В данной статье предпринята попытка анализа методов и приёмов, способствующих активному формированию читательских умений. Ключевыми аспектами данной проблемы является развитие школьника как читателя и формирование желания к чтению.
Ключевые слова: чтение, читательский интерес, читательская компетентность, урок литературы, метод, приём, нестандартные уроки литературы.
Актуальность изучения данной темы определяется поиском оптимальных путей повышения читательской культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы в образовательных учреждениях разных типов (общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и т. д.). В настоящее время существует необходимость использования развивающего обучения для подготовки компетентного выпускника с активной жизненной позицией [1].
Уровень читательского интереса среди подростков и школьников среднего возраста значительно снижается. Чтение литературы рассматривается обучающимися как принудительное, неувлекательное домашнее задание. Задачей современной школы является возрождение интереса к сознательному чтению, которое не только является одной из основ учебной компетенции, но и служит важнейшим средством формирования и развития личности ученика. Система формирования читательских умений, безусловно, должна быть гибкой и подстраиваться под художественный метод писателя.
Проблемами изучения чтения и читательских умений занимались многие исследователи, методисты и учителя-практики, в частности: Шалатонова Н. П. (2001), Соловьева Ю. И. (2006), Колодезникова С. И. (2007), Мангилев П. И. (2008), Ротова Л. Н. (2013) и др., которые вырабатывали практические рекомендации по совершенствованию читательской культуры обучающихся.
На причину отчуждения школьников от художественных произведений влияют следующие факторы:
‒ информационная загруженность в СМИ (искореняет творческую и интеллектуальную активность);
‒ воспитание детей в семье (большинство родителей современных учеников относятся к поколению «детей 90-х», когда школьному образованию и воспитанию уделялось гораздо меньше времени, чем в предыдущие десятилетия).
В 2015 году перед российским образованием была поставлена цель — сделать российскую школу одной из лучших в мире. Такая задача отвечает и запросам общества, и задачам национального развития. Школа должна готовить учащихся к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. При этом нельзя забывать о базовых, непреходящих вещах — гуманитарной, воспитательной составляющей. Важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России: историю, русский язык, русскую литературу, языки народов Российской Федерации, достижения в гуманитарных областях. В связи с указанными задачами происходят постепенные изменения в структуре единого государственного экзамена, в частности, с 2017 года вводится обязательный устный экзамен по русскому языку [3]. Интеграция русского языка и литературного чтения формирует навыки письма, чтения и говорения, улучшит не только активный запас слов, но и грамотность в целом [2]. Таким образом, проблема формирования читательского интереса в средней школе приобретает большое значение, как для отдельной личности, так и для всего государства.
Преподавателю важно осмыслить своеобразие преподавания уроков словесности в современной школе, обратить внимание на такие аспекты как преобразование учебного процесса и развитие в школьниках читательской самостоятельности; дать понять, что книги нужно выбирать по их полезности и актуальности именно для себя.
Ознакомление школьников с печатным словом во многом зависит от взрослых людей его окружающих. От педагога требуется результативность в формировании потребности, навыков и постоянной привычки читать литературу. Чтение способствует развитию коммуникативных и этических навыков, помогает в социализации, расширяет общий кругозор учащихся. Читая, человек переживает огромное количество жизней вместе с персонажами, что поможет школьникам в осознании себя и того, какой путь им предстоит выбрать. Для воспитания грамотных детей необходимо зародить в них интерес к книгам и показать, что чтение — это не только способ учиться, но и удовольствие.
Среди множества способов, какие можно использовать на уроках литературы для формирования читательского интереса, лучше всего подойдут нетрадиционные уроки. Нетрадиционное — значит новое, более лучшее, но в обучении главным остается не прогресс методики, а эффективность и конечный результат. Нетрадиционный урок строится на импровизации и фантазии педагога, даёт полёт педагогическому творчеству, такой урок может включать различные методы и приёмы, это апробация новых форм работы для достижения наиболее высоких результатов и повышения интереса школьников к изучаемому предмету. Кроме того, эти уроки привлекают внимание и активизируют деятельность учащихся (как на уроке, так и при домашней подготовке к таким урокам) больше, чем обыденные классические уроки литературы. Применение таких уроков ведёт к осуществлению основного закона педагогики в учебном и воспитательном процессе –закона об активном обучении. Регулярное проведение таких уроков и выполнение школьниками новых интересных заданий, позволит добиться успеха в развитии любви к книге, что приведёт к более высокому уровню читательского интереса и высокому творческому мышлению.
