Особенности социально-психологической адаптации избранных депутатов органов местного самоуправления с позиции концепции отношений В. Н. Мясищева | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 29.05.2016

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Коротенко, Т. А. Особенности социально-психологической адаптации избранных депутатов органов местного самоуправления с позиции концепции отношений В. Н. Мясищева / Т. А. Коротенко, Л. Э. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1765-1768. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30921/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается процесс социально-психологической адаптации избранного депутата органа местного самоуправления как один из факторов, влияющих на эффективность его работы, что, в свою очередь, формирует положительное/негативное отношение электората к властным структурам как институтам правового государства. Изложено представление об особенностях социально-психологической адаптации избранных депутатов с позиции концепции отношений В. Н. Мясищева.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, избранный депутат, концепция отношений В. Н. Мясищева, органы местного самоуправления.

Психология личности является фундаментальным, основополагающим разделом науки психологии. Изучая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей, невозможно обойти стороной личность и различные индивидуальные процессы, динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия, взаимосвязь личности с социумом.

Актуальным представляется исследование процессов, протекающих в социуме в рамках институтов правового государства, гражданского общества. Так, на стыке двух наук — психологии и юриспруденции, лежит вопрос социально-психологической адаптации избранных депутатов органов местного самоуправления. Немаловажным фактором, влияющим на качество работы избранного депутата, заинтересованность его в конечном результате, в росте уровня жизни, благосостояния избирателей является его быстрая адаптация к изменившимся условиям среды.

Интересным представляется взглянуть на данный вопрос с позиции концепции отношений В. Н. Мясищева.

Центральным элементом системной модели, предложенной В. Н. Мясищевым, являются особенности личностно-средового взаимодействия. Понимание адаптации прежде всего как «приспособления», приводит к некоторому весьма общему варианту определения типа «совокупности реакций живой системы, поддерживающих ее функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды» [2, с. 97].

Стоит отметить, что рассмотрение проблемы психологической адаптации должно основываться на очевидности факта динамичного изменения среды и ее изменяющего влияния на субъекта, процесса взаимодействия субъекта и среды, а также собственно приспособления человека к изменяющимся условиям. При этом В. Н. Мясищев считал, что необходимо переводить психологические исследования «от учета действия изолированных раздражителей к изучению предметного воздействия и роли ситуации в целом» [2, с. 98].

Такой важный аспект теоретического осмысления проблемы адаптации связан с пониманием диалектической взаимосвязанности процессов адаптации: столкновение «потребностей и возможностей» субъекта с исходными, но «меняющимися» условиями приводит в итоге к новому (динамическому) равновесию в системе «окружающий мир — субъект», создающемуся вследствие преобразования среды и личности, формирования новых психологических реальностей субъекта (прежде всего — системы ее отношений): «Личность, изменяясь, развивается, меняется и характер ее отношения к действительности» [2, с. 53].

Напомним, что в понимании В. Н. Мясищева личность как высшее интегральное понятие характеризуется, прежде всего, как система («ансамбль») отношений человека к окружающей действительности [2, с. 48].

Для В. Н. Мясищева отношение — это основополагающая категория, которая описывает положение человека в мире, подчеркивает его активную роль и является движущей силой личности. Он определяет отношения личности как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [2, c. 5]. Эта система отношений представляет собой единство трех взаимосвязанных компонентов: отношение человека к людям; отношение человека к себе; отношение к предметам внешнего мира.

В. Н. Мясищев вслед за А. Ф. Лазурским подчеркивает, что отношения (к себе, к другому, к миру), приобретая устойчивость, становятся характерными для личности (то есть становятся чертами характера) и проявляются в типичных для личности способах выражения этих отношений. В. Н. Мясищев считал, что в основе формирования отношения лежит процесс отражения человеком окружающего его мира людей и вещей. Данное положение позже стало одним из принципов изучения личности в общении.

Отношение как связь субъекта с объектом едино, но в многообразии отношений выступают более или менее отчётливо отдельные компоненты, которые В. Н. Мясищев называет также частичными отношениями, сторонами отношения, или видами его. В. Н. Мясищев различает две основные стороны единого предметного отношения — потребности и эмоциональные отношения. Ряд отношений выступает у человека как относительно самостоятельные образования. Это интересы, оценки и убеждения.

Отношения определяют действия, реакции и переживания человека, они являются движущей силой личности. Характеризуя личность, обычно говорят о её направленности. По В. Н. Мясищеву, в сущности, речь идет о доминирующих отношениях, то есть о большей или меньшей активности, реактивности, эффективности в отношении к тем или иным объектам. В системе отношений человека имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определенную роль играют отношения между людьми, в целом обусловленные структурой общества.

