Ключевые слова: жизненный цикл организации; корпорации; анализ организации.
В самом широком смысле корпорация — это крупное объединение, созданное с целью экономической деятельности в определенной сфере рынка, которая имеет развитую организационную структуру и обладает развитым спектром видов деятельности и предусматривает долевое участие акционерных собственников. Интерес к корпорациям в России возник в конце XVII столетия. Примечательно, что зародился он не в торговле, а в правительственных кругах. Освоение корпоративной идеи в торговой сфере началось с преобразований Петра 1. В указе от 27 октября 1699 г. купцам предписывалось составлять торговые компании, как и в других государствах. Многие попытки создания корпораций в России были безуспешны лишь потому, что свобода капиталистов была безмерна и смысла объединяться у них не было. Законодательство, регулирующее правовое положение корпораций практически отсутствовало, что неблагоприятно отражалось на их распространении в стране. Все это привело к тому, что первые крупные жизнеспособные корпорации в России появились на много позже, чем в других странах.
На сегодняшний день в России действует довольно большое количество корпораций или, как их чаще называют, акционерных обществ. Наибольшее распространение корпоративной структуры в России получили в непроизводственных отраслях — финансы и кредит, страховое и пенсионное обеспечение компаний. В состав 16 корпораций-лидеров по объему выпускаемой продукции входит 12 банков, 2 страховые компании и 2 финансовые корпорации. Для пяти банков, занимающих лидирующие позиции в России, государство является основным акционером. Собственниками многих частных корпоративных структур в России являются иностранные компании.
Процесс становления и развития любой компании, безусловно, напрямую зависит от истории ее возникновения. Однако в экономической теории сформировалось направление, которое рассматривает организацию не только как систему, существующую в конкретный период времени, а как экономический объект, который развивался до момента исследования и будет развиваться дальше.
Существует уже достаточно длинный ряд моделей, описывающих организацию с точки зрения жизненного цикла. Все эти теории основываются на том, что практически у любой организации были этапы создания, роста, развития, расцвета, стабилизации и, возможны спад, затухание и исчезновение. Многие из теории проводят сопоставление с жизненным циклом живого организма. Но в отличие от биологического организма, у искусственно созданной фирмы не обязательно наступает стадия смерти или уничтожения. Кроме того, ни у одной организации не существует четкой последовательности этапов жизненного цикла.
Сложность при оценке этапа жизненного цикла крупной корпорации будет состоять в том, что эти компании действуют на рынке уже достаточно много лет и, вполне возможно, уже сгенерировали не мало новых бизнес-единиц, которые находятся на разных этапах жизненного цикла. В таком случае необходимо использовать несколько моделей одновременно. Понимание того, на какой именно стадии жизненного цикла находится фирма, поможет выявить существующие проблемы и найти возможные пути их разрешения, кроме того определить возможные направления дальнейшего развития. Для анализа компаний, развернувших свою деятельность на российском рынке, возможно использовать две-три известные модели жизненного цикла организации. Например, модель Адизеса, модель Грейнера и модель Липпита и Шмидта.
Если говорить про метод Ицхака Адизеса, то в его основе находится основополагающий закон, который гласит, что все организации, так же как и живые организмы, проходят через похожие этапы жизненного пути и показывают ожидаемые модели поведения. Находясь на каждой из стадий развития, каждая организация сталкивается с определенным, свойственным только ей набором сложностей. Успех корпораций определяется способностью топ-менеджеров грамотно организовать переход от одной нынешней к следующей.
Модель Лари Грейнера — модель жизненных циклов организации, которая стала классической. Согласно данной теории в процессе развития компании определяется пять этапов. Это — Творчество, Централизация, Делегирование, Координация и Сотрудничество. Согласно рассматриваемой теории Грейнера, с ростом компании необходимо модернизировать методы управления в соответствии с указанными выше этапами жизненного цикла. Если стиль управления вовремя не изменяется, высок риск снижения контроля над работоспособностью компании и, как нежелательное следствие, ее уход с рынка.