На уроках свободно можно комбинировать разные методы, приемы и различные формы организации работы, возможно включение отдельных развивающих элементов, которые активизируют процесс обучения. Результат достигается в полной мере, если методы и приёмы подобраны лучшим образом и технично применяется в работе преподавателя. Это обогащает учебную работу, располагая учащихся к активному и результативному обучению. Рассмотрим основные методы и приёмы:
‒ словесные (рассказ о биографии автора; объяснение основных черт литературных направлений; беседа с наводящими вопросами о смысловой нагрузке произведения; дискуссия; лекция; работа с книгой; прослушивание релевантной музыки или чтение стихов; комментированное чтение произведений);
‒ наглядные (показ ученикам портрета автора; таблица с периодами творчества; фотографии людей или мест, которые вдохновляли писателя; демонстрация кинофильмов по мотивам произведения)
‒ практические (учащиеся самостоятельно находят интересный материл об истории создания произведения или об интересных фактах из жизни писателя при подготовке к уроку; кейс-задания;тестирование; творческие задания по личным впечатлениям от прочтения; практические работы по нахождению тропов и стилистических фигур; тематическийвзаимоопрос учащихся; создание портфолио индивидуальных достижений; проектная работа) [4].
Анализ педагогической литературы позволил выделить следующие варианты нетрадиционных уроков:
‒урок-семинар;
‒урок-суд;
‒интегрированный урок.
Урок-семинар предполагает глубокую подготовку учеников, включая самостоятельное изучение материала и обсуждение поставленных вопросов по выбранной теме. Данный вид урока позволит развивать ораторские и аналитические способности учащихся, активизирует их исследовательскую деятельность в работе с нужными источниками и даёт полную свободу творчества в том, как именно представить свой ответ. Преподаватель же, сформулировав правильные задания и задавая наводящие вопросы, может подвести класс к более эффективному результату в понимании темы. Возможные трудности связаны с тем, что количество вопросов или заданий будет ограничено, то проверить всех учащихся за урочное время будет трудно. Стоит это предучесть и организовать другую форму контроля, например, представление подготовленных заданий в письменном варианте.
На уроках литературы семинары должны быть особенно актуальны, так как в большинстве случаев проблематика произведения, особенности жанра, авторская позиция и т. п. даётся большинством преподавателей уже в готовом виде, а важно активизировать работу учащихся с текстом произведения, его анализом. Литературное чтение — процесс особенно творческий, ни одна книга не была понята одинаково, каждый новый читатель представляет себе всё по-своему. Поэтому нужно лишь направлять учащихся и открывать с ними новые взгляды на произведение.
Далее рассмотрим ролевой урок. У ролевого урока два варианта занятости:
‒ полная (охватывающая все время на уроке);
‒ частичная (несколько сжатых и упрощённых судебных разбирательств). Характерной целью такого урока является выявление проблемы произведения, через характеристику героя. Основная задача не только судить, но и, возможно, оправдать персонажей, определить моральную сторону героев, вынести на суд поступки персонажей и подобраться ближе к самой сути произведения. Прежде всего, подобные ролевые уроки дают возможность ученикам учиться играя. Помимо подготовки нужного материала (анализ текста, обвинения, доказательства для защиты), формируются познавательные интересы учеников. Обучающиеся готовят соответствующие тому времени костюмы, стараются атмосферно передать манеры и речь персонажа.
Трудность в проведении данного урока, заключается в том, что во время проведения судебного заседания дети были организованны, серьёзны, умели следовать плану и правилам. Такой урок стоит проводить в форме итогового контроля, когда ученики полностью ознакомлены со всем материалом.
Интегрированный урок — эторезультат объединения разобщённых долей в единое целое, слияние в одном уроке материалов из разных областей знаний. Главным преимуществом таких уроков является то, что дети не чувствуют усталости и переутомления, за счёт быстрых переключений на разные виды познавательной деятельности, так же интегрированные уроки повышают интерес к предметам за счёт необычного подхода, развивают творческое мышление, внимание, воображение, речевых навыков и памяти учеников.
Уроки литературы могут проводиться совместно с другими преподавателями, например с учителями истории. Историк обратит внимание на даты, события, исторических личностей того времени, проанализирует исторические корни данного художественного направления. Учитель изобразительного искусства может представить репродукции полотен, связанных с произведением.
Таким образом, школьный курс литературы способствует формированию эстетического вкуса и рождению неиссякаемого интереса к литературе, а главное воспитывает умного, наблюдательного читателя. Словесные, наглядные и практические методы и приёмы способствуют активному формированию читательских умений. Представленные варианты нетрадиционных уроков (урок-семинар, урок-суд, интегрированный урок) раскрывают традиции и наследие русской и мировой культуры, художественной и эстетической памяти народа.
Литература:
- Белькова А. Е., Ротова Л. Н., Никишина С. А. К проблеме читательской компетентности: материалы: Учебный словарь: Чтение и новые технологии обучения / Под ред. Л. Н. Ротовой. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — С.189–218.
- Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы. — М.: Академ А, 1999. — 162 с.
- Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51001 (дата обращения 25.05.2016).
- Технологии и методики обучения литературе: В. А. Коханова, М. П. Жигалова, Е. Ю. Колышева, Н. С. Михайлова — Санкт-Петербург, Флинта, Наука, 2011. — 248 с.