен рассматривает направления B2B и B2C в электронной коммерции, стратегии ведущих американских и китайских онлайн ритейлеров, и каким образом эти стратегии помогли им пережить «кризис» доткомов, доказывая важность выхода в Интернет. При этом она также приходит к выводу, что применение успешных стратегий в сфере электронной коммерции в одной стране не гарантирует такого же результата в экономических и социо-культурных условиях другого государства. Кауфман, Ли и ван Хек объясняют преимущества электронной коммерции над традиционными способами ведения торговли тем, что благодаря достижениям информационных технологий создается дополнительная ценность бизнеса [2, с.120]. В работе авторы основное внимание уделяют преимуществам внедрения ИТ-решений, стандартизированных технологий и оптимизации бизнес-процессов как основных факторов создания ценности. Результаты исследования демонстрируют глобальные перемены, через которые проходит индустрия электронной коммерции, что делает возможным применения высоко эффективных и инновационных методик увеличения ценности компании.
Среди основных преимуществ электронной коммерции, по мнению большинства авторов, — доступ к электронному информационному обмену, который позволяет существенно повысить эффективность деятельности экономических субъектов за счет снижения транзакционных издержек, уменьшения времени для организации сделки, а также обеспечить быстроту и точность получения информации, высокую скорость финансовых расчетов, позволяющий уменьшить расходы на доставку (главным образом для товаров, которые могут быть получены электронным способом), улучшить анализ рынка и стратегическое планирование, дает большие возможности для маркетинговых исследований, создания максимально персонализированного предложения, поддержания высокого уровня лояльности потребителей (благодаря доступной информации о действиях покупателей и их реакции на рекламу), а также открывает одинаковый доступ к рынку как для крупных корпораций, так и для небольших фирм.
Такие авторы, как Холодкова К. С., Назарова И. Б., Дианова Т. В., Кубкина Е. С., Николаев И. П. и Лежнев Ю. В. рассматривают ряд особенностей (по большей части негативных), характерных для электронной коммерции в России. Среди них высокая стоимость доставки, низкая степень вовлеченности специалистов по продажам по сравнению со специалистами по информационным технологиям (основная причина, почему зачастую сайты онлайн магазинов неудобны для покупателей), недоверие населения к онлайн платежам (из-за неуверенности в безопасности транзакций и недостаточной защиты информации), отсутствие полной нормативно-правовой базы, регулирующей Интернет-торговлю, проблемы в развитии инфраструктуры, а также недостаточная компьютерная грамотность населения.
В качестве вывода можно отметить, что электронная коммерция — это, хотя и относительно новое, но очень быстро развивающееся направление коммерческих отношений, о чем свидетельствуют большинство исследователей. Торговля в Интернете обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с традиционными методами ведения торговли, хотя на данный момент присутствует и ряд проблем, с которыми сталкиваются многие компании. Отмечая существенное отставание российского рынка электронной коммерции от западного, большинство авторов, все же, отмечают быстрые темпы его развития и растущий спрос со стороны потребителей, которые все чаще отдают предпочтение покупкам онлайн.
Литература:
- Chen, Jian. Exploring online retailing strategies: Case studies of leading firms in the US and China. Massachusetts Institute of Technology, 2012.
- Kauffman, R.J, Li, T, & van Heck, H. W. G.M. (2010). Business Network-Based Value Creation in Electronic Commerce. International Journal of Electronic Commerce, 15(1), 113–143.
- UNCTAD. Information Economy Report 2015 // Unlocking the Potential of E-commerce for Developing Countries. — UNCTAD/IER/2015: UN, 2015. — С. 14–15.
- ЮНСИТРАЛ. Типовой закон об электронной торговле/1996.
- Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам продажи товаров и оказания услуг»
- Агофонова А. Н. Методология управления комплексом информационных услуг в электронной коммерции: дис. докт. экон. наук//Самарский государственный экономический университет. 2015.
- Акопова Е. С., Попкова Е. Г. Интернет-бизнес как точка роста предприятий на стагнирующих рынках. // Пространство экономики. 2013. № 1–2.
- Кубкина Ю. С. Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития // Пространство экономики. 2012. № 2–2.
- Максиянова Т. В. «Место и роль интернет-коммерции в системе интернет-экономики на современном этапе развития информационной (новой) экономики» /Т. В. Максиянова // Вопр. соврем. науки и практики. Ун-т им. В. И. Вернадского. — 2011.- № 3(34). — С.256–264.
- Назарова И. Б., Дианова Т. В. Электронная торговля: преимущества, проблемы и «эффект скольжения» при снижении транзакционных издержек// Вестник МГИМО. 2012. № 4 (25).
- Николаева И. П., Лежнев Ю. В. Проблемы развития электронной торговли // Известия ВолгГТУ. 2013. № 11 (114).
- Панкина Т. В. Теоретико-методическое обеспечение процесса развития электронной торговли в малом бизнесе: дис. канд. экон. наук. М.: РЭУ, 2011. С. 15.
- Холодкова К. С. Анализ рынка электронной коммерции в России // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10.