В современных условиях эффективная молодежная политика становится одним из ведущих факторов перемен в развитии общества, способствующих повышению эффективности в различных сферах деятельности, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества, определяющих пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан. Именно молодежь является наиболее мобильным участником социально-экономических процессов, происходящих в государстве и обществе.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, гражданское общество, Чеченская Республика.
Стратегические приоритеты социально-экономического развития страны со всей остротой выдвигают на повестку дня воспитание свободного, образованного, энергичного, инициативного молодого человека. Актуальность настоящей проблемы резко возрастает в связи с тем, что в последнее время наблюдается снижение уровня вовлеченности молодежи в социальную практику. Так, доля молодых людей, активно участвующих во всех сферах жизни общества — гражданской, профессиональной, культурной, семейной — составляет менее 7 % от общей численности молодежи страны. Это свидетельствует, что потенциал, которым обладает молодежь — мобильность, инициативность, восприимчивость к изменениям, новым технологиям, устойчивость к негативным вызовам — используется не в полной мере.
В основе формирования мотивации общественно политической активности лежит информированность, заинтересованность в информации о политике, уверенность в своей возможности влиять на принятие политических решений. Механизм включения гражданина в политическую активность может быть вертикальным (доминирует участие, инициируемое государством, — электоральное, партийное) или горизонтальным (доминирует участие, инициируемое обществом) 3, С. 38.
Необходимым условием формирования и эффективной реализации государственной молодежной политики является партнерское участие в этом процессе молодежных и детских объединений, неправительственных организаций, а также юридических и физических лиц 1, С. 8.
Приоритеты развития молодежной политики Чеченской Республики определяются, с одной стороны, задачами социально-экономического развития республики в контексте перехода экономики России на инновационно-ориентированный путь развития, с другой стороны, стратегическими ориентирами государственной политики в данной сфере, реализующимися в условиях Чеченской Республики.
Сложность достижения этих целей обуславливает необходимость применения программного подхода. Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы в сфере молодежной политики на 2013–2018 годы» государственной программы «Развитие образования на 2014–2018 годы» разработана в целях совершенствования молодежной политики республики.
Важным преимуществом программно-целевого подхода является сбалансированность потребности в ресурсах для решения поставленных задач с их наличием, а также возможность их оптимизации при реализации государственной программы. Подпрограмма будет способствовать устранению имеющихся проблем и развитию сферы образования, науки и молодежной политики Чеченской Республики.
Молодежная политика в Чеченской Республике направлена на 4:
− поддержку талантливой молодежи и развитие интеллектуальной активности в молодежной среде;
− формирование культуры, традиций и этики поведения среди молодежи;
− духовно-нравственное воспитание молодежи;
− социальную адаптацию молодежи;
− профилактику экстремизма и терроризма в молодежной среде;
− профилактику дорожно-транспортных происшествий и пожарной безопасности;
− патриотическое воспитание молодежи;
− развитие молодежного предпринимательства;
− пропаганду здорового образа жизни;
− профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения, а также девиантного поведения среди молодежи.
В этих целях в республике реализуется ряд тематических проектов и программ. Одновременно проводятся различные творческие и тематические фестивали, форумы, конкурсы, встречи для различных категорий молодежи, в том числе, для лиц с ограниченными возможностями здоровья; интеллектуальные игры, викторины; спортивные соревнования, олимпиады, турниры; образовательные мероприятия, благотворительные и праздничные акции.
Наряду с этим издается тематическая литература, публикуются материалы в средствах массовой информации, используется социальная реклама. Оказывается техническая и организационно-методическая помощь детским и молодежным объединениям, клубам.
На сегодняшний день в Чеченской Республике насчитывается 26 действующих молодежных и детских объединений, самое массовое среди которых молодежное общественное патриотическое движение «Ахмат». Представители молодежи республики участвуют в межрегиональных, общероссийских и международных фестивалях, образовательных, инновационных форумах. Вместе с тем, анализ состояния молодежной политики Чеченской Республики свидетельствует о наличии определенных проблем, сдерживающих повышение эффективности работы в данной сфере 2, С. 119.
В целях устранения имеющихся проблем необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на развитие деятельности по следующим направлениям:
− формирование в молодежной среде гражданственности, патриотизма, межнационального согласия, дружбы народов, преемственности традиций Чеченской Республики;
− противодействие распространению в молодежной среде Чеченской Республики асоциальных явлений;
− социальной поддержка в сфере молодежной политики Чеченской Республики;
− научно-методическое и информационное обеспечение реализации молодежной политики Чеченской Республики и другим направлениям.
Целью Подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы в сфере молодежной политики на 2013–2018 годы» является создание условий для развития молодежной политики Чеченской Республики. Для достижения данной цели предусматривается вовлечение молодежи Чеченской Республики в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества 4.
Комплекс мер государственного регулирования в сфере реализации Подпрограммы направлен на создание условий для ее эффективной реализации. Он включает в себя финансово-экономические, правовые и административно-управленческие меры государственного регулирования.
Главным механизмом реализации молодежной политики на региональном уровне должен стать механизм формирования жизнеспособного молодого поколения. В настоящее время для решения стратегических и тактических задач в этом направлении предпринимаются отдельные шаги, связанные с выработкой и реализацией механизмов сохранения и развития инфраструктуры региональной молодежной политики, с разработкой системы ее проектирования и стимулированием инициативы и инновации, созданием благоприятных условий для самореализации личности, с самозащитой прав и свобод молодого человека, с координацией и социальной солидарностью усилий по достижению положительного результата, с приоритетом общественных инициатив.
Успехи в реализации отдельных региональных программ в отношении к молодежи обусловлены применением таких социально-политических технологий, как административно-управленческие, образовательные технологии и технологии занятости. Низкая результативность этих программ определяется несколькими факторами: недостаточной разработкой технологий реабилитации и коммуникативно-информационных технологий, слабым развитием информационных технологий, отсутствием межрегионального сотрудничества и нескоординированностью решений, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в области реализации региональной молодежной политики.
Литература:
- Албеков Х. Н., Ялмаев Р. А. Современная муниципальная молодежная политика в Чеченской Республике // ФГУ Science. 2013. № 1 (1). С. 6–9.
- Илаева З. М., Яндарбаева Л. А., Гайрбекова Р. С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала // ФГУ Science. 2015. № 1 (5). С. 118–121.
- Лисица Е. С. Проблемы и перспективы общественно-политической активности молодежи Северо-Кавказского федерального округа // Власть. 2012. № 5. С. 37.
- http://chechenmol.ru/