В данной статье рассмотрены точки зрения на понятие «бережливость» в рамках философии. Проанализированы характерные свойства данного понятия. На основе проведенного исследования была отмечена роль бережливости как одной из основополагающих добродетелей.
Ключевые слова: бережливость, расточительность, добродетель
Является ли бережливость добродетелью или пороком? Какой категории это понятие ближе: скупости? Данные вопросы занимали умы психологов, философов, ученых на протяжении многих столетий. Согласно современному толковому словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой Аристотель не рассматривал бережливость как добродетель, считая спартанскую бережливость крайностью; его больше привлекала щедрость, занимающая среднее место между пороками скупости и расточительности. [Ефремова, электронный ресурс]
В Новое время, в период возникновения новой цивилизации, новой системы отношений бережливость принималась буржуазией как добродетель в значении грамотного расходования средств. Джон Локк в своих «Мыслях о воспитании» давал советы родителям о воспитании молодого человека, учитывая, что каждый джентльмен должен владеть основами бухгалтерии. «Знание счетоводства не поможет джентльмену нажить состояние; однако нет, пожалуй, более полезного и действенного способа сохранить ему то состояние, которым он обладает, чем счетоводство... Поэтому я бы рекомендовал всякому джентльмену основательно изучить счетоводство и не думать, что это искусство ему не нужно потому, что оно получило свое название от торговых людей и ими главным образом применяется». [Джон Локк, электронный ресурс]Философ-этик Адам Смит, подражая Аристотелю, определил место бережливости в качестве середины между скупостью и расточительностью, объявив первую недостатком, а вторую избытком интереса к вещам («объектам собственного внимания»)». Бережливость, а не трудолюбие, считал он является непосредственной причиной возрастания капитала. Но капитал никогда не мог бы возрастать, если бы бережливость не сберегала и не накопляла. Он считал бережливого человека общественным благодетелем и роль такого бережливого человека может уравновесить расточительность других, что поможет избежать критической ситуации. В действительности редко бывает так, чтобы на положение большой нации сколько-нибудь значительно отзывались расточительность или ошибки отдельных лиц. Расточительность или неблагоразумие одних всегда более чем уравновешивается бережливостью и разумным поведением других. Что касается расточительности, то к расходам толкает стремление к наслаждению, которое, хотя и бывает нередко очень сильно и трудно преодолимо, все же обычно непродолжительно и вызывается случайными причинами. Напротив, к бережливости нас пробуждает желание улучшить наше положение, желание, обычно лишенное страстности и спокойное, присущее нам, однако, с рождения и не покидающее нас до могилы. [MichaelD. Chan., 2006] Многим знакомы выражения Бенджамина Франклина «сбереженная копейка- заработанная копейка» (англ. a penny saved is a penny earned) и «не разбрасывай — не пожалеешь» (англ. waste not, want not) показывают роль бережливости без порицания расточительности, но в качестве рецепта финансового успеха.
Роль бережливости как добродетели явно представлена в «прусских добродетелях», также известных как «немецкие добродетели». Этот перечень лучших человеческих качеств берет свое начало со времен лютеранства эпохи Просвещения. Появилось понятие немецких добродетелей во время правления короля Фридриха Вильгельма I, укрепившего внутреннее положение Пруссии в XVIII веке. До сих пор остается загадкой почему был выделен именно такой набор качеств, однако, массовое следование ему принесло ощутимую пользу и оставило довольно весомый след в истории Пруссии. Обратим внимание на то, что именно бережливость возглавляет этот список. [Электронный ресурс]
Добродетель бережливости заключается в том, что это качество того, чтобы быть скромным, экономящим, бережливым, благоразумным или экономичным в использовании потребляемых ресурсов, таких как еда, время или деньги, и избегающий отходов, щедрости или расточительности.
