Рынок труда — система экономических механизмов, отражающая баланс интересов между участвующими на рынке предприятиями, наемными работниками, государственными и общественными организациями. Именно через механизмы рынка труда и устанавливаемые им нормы обеспечивается использование и воспроизводство рабочей силы. Рабочая сила как товар реализует себя на рынке труда, представляющем собой сферу социально-экономических отношений, главными из которых являются отношения между работодателями и наемным работником на основе спроса и предложения. Рынок труда — составной сегмент структуры рыночной экономики, функционирующий в ней наряду с другими рынками сырья, материалов, товаров, услуг, жилья, капиталов, ценных бумаг и т. д. На рынке труда продается не рабочая сила, а способность к труду, при этом ее ценой является заработная плата. На рынке труда встречается продавец-работник, покупатель-работодатель. Рынок труда подчинен общим закономерностям взаимодействия спроса и предложения.
Сегодня рынок труда в Узбекистане прошел начальную стадию становления. Сформировались региональные рынки. Начали действовать рыночные механизмы самонастройки. Возросла инициатива и предприимчивость большинства наемных работников. Достаточно быстрыми темпами развивается структура подготовки и переподготовки кадров.
«Устойчиво высокие темпы роста экономики и сферы услуг создали необходимые условия для реализации важнейшей приоритетной задачи – обеспечения занятости населения, прежде всего трудоустройства выпускников профессиональных колледжей и высших учебных заведений.
В 2015 году создано свыше 980 тысяч рабочих мест, из них более 60 процентов — в сельской местности.
Трудоустроено свыше 480 тысяч выпускников колледжей. Коммерческими банками им выданы льготные кредиты на организацию собственного бизнеса в объеме около 280 миллиардов сумов, что в 1,3 раза больше, чем в 2014 году». [1]
В октябре 2014 года Олий Мажлисом Республики Узбекистан была принята Программа по созданию рабочих мест и обеспечению занятости населения в 2015 году.
Программа была направлена на повышение уровня и совершенствование территориальной структуры занятости, обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом реализации программ социально-экономического и индустриального развития территорий, сферы услуг и сервиса, строительства индивидуального жилья в сельской местности и подрядных строительных работ, дальнейшего развития многопрофильных фермерских хозяйств, модернизации сельскохозяйственного производства.
В 2015 году в рамках Программы было создано 261,6 тысячи новых рабочих мест и обеспечено занятости 725,9 тысячи человек в разрезе территорий и направлений. В целом, выполнение программы способствовало трудоустройству 987,5 тысячи человек. При этом отдельное внимание было уделено трудоустройству выпускников образовательных учреждений, возвращающихся трудовых мигрантов, женщин, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке.
Одной из основных задач программы является развитие различных форм занятости, особенно малого бизнеса, надомного труда и семейного предпринимательства как эффективных факторов дальнейшего развития рынка труда. В целях сохранения высокого уровня кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства коммерческими банками было выделено средства в размере 8,5 трлн. сумов. Развитие и расширение субъектов предпринимательства на селе, особенно специализирующихся на переработке и производстве готовой сельскохозяйственной продукции, позволило в 2015 году охватить занятостью более 127,5 тысячи человек.
Важным направлением программы является трудоустройство более 487,7 тысячи выпускников профессиональных колледжей и 409,5 тысячи возвращающихся трудовых мигрантов за счет вакантных и резервируемых рабочих мест.
В условиях семейного предпринимательства реально возможна разумная гибкость в построении и продолжительности рабочего дня и в разделении труда невозможная при другой форме организации деятельности, а это позволяет частично вовлекать в производство женщин с малолетними детьми и других категорий лиц неконкурентоспособных на рынках труда.
Такого же внимания требует и дальнейшее развитие туризма, где имеется много неиспользованных возможностей. В частности, это касается системного развития в стране сферы сервиса и туризма, инфраструктуры ряда перспективных регионов, способствующих созданию новых рабочих мест, в том числе и для молодежи. Это позволит увеличить число занятых в данной отрасли и повысить доходы населения за счет развития этой сферы.
Обеспечение занятости населения, являясь главным критерием эффективности проводимой в стране социально-экономической политики, рассматривается как ключевое, определяющее потенциал общества и его перспективы, поскольку именно в сфере занятости удовлетворяются жизненно важные потребности населения и реализуются его возможности. Можно с уверенностью сказать, что занятость является одним из важнейших индикаторов, по которому в целом необходимо судить о направлении развития общества и общественных преобразований.
