Анализ родительских установок и реакций претендентов на роль замещающей семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 29.05.2016

Статья просмотрена: 698 раз

Библиографическое описание:

Евгейчук, А. В. Анализ родительских установок и реакций претендентов на роль замещающей семьи / А. В. Евгейчук, В. А. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1450-1452. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30896/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время в России более 80 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, воспитываются в замещающих семьях.Изменение социально экономической ситуации в современном обществе, негативные тенденции, возникающие по отношению к семье и её функционированию, приводят к распаду семьи и возникновению проблемы социального сиротства. В последние время актуальным является решение этой проблемы через формирования института замещающей семьи [1].

Помощь семье и детям является актуальной проблемой, особенно когда дети лишены родительской семьи и воспитываются в государственном учреждении. Создание замещающей семьи является приоритетной задачей в устройстве детей, так как адекватно решает проблему снижения количества детей — сирот.

Проблема замещающей семьи достаточно широко представлена в психолого-педагогической литературе, среди наиболее значимых следует отметить работы: Н. П. Ивановой, Г. В. Семья, В. Н. Ослон, Д. В. Каширского, Т. Н. Коваленко, Е. Е. Куфтяк и других.

Анализ психолого-педагогической литературы, показывает, что содержанием определения «замещающая семья» является форма жизнеустройства, или форма семейного воспитания детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребенка. Формами такого устройства детей в семью может служить опека, попечительство, приемная или замещающая семья [2, с 23].

С целью определения родительских установок и реакций претендентов на роль замещающей семьи и корректировки их отношения к ребенку и жизни в семье нами было проведено исследование среди 20 человек.

Оценка возможности осуществления функции усыновителей несовершеннолетнего ребенка, проводилась по результатам диагностики измерение родительских установок и реакций PARI, в интерпретации Т. В. Нещерет, которое было направленно на исследование отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

Результаты исследования внутри семейных отношений приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Показатели внутрисемейных отношений

Отношение ксемейной роли

Высокие показатели

Баллы

Низкие показатели

Баллы

1. Сверхавторитет родителей

2. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка

3. Ограничение интересов матери и ребенка

16,6

16,5

15

1. «Мученичество родителей»

2. Супружеские конфликты

3. Безучастность мужа

11,7

12,3

12,5

Высокие показатели по данным шкалам свидетельствуют о приоритете семейных проблем и вторичности других интересов, о плохой интегрированности семьи и склонности к инфантильному поведению у одного или обоих родителей.

Низкие показатели по данным шкалам показывают о наличии эмоционального ресурса, заключающегося в хорошем супружеском отношении или о работе механизма психологической защиты у усыновителей.

Таблица 2

Показатели внутрисемейных отношений

Отношение родителей кребенку

Высокие показатели

Баллы

Низкие показатели

Баллы

1.Предоставление ребенку возможности высказаться

2.Чрезмерное вмешательство в мир ребенка

3.Страх причинить вред ребенку

15,6

17,1

15,2

1.Ускорение развития ребенка

2.Зависимость ребенка от семьи

3.Строгость родителей

10

9,6

11

Высокие показатели по данным шкалам показывают нежелание брать на себя ответственность за решение сложных вопросов, наличие у родителей излишней эмоциональной зависимости от ребенка.

Низкие показатели по данным шкалам выявляют недостаточную ответственность родителей в воспитании ребенка, небольшую значимость семьи как ценности и скрытое нежелание заниматься ребенком.

Полученные результаты устанавливают несоответствие характерологических показателей усыновителей и отсутствие компетенций соответствующих роли замещающих родителей.

Для подготовки замещающих родителей к принятию ребенка в семью была реализована программа, которая включала в себя 11 занятий, проводимых в форме лекций, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, «круглых столов», консультаций со специалистами (юристами, врачами, педагогами-психологами, социальными педагогами).

После прохождения кандидатами в приемные родители подготовки в специализированной школе проводилась повторная оценка родительских установок и реакций PARI, в интерпретации Т. В. Нещерет.

Показатели внутрисемейных отношений в процессе реализации занятий с замещающими родителями претерпели некоторые изменения. Результаты после проведения программы по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, имеют высокие и низкие показатели, что представлено в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Показатели внутрисемейных отношений после проведения программы

Отношение ксемейной роли

Высокие показатели

Баллы

Низкие показатели

Баллы

1. Сверхавторитет родителей

2. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка

3. Ограничение интересов матери и ребенка

16,3

16,4

14,7

1. «Мученичеество родителей»

2. Супружеские конфликты

3. Безучастность мужа

9,9

11

10,4

Высокие показатели по параметрам нежелательным в поведении замещающих родителей после проведения программы снизились и приблизились к норме, что свидетельствует об эффективности проводимой программы.

Низкие показатели по данным шкалам приблизились к норме, что показывает наличие эмоционального ресурса, заключающегося в хорошем супружеском отношении или работе механизма психологической защиты у кандидатов в замещающие родители.

Таблица 4

Показатели внутрисемейных отношений после проведения программы

Отношение родителей кребенку

Высокие показатели

Баллы

Низкие показатели

Баллы

1.Предоставление ребенку возможности высказаться

2.Чрезмерное вмешательство в мир ребенка

3.Партнерские отношения между родителями и детьми

17,4

15,5

15,9

1.Раздражительность, вспыльчивость

2.Зависимость ребенка от семьи

3.Строгость родителей

11,4

11,2

11

Высокие показатели по данным шкалам после проведения программы увеличились, это свидетельствует о том, что данная программа еще требует доработки.

Низкие показатели по ряду шкал снизились и приблизились к норме, что указывает на наличие у кандидатов в замещающие родители таких качеств как: сдержанность, чувства справедливости и адекватной привязанности к ребенку.

Таким образом, можно утверждать, что реализация программы прошла успешно. Данная программа помогает в развитии и укреплении социального института замещающей семьи посредством реализации профессиональной подготовки лиц, изъявивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и обеспечит профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия. Разработка проблемы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей перспективна и в дальнейшем требует продолжения, поиска наиболее эффективных форм и методов работы с замещающей семьей.

Литература:

  1. Минобрнауки России // http://минобрнауки.рф/ (дата обращения 29.01.2016).
  2. Каширский, Д. В. Диагностика замещающих семей / Д. В. Каширский, Н. В. Сабельникова. — Барнаул: Издательство ААЭП, — 2012–156с.
Основные термины (генерируются автоматически): замещающая семья, показатель, проведение программы, ребенок, PARI, отношение, родитель, семья, воспитание ребенка, отношение родителей.


Похожие статьи

Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся

Анализ способности к эмпатии у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи

Модель формирования исследовательской компетентности учащихся

Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи

Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников в контексте функциональной грамотности

Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по профилактике маргинального поведения виктимных детей

Методы общения и взаимодействия с ребенком в зависимости от типа репрезентативной системы

Педагогические условия формирования полоролевой идентичности у детей пятого года жизни

Похожие статьи

Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся

Анализ способности к эмпатии у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи

Модель формирования исследовательской компетентности учащихся

Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи

Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников в контексте функциональной грамотности

Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по профилактике маргинального поведения виктимных детей

Методы общения и взаимодействия с ребенком в зависимости от типа репрезентативной системы

Педагогические условия формирования полоролевой идентичности у детей пятого года жизни

Задать вопрос