С точки зрения бихевиоризма бережливость является таким направлением в приобретении товаров и услуг, при котором расходы будут умеренными, а использование уже имеющихся товаров и услуг будет грамотным, что поможет сохранить имущество в долгосрочной перспективе использования. [Электронный ресурс]
Но что включает в себя бережливость? Каковы основные правила политики поведения бережливого человека? В общем смысле, стратегии бережливости включают в себя стремление к минимизации отходов при использовании вещей, экономное использование предметов. Подавление желания тратиться на затратные привычки благодаря финансовой умеренности также включено в благодетель бережливости. С социально-философской точки зрения, бережливый человек бросает вызов дорогим социальным нормам, используя бесплатные варианты, и остается хорошо осведомленными о местных обстоятельствах и рынке обслуживания. Скромное проживание, главным образом, осуществлено теми, кто стремится сокращать расходы, иметь больше денег и получать максимум от финансов. Несмотря на все видимые положительные стороны добродетели бережливости включают в себя «опытное» знание коммерческих рынков или корпоративных культур, бережливость призвана служить в лучших экономических, нравственных и духовных интересах человека.
На сегодняшний день многие духовные сообщества полагают, что бережливость достоинство и своего рода духовная дисциплина. Религиозные и общественные сообщества прошлого и настоящего, как например общество пуритан — для которого характерны крайняя строгость нравов и аскетическое ограничение потребностей, расчётливость и бережливость, трудолюбие и целеустремлённость есть примеры таких идеологиеских объединений восхваляющих бережливость. В христианской традиции тоже есть место бережливости как необходимости в экономии средств для дальнейшего использования в благотворительных целях, в помощи нуждающимся.
Есть также защитники окружающей среды «зеленые», натуралисты, которые полагают, что бережливость достоинство, через которое люди могут использовать свои наследственные навыки как охотники-собиратели, неся мало и нуждаясь в малом. Генри Дэвид Торо выразил подобную философию в «Уолден, или Жизнь в лесу» с его интересом к уверенности в своих силах и минимальному имуществу, живя просто в лесах. [Генри Дэвид Торо, электронный ресурс]
Помимо этого, нельзя обойти стороной и экономическую корпоративную сторону вопроса бережливости. Бережливость в бизнесе принята стратегическим императивом большинством крупных предприятий с принятием философии правильного расходования средств и трудовых ресурсов. При этом корпорации вводят моральное обязательство сокращения, предлагая понятие, что осторожное управление затратами находится в компании, акционере и интересах сотрудника. Если сбережения корпорации успешны, то они приносят немало выгод и каждому отдельному сотруднику. В такой философии секрет успеха многих известных фирм.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бережливость в меньшей степени относится к скупости и жадности. В философии по-разному трактовалась бережливость: и как добродетель, и как порок. Считается, что бережливость стимулирует лишенное страстности и спокойное стремление к улучшению положения. О бережливости как добродетели говорится в перечне прусских добродетелей. Бихевиоризм рассматривает бережливость как направление при умеренном расходе средств на приобретение товаров и услуг.
Существуют определенные правила политики поведения бережливого человека. По мнению духовных сообществ, бережливость выступает в качестве достоинства и духовной дисциплины. В бизнесе философия правильного расходования средств и трудовых ресурсов считается залогом успеха.
Литература:
- Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1745846 (дата обращения 01.05.2015)
- Статья «Прусские добродетели» URL:http://www.preussische-tugenden.de/ (дата обращения 01.05.2015)
- Электронный журнал ru.knowledgr.com URL:http://ru.knowledgr.com/01539264/ %D0 %91 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B6 %D0 %BB %D0 %B8 %D0 %B2 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %82 %D1 %8C (дата обращения 12.05.2015)
- Джон Локк «Мысли о воспитании» URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/10.php (дата обращения 11.05.2015)
- Генри Дэвид Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» URL: http://lib.ru/INPROZ/TORO/walden.txt (дата обращения 18.05.2015)
- Michael D. Chan. Aristotle and Hamilton on commerce and statesmanship. University of Missouri Press, 2006, 248с.