Политика в области качества — основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Главной целью политики предприятия в области качества должно быть стабильное обеспечение качества продукции и услуг, удовлетворяющих требованиям и ожиданиям потребителей [1, с.78].
Политика в области качества — это первооснова, с которой начинается формирование системы качества. Она является элементом общей политики предприятия (в ней выделяют экономическую, коммерческую, социальную, экологическую и техническую политику) и утверждается высшим руководством. Ее разработка и реализация ведется самостоятельно каждым предприятием.
Политика должна согласовываться с организационными целями и задачами поставщика, ожиданиями и потребностями потребителя.
Руководство предприятия должно принимать все меры, которые обеспечивали бы понимание политики в области качества, ее осуществление и анализ на всех уровнях организации. Политика предприятия свидетельствует о том, что его руководство придерживается четко обозначенных подходов и принципов, базирующихся, как правило, на определенной философии качества.
Закрепленная документально и подписанная руководителем предприятия политика в области качества дает возможность всем работникам, а также потребителям и поставщикам получить отчетливое представление об официальном отношении руководства предприятия к качеству. Она должна быть сформулирована таким образом, чтобы касаться деятельности каждого работника, а не только качества продукции или услуг, предлагаемых предприятием. Ее формулировка должна быть краткой и простой для запоминания. Стандарт требует, чтобы руководство предприятия наряду с политикой определила и документально оформила задачи по качеству и свое обязательство по качеству [2, с.71].
Руководство предприятия должно довести политику предприятия в области качества (как и свои обязательства) до каждого работника предприятия. Это достигается путем:
‒ обсуждения положений политики на совещаниях коллективов функциональных и производственных подразделений предприятия;
‒ разъяснения сущности политики в ходе учебы по качеству;
‒ ознакомления с политикой при приеме на работу;
‒ наглядной агитации в местной печати и на радио, телевидении, а также посредством плакатов и транспарантов, размещенных в производственных и служебных помещениях и в местах, обеспечивающих восприятие информации максимально возможным числом работников и посетителей (проходная, приемная, актовый зал, столовая и др.).
Систематически должны осуществляться контроль и анализ выполнения политики в области качества. По их результатам проводится корректировка положений или установление новых.
Политика в области качества может быть выражена в девизе предприятия, обращенного к потребителям, поставщикам и общественности, сертифицирующим организациям. Девиз должен быть четким, кратким и выразительным. Приведем несколько примеров девизов зарубежных компаний.
Современная политика передовых отечественных и зарубежных предприятий в области качества заключается во взаимосвязанности и неотделимости ее от общей политики предприятия. Техническая, экономическая и социальная политика рассматриваются как естественный результат или средство решения задач качества.
К таким задачам относятся: расширение или завоевание новых рынков, достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий, улучшение важнейших показателей качества продукции, снижение уровня дефектности изготовляемой продукции, развитие сети сервисных услуг, увеличение сроков гарантии на выпускаемую продукцию [1, c. 214].
Для успешной реализации этих задач существуют основные направления и необходимо определиться в общих принципах действий в области качества. Качество продукции формируется на всех этапах ее жизненного цикла. Свойство продукции выражается показателями качества, т. е. количественными характеристиками свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определённым условиям ее создания и эксплуатации или потребления [3, c. 92].
Формирование и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества является первичным актом при создании системы качества. При подходе к решению вопросов к управлению качеством на предприятии применяются следующие стандарты. ИСО 9000‐94 — стандарты по общему руководству качеством и его обеспечения. Основное назначение стандарта — помочь предприятию в выборе и применении стандартов ИСО 9000.
Стандарт содержит также ряд положений о современных системах качества. ГОСТ Р ИСО 9001‐96 — системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
ГОСТ Р ИСО 9002‐96 — системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже, обслуживании. ГОСТ Р ИСО 9003‐96 — системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях [3, c. 92].
Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но охватывает весь жизненный цикл продукции.
По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества предприятие выделяет три направления.
Направления в области качества по существу и являются стратегией развития, разработка которой даст возможность предприятию хорошо взвесить реальные возможности в осуществлении своих планов.
На предприятиях разрабатывают руководство по административному управлению качеством, включающее в себя: политику в области качества, ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который исполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на качество, методики системы качества и инструкции, положения по пересмотру и корректировке руководства.
Структуру системы качества отражают следующие документы:
‒ руководство по качеству для всей фирмы, включающее, кроме описанного выше, организационную структуру производства;
‒ методические документы общего характера; мероприятия и последовательность операций по обеспечению качества; рабочие инструкции, справочники [4, с.435].
Таким образом, система качества данного предприятия обеспечивает управление качеством на всех участках «петли качества», участие всех работников в управлении качеством, неразрывную связь деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат, проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов, обязательность выявления дефектов и устранения их в производстве.
Система качества также устанавливает ответственность руководителей, порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы, порядок документального оформления всех процедур системы.
Таким образом, можно выделить основные направления политики предприятия в области качества:
‒ развитие организации на основе принципов международных стандартов ISO 9001, AS/EN/JISQ 9100;
‒ обеспечение выполнения требований всех заинтересованных сторон — потребителей, работников, акционеров, поставщиков, надзорных органов, общественных и профсоюзных организаций;
‒ обеспечение постоянного роста экономического потенциала и прибыли организации [5, с.80].
Методы реализации политики предприятия в области обеспечения качества:
постоянное проведение маркетинговых исследований рынка, повышение конкурентоспособности путем достижения признания на российском и международном уровне как надежного и стабильно развивающегося партнера;
применение риск-ориентированного подхода;
улучшение процессов Системы Менеджмента Качества на основе анализа данных и информации;
применение новых эффективных технологий для обеспечения выпуска продукции требуемого качества на всех стадиях производства — от сырья до готовой продукции, путем технического развития производственных мощностей;
предупреждение потенциальных несоответствий и дефектов продукции, определение и устранение главных причин несоответствий, выявленных в производстве и принятие мер для исключения их повтора;
признание, предоставление полномочий и развитие навыков и знаний работников всех уровней путем проведения систематического обучения и повышения квалификации;
создание атмосферы причастности всех работников организации к результатам её деятельности;
мотивация работников к реализации направлений Политики в области качества [5, с.81].
Литература:
- Экономика, организация и управление на предприятии
- Учебник/ Под ред. М. А. Боровской. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012. — 440с.
- Лукашина Ю. Ю. Гибкое промышленное предприятие: качество состояния функционирования и качество продукции/ Ю. Ю. Лукашина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.- 2014.- № 9 (137).- С. 71–77.
- Брод Б. З. Строим систему качества / Б. З. Брод// Стандарты и качество.- 2012.- № 12.- С. 92–93.
- Ушаков С. А. Политика в области качества/ С. А. Ушаков // Новое слово в науке: перспективы развития.- 2015.- № 2 (4).- С. 435–436.
- Савина И. А. Развитие политики в области качества предприятий и организаций / И. А. Савина// Наука на рубеже тысячелетий.- 2013.- № 11.- С. 80–82.