Узбекистан имеет устойчивый и интенсивный приток трудовых ресурсов, а, следовательно, и широкие возможности для развития различных предприятий и отраслей экономики с высокими показателями трудоемкости. Приоритетной задачей государства является постоянное увеличения занятости населения и совершенствование его отраслевой структуры. Для решения данной проблемы в нашей стране достигнуты важные позитивные сдвиги.
Реализация целенаправленной политики по обеспечению льготного налогового режима для ускоренного развития малого бизнеса и расширения их кредитной поддержки позволила субъектам предпринимательства направить высвободившиеся средства на развитие производственной деятельности. При этом основная часть вводимых в малом бизнесе рабочих мест приходится на долю сферы услуг и сервиса, в первую очередь, в сельской местности.
Повышение эффективности сельскохозяйственного производства, увеличение объемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции, углубление социально-экономических реформ на сельском хозяйстве, модернизация сельского хозяйства и входящего в него комплекса отраслей и производств, развитие и расширение фермерских и дехканских хозяйств обеспечили создание более 100 тыс. рабочих мест.
Существенным вкладом в обеспечение занятости сельского населения послужили меры по развитию животноводства и птицеводства на базе дехканских и личных подсобных хозяйств, в частности — выделение на бесплатной основе крупного рогатого скота малообеспеченным и многодетным семьям, в результате чего сельские жители получили возможность заняться выращиванием крупного рогатого скота в дехканских хозяйствах и право на зачет периодов занятия этими видами деятельности в трудовой стаж для назначения пенсии.
Реализация программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения способствовала увеличению рабочих мест регионах с высоким уровнем потребности в трудозанятости. В каждом районе и городе республике созданы и эффективно функционируют специализированные учреждения, обеспечивающие содействие незанятым гражданам в вопросах трудоустройства. Ежегодно на вакантные и новые рабочие места биржи труда трудоустраивают около 42 тыс. граждан, обучают и повышают квалификацию по востребованным рынком труда профессиям более 25,3 тыс. человек.
Указанные меры способствовали сохранению уровня безработицы в стране на допустимом параметре (до 5 %) и снижению численности населения, нуждающегося в трудоустройстве.
На рынке труда республики наблюдается тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом. Это обусловлено преимущественно ежегодным выходом на рынок труда около 400 тыс. выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и 60 тыс. выпускников вузов. Поэтому особое внимание со стороны государства уделяется трудоустройству выпускников профессиональных колледжей.
Несмотря на предпринимаемые меры по повышению занятости населения и ввода новых рабочих мест проблема занятости в нашей республике все еще остается актуальной. Дальнейшее обеспечение занятости населения может быть достигнута по следующим основным направлениям:
- Поэтапное формирование и усовершенствование социально ориентированного рынка труда.
- Усовершенствование и внедрение коренных структурно-экономических реформ, которые позволяют создание новых рабочих мест, повышает уровень занятости населения и эффективность использования производственного потенциала.
- Усовершенствование системы местных и зарубежных организаций служб занятости, обеспечивающей рабочими местами безработного трудоспособного населения.
- Повышение уровня занятости на существующих рабочих местах за счет повышения квалификации и перепрофилирования согласно требованиям предприятиям-работодателям.
- Рост занятости на основе ускоренного развития сферы малого бизнеса и частного предпринимательства с усилением государственной поддержки, в частности, в получении кредитов, создания налоговых стимулов и т. д.
- Обеспечение рациональной занятости населения за счет развития отраслей перерабатывающей промышленности, отраслей сфер оказание современных услуг исходя из ресурсного потенциала регионов страны.
- Повышение конкурентоспособности населения страны на мировом рынке труда за счет повышения знаний, навыков, профессиональной квалификаций и уровня знания иностранных языков.
- Повышение занятости за счет экспорта рабочей силы ввиду расширения возможностей легализации вывоза рабочей силы на основе заключения двусторонних договоров о сотрудничестве в трудовой сфере.
- Создание надомного труда для многодетных женщин, пенсионеров и инвалидов на основе формирования кооперации труда в промышленных предприятиях.
- Дальнейшее усовершенствование экономических, организационных и юридических механизмов, регулирующих рынка труда, безработицу и процессов занятости населения.
Литература:
- Каримов И. А. Наша главная цель — несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. //Народное слово. 16.01.2016 г.
- www.mehnat.uz
- www.stat.uz