Правовой статус муниципального образования законодательно определен и представлен в весьма емкую правовую категорию, элементы которой относительно самостоятельны и характеризуют территориальную социально — экономическую целостность. Муниципальные образования можно классифицировать по различным признакам: численности населения, нормативно- правовому статусу, отраслевому признаку и т. д.
Классификация муниципальных образований
Классификационный признак |
По видам муниципальных образований |
Нормативно-правовой статус (в соответствии с ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» |
Муниципальный район, городской округ |
Численность населения |
Крупные (от 500000), малые (до 100000), средние(100000–500000) |
(функциональный критерий) отрасли производства |
Аграрные, промышленные, курортные |
Тип поселений (в соответствии ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» |
Городские, сельские |
Бюджетообразующий потенциал |
Реципиенты, доноры |
По нормативно-правовому статусу муниципальные образования подразделяют на муниципальные районы и городские округа.
Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения.
Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района иорганы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
По типу поселения разделяются муниципальные образования разделяются на городские и сельские.
Городское поселение — город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления. Численность населения не менее 1000 человек.
Функциональный критерий важен для оценки экономического потенциала развития муниципального образования.Многофункциональныемуниципальные образования характеризуются концентрацией различных видов производств, размещением важнейших коммуникационных узлов (железнодорожных, автомобильных и др.), отличаются развитой банковской и финансовой структуры. Как правило, такие муниципалитеты являются столицами и центрами субъектов Федерации.
Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления вРоссийской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не в ходят в систему органов государственной власти. Эта норма говорит о том, что любое вмешательство государства в дела муниципалитета недопустимо.
Деятельность органов местного самоуправления в Российской Федерации регулируется федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ вступил в силу с 01.01.2009 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Ранее действующий Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривал лишь один обязательный орган местного самоуправления, который должен быть в каждом муниципальном образовании: представительный орган местного самоуправления (при этом он мог быть заменен сходом граждан в небольших муниципальных образованиях). Действующий Федеральный закон № 131-ФЗ по-новому решает вопрос о наличии в структуре органов местного самоуправления обязательных органов, уделяя значительное внимание правовому регулированию вопросов формирования и деятельности органов местного самоуправления, в сравнении с Федеральным законом 1995 г. [4; с.228]
При этом если Федеральный закон № 154-ФЗ оставлял порядок определения населением структурных элементов за субъектом Федерации, то Федеральный закон № 131-ФЗ сам устанавливает этот порядок. Структура органов местного самоуправления, согласно этому Закону, может определяться двояким образом: населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, — на сходе граждан) или представительным органом вновь образованного муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования [2].
До 2014 года в Российской Федерации выделяли пять типов муниципальных образований: городской округ, муниципальный район, городское поселение, сельское поселение, внутригородская территория города федерального значения. Федеральным законом от 24 мая 2014 года № 136 -ФЗ было введено еще два типа муниципальных образования: внутригородской район, городской округ с внутригородским делением.
Таким образом, в современной российской эволюции местного самоуправления можно выделить три этапа:
Начальный этап. |
На этом этапе происходит становление российского государства после развала СССР. Принята новая Конституция РФ 12 декабря 1993 года в которой были закреплены принципиально новые основы местного самоуправления. |
Этап становления местного самоуправления в РФ. |
Данный этап непрерывно связан с принятием первого федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». |
Этап реформирования. |
Тенденции развития местного самоуправления быстро менялись. Действующий на тот момент федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 154 –ФЗ устарел. В 2003 году был принят абсолютно новый закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ вступил в силу с 01.01.2009 г. с одноименным названием «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Процесс реформирования не закончен и на данный момент. Вносится множество поправок и дополнений в федеральный закон, но все же в длительной перспективе заметно светлое будущее российского местного самоуправления. |
Перспективы развития местного самоуправления всовременной России.
Система органов местного самоуправления — это организационно упорядоченная совокупность органов местного самоуправления в рамках конкретного муниципального образования, закрепленных в действующем законодательстве, имеющих самостоятельный статус, обладающих собственной компетенцией, находящихся во взаимосвязи, взаимозависимости и объединенных едиными целями и задачами по решению вопросов местного значения в интересах населения.
Дефицит местных бюджетов и определяющая доля межбюджетных трансфертов в их доходах не позволяют им в полной мере проявлять свою роль в развитии муниципальных образований. Однако по мере укрепления экономики, расширения доходной базы и повышения статуса местного самоуправления, возрастания роли муниципального образования в решении конкретных проблем и нужд населения значение местных бюджетов будет возрастать. В связи с этим необходимо совершенствовать и укреплять финансовую базу органов самоуправления, основу которых составляют местные бюджеты.
Необходимо так же отдельно рассмотреть вопрос о разграничении предметов ведения и полномочий между муниципальными районами и поселениями. В настоящее время в Федеральном законе № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения поселения сохранить в основном для городских поселений, а перечень вопросов местного значения сельских поселений свести к минимуму, ограничив его вопросами обустройства и содержания территорий. Необходимо также существенно сократить объем финансовой и статистической отчетности для сельских поселений. Значительная честь рабочего времени работников сельских администраций уходит на написание отчетной документации. Одновременно предоставить право высокоэффективным сельским поселениям по соглашению с муниципальными районами принимать на себя решение отдельных дополнительных вопросов местного значения с предоставлением субвенций на их исполнение из бюджетов муниципальных районов.
Система формирования доходной базы муниципальных бюджетов не позволяет в полной мере реализовать возможности бюджета, количественно и качественно влиять на муниципальную экономику. Учитывая, что огромная часть социальных и экономических расходов государства финансируется именно за счет средств местных бюджетов, бюджеты муниципальных образований должны выступать в качестве экономического регулятора, способствующего установлению оптимальных пропорций общественного производства в территориальном масштабе, стимула развития и структурной перестройки экономики, повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, оживления предпринимательства на местах.
В современной России развитие местного самоуправления возможно только в результате достаточного финансового обеспечения муниципальных образований, социальной поддержки населения, а также развития культурных ценностей и самоорганизации населения проживающих на территории муниципальных образований.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
- Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 22. — Ст. 2770.
- Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2010. С. 228–229.