Модель Липпита и Шмидта описывает эволюцию шести наиболее важных проблем управления организацией, которые меняются, как только организация начинает переходить от прошлой стадии развития к новой. Модель позволяет отследить и сам процесс смены принципов менеджмента персонала компании, определяющий прогресс подходов к построению систем трудовой мотивации сотрудников. По мере улучшения и развития деятельности компании иногда наступает кризис синергии, что чаще всего свойственно достаточно зрелым компаниям. Если игнорировать радикальные изменения, реинжиниринг и постоянное обновление, то развитие компании приостанавливается. По мере прохождения четырех важных стадий жизненного цикла у корпорации меняются вся структура, системы контроля, инновации и цели. Многие исследования доказали, что организации в течение жизненного цикла постоянно развиваются, когда имеют четкую стратегию и очень эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.
Существуют некоторые эмпирические исследования, отражающие связь между особенностями формирования жизненных циклов российских компаний от истории их возникновения. Так, компании, которые были созданы «с нуля», чаще всего проходят свой жизненный путь в соответствии с традиционной системой ЖЦО — от простой организационной структуры к более сложной, от неформального стиля принятия решений к формализованной обработке информации.Компании, организованные в результате иностранных инвестиций, имеют небольшие отличия в стадиях ЖЦО, такие как наиболее сложный, организованный процесс обработки всей информации и наиболее высокий уровень формализации, чем у корпораций, созданных «с нуля». Такие различия вызваны, сильным влиянием на развитие фирмы со стороны материнской компании, в качестве которой, выступает крупная международная корпорация. Компании, которые были основаны в результате приватизации, имеют более существенные отличия в структуре и способах обработки информации, что в первую очередь связанно с более высоким уровнем формализации и наличием большего числа взаимосвязанных звеньев по сравнению с другими типами компаний.
Стадия жизненного цикла российской предпринимательской фирмы — это набор внутренних переменных и организационных характеристик, таких как размер фирмы, возраст, степень централизации и уровень формализации, с определенными критически важными задачами развития на каждом этапе, которые меняются при переходе на каждую новую стадию ЖЦО.
Процесс приватизации в России вывел на рынок компании с дисперсной структурой капитала. Однако, такая структура акционерного капитала, с учетом классической теории жизненных циклов, должна проявляться только на стадии расцвета организации. Значит ли это, что возникшие таким образом организации сразу после процесса приватизации находились в самом расцвете? Возможно, с позиций плановой российской экономики многие из них действительно были зрелыми и достаточно состоявшимися предприятиями, но с точки зрения рынка, все было не так оптимистично. В большинстве подобных случаев структура акционерного капитала, система управления и модель бизнеса не соответствовали друг другу. Согласно системе жизненных циклов, фирмы, которые при своем создании формально находились в расцвете, должны стремиться на свое место в жизненном цикле, которое находится на более ранней стадии, где концентрация капитала должна быть значительно выше. Некоторые существующие эмпирические исследования показывают, что после приватизации в некоторых компаниях шел активный процесс концентрации капитала, за счет которого структура капитала приводилась в соответствие с этапом жизненного цикла организации. Те собственники, кому это удалось сделать, получали возможность взять бизнес под свой контроль, без чего на соответствующей стадии бизнес не может развиваться. Этот контроль позволял привести модель российского бизнеса в соответствие со структурой собственности.
Литература:
- Глухова, Е. В. Концепция жизненных циклов: необходимо ли ее понимание и применение финансистами на российском рынке? // Корпоративные Финансы. — 2007. — № 4. — С. 111–117.
- Ивашковская, И. В., Константинов, Г. Н., Филонович, С. Р, Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации // Российский журнал менеджмента. — 2004. — № 4. — С. 19–34.
- Широкова Г.В, Жизненные циклы российских предпринимательских фирм: методология исследования и основные стадии: автореф. дис.... д-р экон. наук: 08.00.05. — СПб., 2010. — 46 с.
- Модель Грейнера // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9C %D0 %BE %D0 %B4 %D0 %B5 %D0 %BB %D1 %8C_ %D0 %93 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B9 %D0 %BD %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B0 (дата обращения: 07.02.2016).
- Теория жизненных циклов организации И.Адизеса и российская действительность // SRC Бизнес-школа URL: http://www.src-master.ru/article26071.html (дата обращения: 07.02.2016).