В. Н. Мясищев выделяет четыре компонента характеристики личности: доминирующие отношения личности — то, для чего живёт данный человек, что является для него смыслом жизни; психический уровень человека — уровень его желаний и уровень его достижений; динамика реакций личности — темперамент, который проявляется во всех сторонах личности, в том числе и в её интеллектуальной и идейной жизни, обнаруживается в процессе преодоления трудных жизненных ситуаций и может меняться под влиянием них.

Система отношений — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих целостность, единство. Определение доминирующих отношений в системе отношений личности позволяет глубже понять саму личность, ее характер, объяснить и спрогнозировать ее поведение.

Поэтому при изучении проблемы адаптации личности следует исходить из того, что любое очередное изменение среды приводит к изменению личности и, прежде всего, ее системы отношений.

Рассматривая социальное и трудовое поведение, закрепившееся при педагогически правильно сформировавшихся отношениях, В. Н. Мясищев отмечает, что вся сложнейшая картина сочетаний и борьбы созревающих витальных, укрепляющихся и распадающихся конкретно-личностных отношений регулируется в норме моральными и юридическими требованиями. Такого рода требования определяются как «система обязательных, общественно регулируемых и контролируемых требований» и являются фактически «идейными регуляторами поведения». Такой аспект представления о характере требований среды предполагает рассматривать этот уровень адаптации личности как социально-психологическую адаптацию [1].

Наибольшее значение для человека, по мнению В. Н. Мясищева, имеют межличностные отношения: «самое главное и определяющее личность — ее отношения к людям, являющиеся одновременно и взаимоотношениями» [1, с. 48], и внутриличностные отношения, а так же их взаимосвязанность: «отношение человека к себе самому связано с его отношениями к другим людям и их отношением к нему» [2, с. 208].

Неоспоримым на сегодняшний день является и то, что при нарушении личностно-средового взаимодействия может наблюдаться весь спектр конфликтного реагирования — от некой дисгармонии во взаимоотношениях личности и среды до противопоставления их интересов. Разумеется, разрешение противоречий, неизбежно возникающих при конфликтности отношений в системе «личность — среда», в одном из вариантов развития (оптимальном) приводит к достижению приспособительного эффекта. В случае объективно либо субъективно возникшего личностно-средового конфликта в любом его варианте неизбежным является нарушение адаптации личности к изменившимся требованиям среды. Динамически протекающий процесс адаптации (в его успешном или неуспешном варианте) лежит в основе развития различных дезадаптивных состояний.

Формируя отношение к себе в новой роли, избранный кандидат должен понимать и принимать тот факт, что для освоения нового вида деятельности (с учетом работы на непостоянной основе) требуются его интеллектуальные усилия и время. Осознание того, что избрание депутатом с точки зрения действующего законодательства событие, ограниченное временными рамками, становление же в роли избранного депутата — процесс, не ограниченный во времени, сопряженный с успехами и неудачами, будет способствовать принятию новой роли.

Вместе с тем, избранному кандидату необходимо осознавать, что должно несколько трансформироваться и его отношение к окружающему миру, т. к. он сам своим волевым решением дал согласие принять ответственность, переданную избирателями, за развитие соответствующей территории (например, муниципалитета). Отныне его решения будут иметь последствия для развития ближайшего окружающего мира, а, следовательно, к принятию этих решений подходить следует обдуманно и ответственно.

Параллельно с проявлением активной гражданской позиции, позволившей реализовать конституционное право быть избранным, депутату следует осознавать и проявлять возросший уровень социальной ответственности в отношениях с другими людьми. Избранный депутат должен учитывать, что избиратели, то есть окружающие люди, оказав доверие на выборах, делегировав право принятия решений, ожидают ответных действий с его стороны, направленных на повышение их уровня жизни во всех ее сферах. Подобная система отношений депутатов к своим избирателям обеспечит их необходимой психологической поддержкой со стороны граждан после избрания, в период адаптации к новой роли.

Вместе с тем, именно после избрания в период адаптации к изменившейся среде избиратель предъявляет к депутату достаточно высокие требования. И не оправдать эти ожидания, требования будет значить для депутата не оправдать надежды избирателей, что может повлечь углубление или возникновение различных дезадаптивных состояний.

Обратите внимание, сколь часто мы слышим негативную оценку деятельности избираемых органов местного самоуправление, недовольство работой депутата, низкую оценку исполнения функции представительства народа. На сегодняшний день законодательство не содержит образовательного ценза для кандидатов в депутаты, депутатская деятельность осуществляется на непрофессиональной основе. Чаще всего в органы местно самоуправления избираются люди «из народа» и в ходе избирательной кампании избиратель поддерживает идеи и кандидатуру как личность. Представляется, что одной из причин трансформации положительной оценки будущего депутата в негативную оценку избранного депутата в период исполнения им обязанностей может являться именно неуспешный вариант процесса адаптации самого депутата.

