В настоящее время в России более 80 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, воспитываются в замещающих семьях.Изменение социально экономической ситуации в современном обществе, негативные тенденции, возникающие по отношению к семье и её функционированию, приводят к распаду семьи и возникновению проблемы социального сиротства. В последние время актуальным является решение этой проблемы через формирования института замещающей семьи [1].
Помощь семье и детям является актуальной проблемой, особенно когда дети лишены родительской семьи и воспитываются в государственном учреждении. Создание замещающей семьи является приоритетной задачей в устройстве детей, так как адекватно решает проблему снижения количества детей — сирот.
Проблема замещающей семьи достаточно широко представлена в психолого-педагогической литературе, среди наиболее значимых следует отметить работы: Н. П. Ивановой, Г. В. Семья, В. Н. Ослон, Д. В. Каширского, Т. Н. Коваленко, Е. Е. Куфтяк и других.
Анализ психолого-педагогической литературы, показывает, что содержанием определения «замещающая семья» является форма жизнеустройства, или форма семейного воспитания детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребенка. Формами такого устройства детей в семью может служить опека, попечительство, приемная или замещающая семья [2, с 23].
С целью определения родительских установок и реакций претендентов на роль замещающей семьи и корректировки их отношения к ребенку и жизни в семье нами было проведено исследование среди 20 человек.
Оценка возможности осуществления функции усыновителей несовершеннолетнего ребенка, проводилась по результатам диагностики измерение родительских установок и реакций PARI, в интерпретации Т. В. Нещерет, которое было направленно на исследование отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).
Результаты исследования внутри семейных отношений приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Показатели внутрисемейных отношений
Отношение ксемейной роли |
|||
Высокие показатели |
Баллы |
Низкие показатели |
Баллы |
1. Сверхавторитет родителей 2. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка 3. Ограничение интересов матери и ребенка |
16,6 16,5 15 |
1. «Мученичество родителей» 2. Супружеские конфликты 3. Безучастность мужа |
11,7 12,3 12,5 |
Высокие показатели по данным шкалам свидетельствуют о приоритете семейных проблем и вторичности других интересов, о плохой интегрированности семьи и склонности к инфантильному поведению у одного или обоих родителей.
Низкие показатели по данным шкалам показывают о наличии эмоционального ресурса, заключающегося в хорошем супружеском отношении или о работе механизма психологической защиты у усыновителей.
Таблица 2
Показатели внутрисемейных отношений
Отношение родителей кребенку |
|||
Высокие показатели |
Баллы |
Низкие показатели |
Баллы |
1.Предоставление ребенку возможности высказаться 2.Чрезмерное вмешательство в мир ребенка 3.Страх причинить вред ребенку |
15,6 17,1 15,2 |
1.Ускорение развития ребенка 2.Зависимость ребенка от семьи 3.Строгость родителей |
10 9,6 11 |
Высокие показатели по данным шкалам показывают нежелание брать на себя ответственность за решение сложных вопросов, наличие у родителей излишней эмоциональной зависимости от ребенка.
Низкие показатели по данным шкалам выявляют недостаточную ответственность родителей в воспитании ребенка, небольшую значимость семьи как ценности и скрытое нежелание заниматься ребенком.
Полученные результаты устанавливают несоответствие характерологических показателей усыновителей и отсутствие компетенций соответствующих роли замещающих родителей.
Для подготовки замещающих родителей к принятию ребенка в семью была реализована программа, которая включала в себя 11 занятий, проводимых в форме лекций, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, «круглых столов», консультаций со специалистами (юристами, врачами, педагогами-психологами, социальными педагогами).
После прохождения кандидатами в приемные родители подготовки в специализированной школе проводилась повторная оценка родительских установок и реакций PARI, в интерпретации Т. В. Нещерет.
Показатели внутрисемейных отношений в процессе реализации занятий с замещающими родителями претерпели некоторые изменения. Результаты после проведения программы по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, имеют высокие и низкие показатели, что представлено в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Показатели внутрисемейных отношений после проведения программы
Отношение ксемейной роли |
|||
Высокие показатели |
Баллы |
Низкие показатели |
Баллы |
1. Сверхавторитет родителей 2. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка 3. Ограничение интересов матери и ребенка |
16,3 16,4 14,7 |
1. «Мученичеество родителей» 2. Супружеские конфликты 3. Безучастность мужа |
9,9 11 10,4 |
Высокие показатели по параметрам нежелательным в поведении замещающих родителей после проведения программы снизились и приблизились к норме, что свидетельствует об эффективности проводимой программы.
Низкие показатели по данным шкалам приблизились к норме, что показывает наличие эмоционального ресурса, заключающегося в хорошем супружеском отношении или работе механизма психологической защиты у кандидатов в замещающие родители.
Таблица 4
Показатели внутрисемейных отношений после проведения программы
Отношение родителей кребенку |
|||
Высокие показатели |
Баллы |
Низкие показатели |
Баллы |
1.Предоставление ребенку возможности высказаться 2.Чрезмерное вмешательство в мир ребенка 3.Партнерские отношения между родителями и детьми |
17,4 15,5 15,9 |
1.Раздражительность, вспыльчивость 2.Зависимость ребенка от семьи 3.Строгость родителей |
11,4 11,2 11 |
Высокие показатели по данным шкалам после проведения программы увеличились, это свидетельствует о том, что данная программа еще требует доработки.
Низкие показатели по ряду шкал снизились и приблизились к норме, что указывает на наличие у кандидатов в замещающие родители таких качеств как: сдержанность, чувства справедливости и адекватной привязанности к ребенку.
Таким образом, можно утверждать, что реализация программы прошла успешно. Данная программа помогает в развитии и укреплении социального института замещающей семьи посредством реализации профессиональной подготовки лиц, изъявивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и обеспечит профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия. Разработка проблемы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей перспективна и в дальнейшем требует продолжения, поиска наиболее эффективных форм и методов работы с замещающей семьей.
Литература:
- Минобрнауки России // http://минобрнауки.рф/ (дата обращения 29.01.2016).
- Каширский, Д. В. Диагностика замещающих семей / Д. В. Каширский, Н. В. Сабельникова. — Барнаул: Издательство ААЭП, — 2012–156с.