Вместе с тем, ни действующее законодательство, ни реалии современной жизни не предусматривают механизмов оказания помощи в адаптации избранному кандидату ни на этапе избирательной кампании, ни после избрания. Однако мероприятия, направленные на формирование положительного сценария адаптации избранного депутата могли бы стать одним из факторов долгосрочной, продуктивной и качественной работы на благо избирателей и своего муниципального образования. Учитывая изложенное, вероятно рациональным было бы привлечение к работе с кандидатами в период избирательной кампании и/либо после избрания квалифицированных специалистов-психологов.

Формат научной статьи не позволяет рассмотреть все особенности социально-психологической адаптации избранного депутата в свете теоретических положений концепции отношений личности В. Н. Мясищева. Настоящая работа преследует цель прежде всего отразить видение потенциала одной из отечественных общепсихологических концепций личности в качестве основания для совершенствования подходов к оптимизации работы избираемых органов местного самоуправления с целью повышения ее качества. Вместе с тем изложенный подход может стать основой для возможной дискуссии, предметом психолого-юридического исследования.

Литература:

  1. Иовлев Б. В. Психология отношений. Концепция В. Н. Мясищева и медицинская психология / Б. В. Иовлев, Э. Б. Карпова. — СПб.: «Сенсор», 1999.– 76 с.
  2. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, избранный депутат, социально-психологическая адаптация, личность, местное самоуправление, отношение человека, избирательная кампания, избранный кандидат, система отношений, правовое государство.


Ключевые слова

органы местного самоуправления, социально-психологическая адаптация, избранный депутат, концепция отношений В. Н. Мясищева

Похожие статьи

Особенность работы педагога-психолога образовательного учреждения по проектированию психологически безопасного климата в условиях школы

В статье автор предпринял попытку подробно изучить специфику деятельности педагога-психолога, поскольку именно этот специалист играет большую роль в становлении и самореализации личности участников образовательного учреждения, что в свою очередь поло...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации

В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...

Эмоциональное выгорание педагогов в условиях инклюзивного образования

В представленной статье поднимается довольно актуальная проблема современного образования, связанная с эмоциональным выгоранием педагога в условиях инклюзивного образования. Так как современная система образования практически постоянно подвергается р...

Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в центрах детского и юношеского творчества (дом культуры)

В статье рассматривается проблема своеобразия психолого-педагогической деятельности с детьми и подростками в условиях дома культуры; раскрываются факторы, определяющие это своеобразие; обосновывается необходимость специализированной подготовки педаго...

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Влияние ценностно-мотивационной сферы личности на достижение успеха в деловом общении

В статье рассмотрено понятие делового общения, проанализированы теории достижения успеха в деловом общении отечественных и зарубежных психологов. Выделены критерии успешного делового общения. Приведены результаты исследования влияния ценностно-мотива...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления личности специалиста

В статье рассмотрены основные принципы организации и развития студенческого самоуправления как фактора профессионального становления личности будущего специалиста. Описаны направления работы координаторов студенческого самоуправления из числа препода...

Похожие статьи

Особенность работы педагога-психолога образовательного учреждения по проектированию психологически безопасного климата в условиях школы

В статье автор предпринял попытку подробно изучить специфику деятельности педагога-психолога, поскольку именно этот специалист играет большую роль в становлении и самореализации личности участников образовательного учреждения, что в свою очередь поло...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации

В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...

Эмоциональное выгорание педагогов в условиях инклюзивного образования

В представленной статье поднимается довольно актуальная проблема современного образования, связанная с эмоциональным выгоранием педагога в условиях инклюзивного образования. Так как современная система образования практически постоянно подвергается р...

Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в центрах детского и юношеского творчества (дом культуры)

В статье рассматривается проблема своеобразия психолого-педагогической деятельности с детьми и подростками в условиях дома культуры; раскрываются факторы, определяющие это своеобразие; обосновывается необходимость специализированной подготовки педаго...

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Влияние ценностно-мотивационной сферы личности на достижение успеха в деловом общении

В статье рассмотрено понятие делового общения, проанализированы теории достижения успеха в деловом общении отечественных и зарубежных психологов. Выделены критерии успешного делового общения. Приведены результаты исследования влияния ценностно-мотива...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления личности специалиста

В статье рассмотрены основные принципы организации и развития студенческого самоуправления как фактора профессионального становления личности будущего специалиста. Описаны направления работы координаторов студенческого самоуправления из числа препода...

Задать вопрос